Состояние и развитие фирменной торговли в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является фирменный магазин стеклозавода «Неман», расположенный в ТЦ «Столица», пав 522.

Цель работы является изучение состояния фирменной торговли в РБ и путей ее дальнейшего развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4
Фирменная торговля и ее роль в экономике………………………………...5
Возникновение и развитие фирменных магазинов и их роль в экономике…………………………………………………………………5
Состояние фирменной торговли………………………………………...7
Пути совершенствования фирменной торговли………………………………………………………………….10
Приемы, применяемые в фирменной торговле, на примере фирменного магазина стеклозавода «Неман»………………………………………………………………………12
Изучение спроса…………………………………………………………12
Формирование ассортимента…………………………………………...13
Методы продаж………………………………………………………….14
Услуги……………………………………………………………………15
Пути развития фирменного магазина «Неман»……………………………16

Заключение…………………………………………………………………...19

Список литературы…………………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

конечный вариант курсача.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

     Источник: сайт Министерства статистики РБ.

     Как видно из таблицы 1, количество фирменных  магазинов за  последние 20 лет  увеличилось в 18 раз и составило 1.9% от общего количества магазинов республики. Следовательно, можно сделать вывод, что фирменная торговля получила широкое развитие и в дальнейшем данная тенденция сохранится.

     Кроме количественного роста положительно и то, что всё больше появляется предприятий, которые в полной мере отвечают статусу «фирменный». Это сеть магазинов ООО «Марко», ОАО «Милавица», АО «Свiтанак» в Жодино и др. Значительных успехов в работе достигли фирменные магазины «Белвест», «Милавица», «Марко», которые открыты в Смоленске. Также в Смоленске открыт торговый дом «Белая Русь», учредителями которого являются белорусские промышленные предприятия. В этих магазинах привлекательные интерьеры, высокий уровень обслуживания. Также постоянно изучается спрос покупателей на вырабатываемую учредителями продукцию, готовятся ежемесячные конъюнктурные обзоры и отчёты о реализации по выпускаемым моделям. В магазинах ОАО «Неман» принимаются заказы от населения на производство изделий нестандартных размеров. В магазине №1 «АБВ» в г. Минске постоянно проводятся расширенные распродажи товаров для пенсионеров и студентов со значительной скидкой в цене.

     Для координации управления фирменной  торговлей в целом по республике создано Республиканское унитарное  предприятие «Фирменная торговля Минпрома». Задачами этой структуры являются:

  • исследование рынков сбыта в республике и за рубежом;
  • проведение выставок-продаж продукции предприятий данного министерства с соответствующей рекламой их в СМИ;
  • координация работы фирменных магазинов в части расширения ассортимента товаров;
  • увеличение сети фирменных магазинов за счет их создания, прежде всего, в Минске и областных центрах, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья.

   Однако  в развитии фирменной торговли существуют и недостатки.  Минторгом при активном участии специалистов ведомств, обл. (гор.) исполкомов была проведена проверка около 200 торговых предприятий в городах, в результате которой те или иные нарушения законодательства о торговли были установлены практически повсеместно. По норме половина ассортимента продовольственного фирменного магазина должна поставляться из родных цехов. Но в проверенных фирменных магазинах, например, Минской птицефабрики имени Крупской удельный вес продукции учредителя составил 13 - 16 процентов от общего объема товарооборота. На Брестчине, скажем, 85 процентов проверенных точек явили взору контролеров весь букет типичных нарушений: не соблюдаются правила торговли и дисциплина цен, продают некачественный товар, ассортимент скудный. [3] Иногда фирменные магазины открывают в совершенно не предназначенных для этого местах. Так, один такой «магазин» Минской птицефабрики им. Крупской в конце 1999 года был открыт в столичной поликлинике №26 в детском кабинете №13. В результате выявления подобных нарушений Типового положения магазины лишаются статуса фирменный, а при повторном выявлении нарушений может быть принято решение о лишении магазина лицензии.

