Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:09, реферат

Описание работы

На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

Содержание

1. Введение стр. 2-3
2. Понятие социализации стр. 4-5
3. Формы и механизмы социализации личности стр. 5-8
4. Средства социализации стр. 8-11
5. Социальные роли стр. 11-12
6. Особенности социализации личности стр. 12-15
7. Социализация как адаптация стр. 15-16
8. Заключение стр. 17
9. Список литературы стр.18

Работа содержит 1 файл

Реферат Социальная психология.docx

— 38.33 Кб (Скачать)

Социальный статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе или группы, во взаимоотношениях с другими группами (некоторые социологи используют термин “социальная позиция” как синоним социального статуса). Социальный статус характеризуется социальным положением (т. е. принадлежностью к определенному классу, социальному слою, группе), должностью, заработком, уважением других людей (престижем), заслугами, наградами и т. д.

Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщины, отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. В этом смысле статус и роль – это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается  к обычаям, нравственным нормам и  законам, характерным для статуса  данной роли. Только немногие нормы  принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит  от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.

Следует отметить личный статус, который характеризуется личными  качествами и ярче проявляется в  небольшой группе. Например, в любом  давно сложившемся коллективе, особенно в неслужебное время, общение  идет на основании личного, а не социального  статуса, если различия в должностях невелики. Одна и та же личность может  иметь несколько статусов. Например: инженер, муж, верный друг, футбольный болельщик и т. д.

Статус, полученный от рождения, называется предписанным статусом. Например: сын крупного начальника.

Положение личности в социальной пирамиде, которого она добилась своими усилиями, называется достигнутым статусом.

Поведение личности, связанное  с ее социальным статусом, т. е. диктуемое  положением человека в обществе, называется социальной ролью.

 

Социальные роли

Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными  группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Однако практически  не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе. Например, человек  является членом семьи как малой  группы, но он еще член и коллектива предприятия, и общественной организации, и спортивного общества. Входя  одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями  с другими членами группы. Например, директор предприятия, занимающий в  данном коллективе самое высокое  положение, придя в спортивное общество, будет находиться там на правах новичка  и неумехи, т.е. займет низкое положение. Для анализа степени включения  индивида в различные группы, а  также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.

 

Совокупность всех социальных ролей, соответствующая всем социальным статусам личности, называется ролевым  набором. Социальные роли, все разнообразие социального поведения личности определяются социальным статусом и  господствующими в обществе или  в данной группе ценностями и нормами.

Санкции - поощрения и наказания, используемые группой для мотивации своих членов к соблюдению принятых норм.

 

 

Особенности социализации личности

С первых дней своего существования  человек окружен другими людьми и включен в социальное взаимодействие. Первые представления об обществе человек  приобретает еще до того, как начинает говорить. В процессе взаимоотношений  с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.

Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его  в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное  видение общественных отношений. При  этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых  функций, тем самым преобразуя окружающий ее социальный мир и себя.

Стремительные изменения  общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни  в современном мире. Реальная ситуация требует от человека постоянного выбора жизненных целей, способов их достижения.

Именно для характеристики активного вхождения человека в  систему социальных связей обычно используется понятие социализации.

В процессе социализации можно  выделить ряд акцентов

Во-первых, в анализе социализации акцент может быть сделан на трансляции культурно задаваемых ценностей, моделей  поведения, способов социальной категоризации  и т. п. Социальное развитие личности в этом случае будет рассматриваться  преимущественно как процесс  инкультурации.

Во-вторых, процесс социализации может быть понят как процесс  собственно усвоения, интернализации социального опыта. Акцент будет  сделан на самом содержании усвоенного и механизмах этого усвоения.

В-третьих, внимание может  быть уделено преимущественно анализу  возможных результатов социализации, и в данном случае речь скорее будет  идти о социализации как адаптации.

Инкультурации — процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры. Процесс инкультурации начинается с момента рождения - с приобретения ребенком первых навыков и освоения речи, а заканчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации - человек, компетентный в культуре - в языке, ритуалах, ценностях и т.п.

Выделяют два этапа  инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры:

•Детство, когда происходит освоение языка, норм и ценностей культуры. Хотя «инкультурация индивида в первые годы жизни - главный механизм стабильности и непрерывности культуры», она не может привести к полному повторению предыдущих поколений. Результат процесса инкультурации может находиться в любой точке континуума между точным и безусловным освоением культуры новым поколением (с едва уловимыми различиями между родителями и детьми) и полной неудачей в ее передаче (с детьми, абсолютно непохожими на родителей).

 

• Зрелость. Вхождение в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Но инкультурация во взрослом возрасте носит прерывистый характер и касается только отдельных «фрагментов» культуры - изобретений, открытий, новых, пришедших извне идей. Основная черта второго этапа -возможность для индивида в той или иной мере принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой, возможность дискуссии и творчества. Поэтому инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.

