Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:46, реферат
Для обеспечения экономической устойчивости в рыночной среде, характеризующейся финансовой устойчивостью, конкурентоспособностью продукции и технологии, эффективностью производства и реализа ции, крупные предприятия осуществляют реактивные и стратегические инновации, обусловленные реакцией на преобразования конкурентов и изменения внешней среды. Реактивные инновации носят приспособленческий характер, тогда как стратегические инновации – упреждающий, поскольку их реализация приводит к получению существенных конкурентных преимуществ в перспективе.
Содержание и формы инновационного предпринимательства
Шабуришвили
М. В.
Оглавление
Для обеспечения экономической устойчивости в рыночной среде, характеризующейся финансовой устойчивостью, конкурентоспособностью продукции и технологии, эффективностью производства и реализа ции, крупные предприятия осуществляют реактивные и стратегические инновации, обусловленные реакцией на преобразования конкурентов и изменения внешней среды. Реактивные инновации носят приспособленческий характер, тогда как стратегические инновации – упреждающий, поскольку их реализация приводит к получению существенных конкурентных преимуществ в перспективе.
Согласно
анализу М. Портера конкурентоспособных
отраслей и предпринимательских структур
девяти наиболее промышленно развитых
стран, непрерывная модернизация производства
на основе реализации стратегических
инноваций (технологии высшего порядка
и обеспечивающие их системы машин, оборудования,
соответствующие им способы организации
труда, производства, маркетингового обслуживания)
является источником устойчивого конкурентного
преимущества не только предпринимательских
структур и отраслей, но и стран, в которых
обеспечено динамично устойчивое воспроизводство
инновационно-
Такую стратегию избрали японские фирмы, работающие в ключевых отраслях национальной экономики в послевоенный период. Это позволило им осуществить переход от стадии факторной конкуренции к стадии инновационной конкуренции45.
В России инновационная активность отличает предприятия, относящиеся к отрасли машиностроения и металлообработки (около половины от общего количества инновационно-активных предприятий в промышленности). Второе место занимают предприятия пищевой промышленности, далее следуют предприятия химической и нефтехимической промышленности и легкой промышленности.
Типы инноваций
дифференцируются по отраслевому признаку:
в топливной, полиграфической промышленности
и металлургии преобладают
Более 70% предприятий осуществляют инновации в целях расширения ассортимента продукции, чтобы за получить сегмент рынка. Снижение издержек производства – цель почти половины от общего количества инновационно-активных предприятий
Любая инновационная деятельность является предпринимательской и основана на 46:
Не всякое
предпринимательство является инновационным,
а лишь такое, которое позволяет
извлечь предпринимательский
Исследование
субъектов инновационной
функции выполняют. Без анализа современных
теоретических представлений о природе
и характере инновационной деятельности
хозяйствующих субъектов в экономически
развитых странах невозможно выделить
и
практически реализовать приоритеты,
которым должны следовать процессы реформирования
отечественной инновационной сферы
Важнейшая
функция инновационных
Действительно, при количественном наращивании внутрифирменных трансакций, фирма может неэффективно размещать ресурсы на создание инновационного продукта, по сравнению с тем, что может реализовать инновационный предприниматель. Издержки от непроизводительного расходования ресурсов фирмы могут превысить трансакционные издержки открытого рынка, т. е. издержки при организации этой трансакции инновационным специализированным предприятием48.
Инновационное предприятие, таким образом, возникает, когда трансакционные издержки хозяйствующих субъектов, связанных с приобретением инновационного продукта на рынке, меньше внутренних затрат, связанных с созданием аналогичного продукта самим хозяйствующим субъектом.
Инновационное предпринимательство – многогранный вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом инновационного продукта:
Будучи относительно самостоятельными данные виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют друг друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Выбор формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств.
Как свидетельствует зарубежный опыт, малое предпринимательство в инновационной сфере – первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющая рыночного инновационного потенциала промышленно развитых стран.
Действительно,
основу инновационного предпринимательства
составляют малые инновационные
фирмы (эксплеренты) – технологические
лидеры в зарождающихся отраслях
экономики, открывающие новые сегменты
рынка, развивающие новые
К сильным
сторонам малых инновационных
Трудности в деятельности таких предприятий связаны с низким профессиональным уровнем менеджмента, ограниченными возможностями внешнего финансирования, низкой специализацией рабочих мест. Из-за отсутствия множества структурных подразделений, что связано с незначительной степенью разделения труда, малые инновационные предприятия не получают синергетический эффект.
Учредителям
малых инновационных
Повышенной инновационной активности малого предпринимательства способствуют свобода поисков, отсутствие бюрократизма, быстрая апробация новшеств и то, что инновационная деятельность – это единственной возможность для предпринимателя, хозяйствующего в небольшой фирме, повысить свой статус, создать более масштабную организацию. Из-за ограниченности всех видов ресурсов малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и использовании новых технологий, производстве новых продуктов, доведении до стадии промышленного образца нововведений, которые передаются на коммерческой основе для использования крупным предприятиям.
Многие экономисты связывают инновационное предпринимательство со способностью продвижения инноваций посредством рискового бизнеса, а к субъектам инновационного предпринимательства относят малые рисковые фирмы, способные реализовать коммерчески привлекательные новшества и получить на этой основе прибыль. Однако помимо малых форм иннова ционного предпринимательства (типичными предста вителями являются венчурные предприятия, создаваемые для апробации, доработки и доведения до промышленной реализации рисковых нововведений), функционируют средние и крупные организационные формы инновационного предпринимательства.
Как малые,
так и средние формы
В отличие от названных выше форм инновационного предпринимательства, венчурные (рисковые) фирмы являются временными структурами, создаваемыми для получения конкретного конечного инновационного продукта.
Малые инновационные предприятия имеют по сравнению с подобными крупными субъектами высокие шансы на получение предпринимательской прибыли при:
Информация о работе Содержание и формы инновационного предпринимательства