Система управления коммерческой деятельностью предприятия, функционирующего на отраслевом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе в условиях формирования в России рыночных отношений неотъемлемой частью экономических отношений стало стабилизация коммерческой деятельности промышленного предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
1. Основные принципы коммерческой деятельности..............................................4
2. Сущность коммерческой деятельности на промышленном предприятии............7
3. Структурное построение коммерческих служб предприятия и их основные функции.............................................................................................................9
4. Организационно-правовые формы предприятия................................................16
5. Общая оценка коммерческой деятельности промышленных предприятий
России на современном этапе перехода к рынку........................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................28

Работа содержит 1 файл

Основы коммерческой деятельности готовая курсовая.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

      В настоящее время различают два  типа промышленных предприятий:

  • самоуправляющееся;
  • предпринимательское.

      Самоуправляющееся предприятие представляет собой такой тип производственной структуры, в котором решения, касающиеся деятельности предприятия, принимаются на коллективной основе. В состав правления такого предприятия входят представители коллектива работающих. Подобный тип предприятий получил широкое распространение в скандинавских странах.

      Предпринимательский тип предприятия - это производственная структура, в которой предприниматель берет на себя функции единоличного принятия решения. Когда речь идет о типе предприятия, то подразумевается действительный способ принятия решения, а не форма собственности. Предприятие может принадлежать одному лицу, но быть самоуправляющейся структурой. Исторически первичным было весьма длительное существование предпринимательских предприятий, а самоуправляющиеся структуры стали появляться позднее, когда экономическая среда сделала возможным реализацию принципа экономической демократии.

      В условиях перехода к рыночной экономике в России появились различные формы собственности. В настоящее время в Российской Федерации могут быть частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности, что предусмотрено в Гражданском кодексе Российской Федерации.

      В процессе функционирования промышленное предприятие взаимодействует с другими предприятиями, различными организациями, физическими лицами, при этом большую роль играет форма предприятия. Организационно-правовая форма предприятия - это система норм, определяющая отношения между партнерами по предприятию, а также предприятия с другими предприятиями, физическими лицами.

      Одной из существующих форм предприятий выступает  частное индивидуальное (или частное  семейное). Индивидуальное предприятие  является собственностью одного человека, который несет всю ответственность за свою деятельность. К индивидуальным частным относятся и семейные предприятия, принадлежащие членам одной семьи на праве долевой собственности. Такие предприятия могут создаваться как в результате приватизации существующих (государственных и муниципальных), так и за счет образования новых.

      Кроме индивидуальных частных, существует и  ряд других организационных форм предприятий, имеющих правовой статус юридического лица. Юридическим лицом  является предприятие, имеющее собственный Устав, счет в банке и прошедшее процедуру государственной регистрации. Промышленные предприятия могут создаваться в форме обществ, товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

      Общество  с ограниченной ответственностью - предприятие, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных размеров, установленных учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью определяется Гражданским кодексом РФ и Законом об обществах с ограниченной ответственностью. Уставный капитал такого общества составляется из стоимости вкладов его участников.

      Высшим  органом управления общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. Текущее руководство  деятельностью такого общества осуществляется созданным исполнительным органом (коллегиальным или единоличным), который подотчетен общему собранию участников.

      Общество  с ограниченной ответственностью может  быть преобразовано в акционерное  общество или кооператив, а также  ликвидировано по единогласному  решению его участников.

      Одной из весьма распространенных организационных  форм предприятий является акционерное общество. Акционерным считается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры несут риск убытков, обусловленный деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может признаваться открытым или закрытым. Открытое акционерное общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, свободно продавать акции на условиях, устанавливаемых законом, регулярно публиковать годовой отчет, бухгалтерский баланс.

      Акционерное общество признается закрытым, если его  акции распределяются среди учредителей  или определенного круга лиц. Акционерное общество закрытого  типа не имеет права продавать акции числу лиц, превышающему установленное Законом об акционерных обществах. Высший орган управления акционерным обществом - общее собрание его акционеров. Только к компетенции общего собрания акционеров относятся следующие вопросы:

  • изменение уставного капитала общества, а также устава общества;
  • образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров;
  • избрание членов совета директоров, ревизионной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;
  • утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, отчетов прибылей и убытков;
  • распределение прибыли;
  • решение о реорганизации и ликвидации общества.

      Совет директоров создается в акционерном  обществе, число акционеров которого более пятидесяти. Исполнительный орган акционерного общества может быть коллегиальным (дирекция, правление) или единоличным (генеральный директор, директор). Генеральный директор руководит деятельностью общества и подчиняется совету директоров и общему собранию акционеров.

      В производственно-хозяйственной деятельности могут создаваться дочерние предприятия (общества). Дочерним называется предприятие, в уставном капитале которого преобладает  другое (основное) предприятие, имеющее  возможность влиять на принятие решений в дочернем предприятии. Дочернее предприятие не отвечает по долгам основного.