Интернализации — процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, соц. форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом выработанных в обществе (общности) норм, ценностей, верований, установок, представлений и т. д. Следствием процесса интернализации является возникновение в сознании индивида образа объективной социальной реальности по мере его социализации.

Усваивая социальные значения, учась понимать других людей, расшифровывая  внутренний мир других людей, человек  обретает способность существовать в обществе. Эта стадия социализации важна именно в силу своей первичности - тут складывается общий социальный облик личности. Это происходит в  детстве, когда индивид превращается в члена общества.

Интернализация, определяющая характер первичной социализации, позволяет  нам узнать и понять объективные  свойства социального мира. Здесь  мы учимся понимать мир социальных значений, нам становится понятно, что действия людей в обществе не произвольны, а вписаны в систему значений. Постепенно мы постигаем значения игры, дружбы, взаимопомощи, коллектива, соперничества, лидерства и т.п. Первичная социализация дает нам фундаментальный социальный опыт. Здесь мы не выбираем свое окружение -оно навязано нам волею судьбы. Осваивая свой первичный социальный мир (прежде всего родителей, вообще близких людей), мы идентифицируем себя с этим миром первичной социализации.

 

 

Социализация  как адаптация.

 Человек, как и любое другое живое существо, на протяжении своей жизни подвергается определенным изменениям, это может быть климатические изменения, изменение среды обитания, смена коммуникативной группы и т.д., поэтому очень важно осознавать всю ценность адаптационного процесса. Адаптируясь в социальном плане, человек изменяет не форму своего тела, не структуру организма, а гораздо больше. Социальная адаптация является частью процесса социализации. И если социализация учит, то адаптация изменяет, то чему научили. То есть социальная адаптация - это процесс интеграции человека в общество в результате приспособления к изменившейся среде с помощью различных социальных средств.

 

Существует два основных вида социальной адаптации: добровольная и вынужденная:

Вынужденная адаптация - ситуация, при которой характеристики и свойства новой для субъекта среды жизнедеятельности, не соответствуют и противоречат его ценностно-нормативным установкам. Однако, при этом, субъект не может не принять эти характеристики. Смена социальных стандартов тем или иным образом насильственно заставляет человека приспосабливаться к новым условиям. Даже если человек не считает нужным менять свои идеологические, ценностные убеждения, в результате давления со стороны государства или общественного мнения он их поменяет. Под страхом потерять, стремясь выжить любой ценой, индивид перестает противиться навязываемой обществом системе. Добровольная адаптация представляет собой ситуацию, при которой новые условия жизнедеятельности, предлагаемые субъекту средой, не противоречат его системе ценностных ориентации, убеждений и идеалов и открывает перед субъектом новые перспективы и возможности и, поэтому, принимается без сопротивления, если даже для этого необходимо предпринять определённые усилия.

Лучше же, когда адаптация  основывается на вольном выборе человека, будь то переезд в новый дом  или смена группы общения, чем  адаптация

инициирована другими  лицами. Добровольная адаптация личности имеет место тогда, когда нововведенные  изменения не касаются личности конкретно, или же предлагают ему более комфортабельные, выгодные условия, когда новые ценностные ориентации не противоречат старым или  же предлагают ему новые возможности.

Все перечисленные аспекты  социализации характеризуют ее пассивную  сторону, т. е. момент «вхождения» человека в общество. Активная сторона социализации, связанная с воспроизводством человеком  усвоенного социального опыта, редко  становится предметом социально-психологических  исследований.

В четвертой доминанте  анализа процесса социализации акцент сделан на активности субъекта социализации, которая проявляется во многих сферах: в приверженности разным ценностям, в выборе ролей, в используемых способах разрешения ролевых конфликтов, в  выборе способов самопрезентации и  др. Здесь акцент сделан на рассмотрении социализации как процесса социального  конструирования.

Заключение

 

Социализация - это процесс, посредством которого индивидом  усваиваются основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря  которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. При этом старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у  них умения, необходимые для самостоятельной  жизни. Так одно поколение сменяет  другое, обеспечивая преемственность  культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль. Социализация человека разворачивается по конкретным условиям жизнедеятельности индивида. Этот процесс  охватывает все аспекты приобщение личности к культуре, обучению и  воспитанию, с помощью которых  человек приобретает способность  участвовать в общественной жизни. Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные  убеждения, моральные стандарты, привычки -всё то, что создаёт уникальность личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Андреева Г.М. "Социальная Психология". М.: Аспект Пресс, 2002
  2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. "Социальная Психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов". М.: Аспект Пресс, 2003
  3. Крысько В.Т. "Социальная психология: Курс лекций — 3-е изд." — М.: Омега-Л, 2006
  4. Мудрик А.В. "Введение в социальную педагогику". Пенза, 1994
  5. Свенцицкий А.Л. "Социальная психология: Учебник". М., 2004
  6. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. - М.: 1997
  7. Фролов С. С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: 1998

Информация о работе Социализация личности