Социальная роль малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:27, контрольная работа

Описание работы

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
1. Место малых предприятий в структуре экономики…………………………6
2. Факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность.………………………………………………………..……………11
3. Особенности малого предпринимательства в России.……..........…………16
4. Социальная роль малых предприятий в экономике России………………..17
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………...………20 

Работа содержит 1 файл

к.р..doc

— 98.00 Кб (Скачать)

      Высокая приспособляемость  и  массовый  охват  практически  всех  сфер внутреннего рынка страны  обеспечивают  устойчивость  развития  экономики  и способствуют стабильности политического климата.

            Одна из причин успешного развития  малого и среднего бизнеса  в  странах с  развитой  экономикой  состоит  в  том,  что   крупное   производство   не противопоставляется  мелкому.  В  развитых  странах  культивируется  принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём  крупные  объединения  не подавляют там малый бизнес, а взаимо дополняют друг друга, особенно в  сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

      Функционирование  на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем,  узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров  и  услуг,  возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом -  все  эти черты малого бизнеса являются его  достоинствами,  повышающими  устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях  становятся  недостатками, сдерживающими его развитие. С  одной  стороны,  быстрое  реагирование  малых предприятий  на  изменения  условий  функционирования   делает   его   более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры  рынка, динамики   внешних   социально-экономических   и    политических    условий. Относительно  небольшой  капитал  сужает  рамки  производства,  ограничивает возможность   привлечения   дополнительных   ресурсов   (научно-технических, финансовых,  производственных,  трудовых  и  т.д.).  Ограниченные   масштабы производства  и  небольшое  количество  занятых  обусловливают  простоту   и эффективность управления предприятием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность. 

      В социальной сфере предпринимательство  осуществляется путем оказания услуг  населению, что обуславливается  такими факторами как нормативная база, труд, капитал, информация.

      1. Нормативная база состоит из:

      • законодательных норм о возможных  видах предпринимательской деятельности;

      • налогового законодательства;

      • законодательных норм авторского права;

      • законодательства о правах потребителей.

      В настоящее время предпринимательская  деятельность в социальной сфере  осуществляется на базе различных организационно-правовых форм. Такие формы для юридических  лиц определены Гражданским кодексом Российской Федерации.

      Организационно-правовые формы влияют на характер прав юридического лица на имущество.

      Право собственности является наиболее полным из вещных прав и поэтому наиболее прочной правовой основой предпринимательской деятельности. Право частной собственности - основа рыночного механизма, однако дело не только в том, какая форма собственности на предприятии, но прежде всего в эффективном управлении, в рентабельности и развитии организации.

      Права предпринимателей как собственников реализуются при осуществлении пользования, владения и распоряжения имуществом.

      Пользование состоит в производственно-хозяйственной эксплуатации имущества, сдаче имущества в аренду или передаче его в залог, что обеспечивает получение прибыли, т.е. достижение цели всякого предпринимательства.

      Владение имуществом применительно к предпринимательству означает включение имущества в состав объектов производственно-хозяйственной эксплуатации, их принадлежность к сфере хозяйствования собственника.

      Распоряжение является самым важным правом для предпринимателя. Распоряжение имуществом может быть осуществлено путем его продажи, обмена и т.д.

      Предприниматель может осуществлять любые виды деятельности, определенные уставом предприятия, кроме запрещенных законом.

      Определенные  виды деятельности разрешены только государственным предприятиям (продажа  оружия, наркотических средств, лечение  больных, страдающих опасными инфекционными  и онкологическими заболеваниями  и др.).

      Существуют  различные льготы по налогам на прибыль, добавленную стоимость, имущество которые создают более благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности. Кроме государства, значительную часть налоговых льгот предоставляют муниципальные власти в пределах имеющихся у них полномочий по регулированию размера налогов.

      Авторское право оказывает большое влияние  на развитие предпринимательства. Охрана авторских прав на созданные и  используемые произведения литературы, науки и искусства дает возможность  предпринимателям получать прибыль, издавая или иным образом тиражируя указанные произведения.

      Развитие  вторичных рынков - продажи видеокассет  кинофильмов, видеозаписей лучших спектаклей, видеоигр, лазерных дисков с записями музыкальных произведений требует  активного применения инструментов охраны не только имущественных (авторское вознаграждение), но и неимущественных авторских прав (право на имя, изображение, торговую марку, товарный знак и т.д.). Большое значение для бизнеса играют авторские права на изобретения, «ноу-хау», которые подтверждаются патентами, лицензиями и позволяют получать прибыль не только от их использования в социальной сфере, но и от перепродажи другим предпринимателям. Телевизионные компании, например, продают право использования образов популярных персонажей детских передач в изготовлении игрушек, создании клипов и т.д.