     Тем не менее, развитие фирменной торговли в республике осуществляется в соответствии с основными направлениями Программы развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006—2010 годы, а также программами, определенными учредителями фирменных магазинов. К примеру, Министерством промышленности до конца текущего года планируется открытие фирменных магазинов РУПП «Витязь» в городах Пинск и Орша. В системе Минсельхозпрода наибольшее количество предприятий торговли функционирует в Департаменте по хлебопродуктам. В системе концерна «Беллегпром» количество фирменных магазинов в первом полугодии 2007 г. в сравнении с соответствующим периодом прошлого года возросло на 43 процента. Организациями концерна «Белнефтехим» разработаны мероприятия по развитию и совершенствованию собственной торговой сети. До конца текущего года планируют открытие собственных магазинов ОАО «Борисовский завод пластмассовых изделий» и ОАО «Гродно Азот». Основным направлением развития фирменной торговли концерна является расширение фирменных секций. [4]

   Таким образом, несмотря на недостатки, фирменная  торговля занимает значительную долю в товарообороте республики, причём сохраняется тенденция к увеличению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Пути совершенствования  фирменной торговли
 
 

   Учитывая  то, что фирменные магазины реализуют до 75% продукции собственного производства, сохраняется тенденция дальнейшего развития фирменной торговли.

   В целях насыщения рынка республики товарами народного потребления, улучшения торгового обслуживания населения, расширения рынков сбыта продукции отечественного производства Президент РБ издал Указ "О развитии фирменной торговли" от 20.03.1996 N 113. (см. приложение 3)

   В  целях  активизации   работы   по развитию    фирменной    торговли, повышения   заинтересованности предприятий в открытии фирменных магазинов и более полного насыщения потребительского  рынка  города, Минский  городской  исполнительный комитет принял Решение от 23 июля 1998 г. №784 "О состоянии работы по развитию фирменной торговли в г. Минске и дополнительных мерах по ее улучшению" (см. приложение 4), в котором постановил:

  • Установить  приоритетное  право   субъектам   хозяйствования Республики  Беларусь - производителям  продукции  при  организации фирменной торговли:
      • на  получение   земельных   участков   для   строительства фирменных магазинов;
      • на покупку реализуемых на конкурсах объектов недвижимости;
      • на аренду помещений под фирменные магазины и субаренду под фирменные отделы, секции в предприятиях торговли;
      • на выделение  торговых  мест  для  реализации  собственной продукции на рынках г. Минска.
  • Администрациям районов г. Минска провести работу  по  выявлению  неэффективно  используемых помещений,   на площадях  которых  возможна  организация  фирменной торговли,  и в месячный срок представить данные  в  горисполком  для анализа   и   внесения   предложений   о  передаче  их  промышленным предприятиям для организации фирменных магазинов;
  • Комитетам,    управлениям,    службам    Мингорисполкома   и администрациям   районов    г. Минска    обеспечить    первоочередное рассмотрение  вопросов  и  содействие  промышленным предприятиям при организации ими фирменной торговли.
  • Главному управлению потребительского рынка обратиться  в Министерство торговли  Республики Беларусь с предложением  о   внесении  дополнений  в   Положение  "О  фирменной торговле"     по     установлению     системы     экономических    и организационно-правовых    приоритетов,    стимулирующих    развитие фирменной торговли.
  • Администрациям районов г. Минска усилить контроль  за  выполнением  фирменными  магазинами распоряжения  "О режиме работы торговой сети" от 27.02.98 N 186p,  а также соблюдением графика завоза социально-значимых товаров и др.

   Совершенствованию фирменной торговли будет способствовать постоянный смотр-конкурс на звание «Лучший фирменный магазин Минпрома», который проводится на основе утвержденного положения («Положение о специализированном фирменном магазине Минпрома») с критерием оценки работы по 12 параметрам.

   Поскольку одной из основных задач фирменного предприятия является обеспечение высокого уровня торгового обслуживания, то кадровый вопрос представляется ключевым. Основным требованием при подборе кадров в фирменной торговле должен быть высокий профессионализм работника.

   Повышению культуры обслуживания в магазинах  фирменной торговли способствует внедрение  новой техники и технологий продажи товаров, прогрессивных форм обслуживания, развитие сервисных услуг.

   Что касается ценовой политики, то в  отношении фирменной торговли двух мнений здесь быть не может - цены должны быть ниже по сравнению с ценами на эти же товары в других магазинах. Руководителям магазинов фирменной торговли дано право самим определять уровень торговой наценки. Таким образом, на каждом конкретном объекте устанавливаются свои цены на товары в зависимости от уровня спроса, товарных запасов, объема поставок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ  В ТОРГОВЛЕ, НА ПРИМЕРЕ ФИРМЕННОГО МАГАЗИНА СТЕКЛОЗАВОДА «НЕМАН»
 
    1. Изучение  спроса
 

   В фирменном магазине стеклозавода «Неман», расположенном в ТЦ «Столица», пав. 522(средний уровень), мероприятия по изучению спроса проводят маркетологи. Для оперативного реагирования на динамику изменения спроса на товары производится сбор необходимой информации по специально разработанным программам, включающим широкое применение методов разового учета:

    • единовременный учет и анализ товарных запасов;
    • учет продажи по товарным чекам и ярлыкам;
    • учет по данным о запасах и поступлении товаров;
    • учет реализации на выставках-продажах;
    • проведение анкетного опроса и конференций покупателей.