      2. Труд

      Необходимо  отметить, что высокая эффективность  малого бизнеса в социальной сфере, его низкая фондоемкость и преобладание в структуре его ресурсов интеллектуального, творческого человеческого капитала вызывают активный интерес предпринимателей.

      Низкий  уровень заработной платы в ряде отраслей социальной сферы также  вызывает рост предпринимательской  активности в рамках вторичной занятости (в виде различных работ по совместительству в малом бизнесе: информационно-консалтинговые, юридические, аудиторские и другие услуги).

      Предпринимательство открывает большие возможности  для самореализации личности. Самореализация личности в социальной сфере связана  с возможностями открыть свое дело, применить собственные изобретения, ноу-хау и т.п. для бизнеса с целью получения прибыли. Например, известный врач-предприниматель Святослав Федоров успешно реализовал свои предпринимательские идеи и изобретения, создав всемирно известное частное предприятие МНТК «Микрохирургия глаза».

      3. Капитал.

      Капитал - это здания, сооружения, оборудование и денежные средства, необходимые  для осуществления предпринимательской  деятельности.

      Капитал функционирует в различных видах  предпринимательства: государственном, частном и смешанном, что вызывает существенные отличия в эффективности его использования.

      Частный бизнес стремится к высокой норме  прибыли и максимальной скорости оборачиваемости вложенного капитала, в отличие от государственного предпринимательства, где излишний контроль и регламентация замедляют эти процессы.

      Необходимо  отметить различный уровень фондоемкости отраслей социальной сферы: розничная  торговля, туризм и др. имеют относительно низкую фондоемкость, что дает возможность  оперативно реагировать на изменение ситуаций на рынке, изменять вид деятельности предприятия, а в итоге получать более высокую прибыль.

      Ряд других отраслей социальной сферы таких  как образование, культура, здравоохранение  имеет высокую фондоемкость, что  вызывает финансовые проблемы. Организации пытаются решить их путем предпринимательской деятельности. Например, художественные музеи, филармонии, театры сдают в аренду помещения для проведения коммерчески выгодных выставок, продают книги, альбомы и др.

      4. Информация.

      Информация - это сведения, которые снижают степень неопределенности наших знаний о тех или иных объектах или процессах.

      Информатизация предусматривает использование информационных технологий, создание информационных систем, позволяющих эффективно поддерживать предпринимательскую деятельность. Процесс личных контактов и поиск информации в бизнесе становится более оперативным и эффективным за счет применения различных компьютерных сетей, радиотелефонов и пейджинговой связи.

      Процесс информатизации и создания информационной среды включает в себя: создание информационной техники и технологий, обеспечивающих производство, обработку и распространение информации; разработку инфраструктуры; производство самой информации, информационных продуктов и услуг.

      Информатизация  и компьютеризация общества сопровождаются переходом на новые информационные технологии в различных областях бизнеса. Новые информационные технологии - технологии компьютерной обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств. Компьютеризация- важный элемент информатизации, который позволяет значительно ускорить процессы обработки информации и включает в себя компьютерную технику, технологии (электронные таблицы, экспертные системы, базы данных, компьютерные сети и т.д.) и подготовку специалистов для работы с компьютерными системами.

      Информатизация  бизнеса в стратегическом и тактическом  плане реализует технологические, экономические и социальные цели:

      1. Технологические цели информатизации  состоят в снижении трудоемкости  процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

      Информационным  ресурсом являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.

      2. Экономические цели информатизации  состоят в получении, обработке  и применении информационного  ресурса для повышения эффективности  использования всех ресурсов  бизнеса: трудовых, материальных, энергетических, финансовых и производственных.

      3. Социальные цели информатизации состоят в улучшении качества и расширении ассортимента социальных услуг, предоставляемых потребителям за счет использования информационных технологий в социальной сфере, а также достижения оперативности и обоснованности политических и экономических решений. Информатизация играет важную роль в социальной сфере. Многие услуги социальной сферы являются результатом передачи информации. 
 
 

          

      3. Особенности малого предпринимательства в России. 

            Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими  его  от  малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его  совмещение в  рамках  одного  малого   предприятия   нескольких   видов   деятельности, невозможность  в  большинстве  случаев  ориентироваться  на  однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной  самостоятельности,  в  то  время как значительная часть зарубежных малых  предприятий  работает  на  условиях субподряда  и  т.п.;  -  общий   низкий   технический   уровень   и   низкая технологическая  оснащенность  в  сочетании  со  значительным  инновационным потенциалом.

            Российские    малые    предприятия    обладают    высокой     степенью приспособляемости   к   сложной   экономической   обстановке,   усугубляемой дезорганизацией  в системе государственного   управления   и   нарастающей криминализацией   общества.   В   то   время   как   неразвитость    системы самоорганизации  и  инфраструктуры  поддержки  малых  предприятий  негативно сказывается на функционировании данного сектора.

Информация о работе Социальная роль малого предпринимательства