   При изучении спроса учитываются три  вида спроса: реализованный, неудовлетворенный и формирующийся.

   Учет  реализованного спроса проводят для выявления фактического удовлетворения спроса населения на отдельные наименования товаров. Об объеме и структуре реализованного спроса судят по размеру продажи товаров. Размер продажи товаров определяют несколькими методами: по материалам инвентаризации, по оперативным данным о запасах и поступлении товаров, товарным чекам и ярлыкам, путем ежедневной регистрации продажи отдельных товаров.

   Необходимость ведения учета неудовлетворенного спроса возникает из-за временного отсутствия в продаже по каким-либо причинам нужных населению товаров. В магазине неудовлетворенный спрос регистрируется в специальном журнале. В него заносятся такие данные: дата записи, наименование и краткая характеристика товара, отсутствующего в продаже, отметка о принятых мерах по завозу. Неудовлетворенный спрос так же изучается и по сведениям книги заказов покупателей.

   Целью изучения формирующегося спроса является учет изменений, которые могут произойти  в связи с появлением в продаже новых товаров или же расширением потребности в товарах, спрос на которые уже сложился. Учет формирующегося спроса на товары новых моделей, конструкций, изготовленных из новых материалов, позволит выявить отношение покупателей к этим товарам и более точно определить потребность в них.

   Итоговой  и обобщающей работой по изучению спроса покупателей является составление  конъюнктурного обзора. В нем дается перечень товаров, отсутствующих в продаже, и товаров, на которые спрос удовлетворяется не полностью; приводятся замечания и предложения покупателей по качеству, оформлению, фасону изделий, имеющихся в продаже. На основании этого отчета формируется ассортимент магазина.

    1. Формирование ассортимента
 
 

   Основными этапами при формировании ассортимента товаров в магазине «Неман» являются:

    • выявление текущих и потенциальных (неудовлетворенных) потребностей покупателей;
    • анализ соответствия качества продукции запросам покупателей;
    • определение того, какими изделиями должен быть пополнен вырабатываемый ассортимента продукции и какие изделия следует исключить из него по причинам недостаточной рентабельности, морального износа и т.д.
    • рассмотрение предложения об освоении новых изделий, усовершенствовании освоенной продукции;
    • разработка новых или улучшенных изделий с учетом пожеланий покупателей.

   Управление  ассортиментом подчинено руководителю службы маркетинга. При формировании ассортимента фирменного магазина главным принципом отбора товара для реализации является обязательная апробация первых партий новых товаров. Ассортимент прочих товаров, уже известных потребителю формируется на основании ранее проведенных исследований спроса.

   Таким образом, ассортимент стеклянных товаров в магазине «Неман» состоит из:

    • пробных партий новых товаров (главная группа);
    • традиционных (ранее апробированных) товаров стеклозавода.

   Номенклатура  присутствующих в продаже товаров, помимо прочего, сформирован с учетом данных журнала неучтенного спроса на товары и книги замечаний и  предложений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Методы  продаж
 
 

   Из-за специфики товарной группы и хрупкости стеклянных изделий в магазине «Неман» используются методы торговли через прилавок и метод торговли по образцам. Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. В случае необходимости продавцы оказывают покупателям консультативную помощь.

   Продажа товаров по образцам сочетается с доставкой их покупателям на дом со склада магазина в тех случаях, когда был приобретен крупногабаритный товар или самостоятельная доставка покупки для покупателя затруднительна. Это позволяет уменьшить совокупные транспортные расходы и избавить покупателей от хлопот, связанных с доставкой приобретенных товаров.

     Процесс продажи товара состоит из ряда этапов:

    1. Покупатель приходит в магазин и самостоятельно знакомится с представленными в торговом зале товарами.
    2. При необходимости продавец дает консультацию покупателю по основным потребительским свойствам товара, их целевому назначению (особенно это касается бокалов, стаканом и т.д.) и способах ухода за изделиями.
    3. Демонстрация товара. Покупатель имеет возможность осмотреть все составные части товара, отделку, прозрачность хрусталя.
    4. Расчет за товар на кассе за наличный расчет или по пластиковой карте.
    5. Выдача покупателю товара, соответствующего образцу. Проверка его целостности.
    6. Доставка товара на дом покупателю (это касается крупногабаритных товаров).

Информация о работе Состояние и развитие фирменной торговли в Республике Беларусь