      Одной из организационно-правовых форм предприятия  является производственный кооператив. Производственным кооперативом является добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, причем эта деятельность основывается на личном участии членов и объединении их паевых взносов. Учредительным документом производственного кооператива является Устав, утверждаемый общим собранием его членов. В Уставе производственного кооператива отражаются следующие сведения:

  • о размере и порядке внесения паевых взносов членами кооператива;
  • о характере трудового участия членов кооператива в его деятельности;
  • об ответственности членов кооператива за нарушение обязательств по личному трудовому участию;
  • о порядке распределения прибыли кооператива;
  • о компетенции и органов управления кооперативом.

      Прибыль производственного кооператива  распределяется между его членами  в соответствии с их трудовым участием.

      Высшим  органом управления кооперативом является общее собрание его членов. При  числе членов более пятидесяти в  производственном кооперативе может  быть создан наблюдательный совет, который  должен осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива - правлением и его председателем.

      Промышленное  предприятие может иметь организационную  форму унитарного государственного или муниципального предприятия. Имущество  государственного или муниципального предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Имущество предприятий указанной организационной формы не может быть распределено по долям, паям (в том числе и между работниками предприятия).

      Руководитель  унитарного предприятия (государственного или муниципального) назначается  органом, уполномоченным собственником, и ему подчиняется.

5. Общая оценка коммерческой  деятельности промышленных  предприятий России  на современном этапе перехода к рынку

 

      Коммерческая  деятельность производственных предприятий  во многом определяется состоянием экономики  страны. Особенностью современного этапа  переходного периода к рыночным отношениям в России является продолжающийся спад производства. Так, с января 2008 г. по январь 2010 г, промышленное производство в России снизилось на 52,7%. Только за 10 месяцев 2010 г. спад производства составил 6%, а розничный товарооборот за этот период упал на 4%.

      Увеличился  в 2010 г. до 46,6% удельный вес топливно-сырьевых отраслей в общем объеме промышленного  производства.

      В настоящее время в России 2 млн.600 тыс. предприятий, 1/3 из них вообще не ведет хозяйственной деятельности, 1/2 платит, налоги нерегулярно или имеет задолженности, и только 1/6 часть платит налоги исправно. Ухудшилось социальное положение рабочей силы. С 2008 по 2010 г. с 30 до 20% сократился коэффициент заработной платы к чистой стоимости, произведенной продукции. Это один из главных критериев зрелости рыночной экономики, ибо рабочая сила - главный капитал любой экономики.

      Российский  сырьевой сектор экономики замкнулся  на западный воспроизводственный процесс, для этого в основном используются, во-первых, кредиты, предоставление которых  обусловлено закупкой импортного оборудования и приспособлением ассортимента производства к потребностям мирового рынка; во-вторых, толлинг - использование российских мощностей инофирмами на "давальческих" началах. При этом собственником исходного сырья и конечного продукта является инофирма. Так, например, посредством толлинга западные фирмы перевели российские алюминиевые заводы на импортный глинозем и стали полными хозяевами производимого алюминия, которым эти инофирмы обеспечивают четверть потребностей мирового рынка. В соответствии с требованиями этого рынка изменены номенклатура сплавов и сортамент проката так, что МАЛО "МИГ' лишилось возможности покупать для производства отечественных самолетов российский "крылатый металл".

      Платежеспособный  спрос в нашей стране значительно сократился, особенно это касается отечественной продукции, уже в 2008 г. импортные товары составили свыше половины внутреннего товарооборота.

      С 2009 г. большинство предприятий испытывают трудности со сбытом продукции. В  целом изменение макроэкономической ситуации в России проявилось по следующим направлениям:

      открытие  внутреннего рынка России создало  условия для жесточайшей конкурентной борьбы отечественных и импортных  товаров за потребителя, в которой  многие отечественные товары проиграли;

      произошло сокращение платежеспособного спроса из-за резкого расслоения населения по уровню доходов;

      ориентация  многих российских предприятий на производство продукции для потребителей с  высокими доходами (так называемых "новых русских") не принесла желаемых результатов, поскольку эта группа населения приобретает в основном импортные товары;

      предприятия отраслей обрабатывающей промышленности не смогли расширить рынки сбыта  за счет экспорта из-за низкого качества продукции и высоких по сравнению  с мировым уровнем затрат на производство;

      снижение  экспортных возможностей предприятий  за счет значительного роста цен  на энергоносители и увеличения транспортных тарифов;

      Особенностью  коммерческой деятельности предприятий  стало то, что им небезразлично, по какой цене продавать свою продукцию, поскольку в условиях экономического спада цена товара является одним из существенных мотивов к покупке для российских потребителей.

      На  современном этапе для предприятий  стало неэффективным при продаже  своей продукции использовать услуги посредников, так как посреднические фирмы продают товары с весьма значительной наценкой (в ряде случаев выше 50%). Многие российские торгово-посреднические фирмы в настоящее время ориентируются на операции с импортной продукцией как наиболее прибыльной, в этом направлении их подталкивает существующий "валютный коридор". Только некоторые оптово-посреднические фирмы занимаются сбытом отечественных товаров, они продают их с очень высокой наценкой с целью добиться рентабельности не ниже, чем по импортным товарам. Поэтому общей тенденцией стал отказ российских предприятий от услуг посредников. Это стало причиной роста объемов прямого сбыта отечественной продукции примерно до 80%. Даже по нефтепродуктам прямая реализация составляет до 50%. Отказ от услуг посреднических организаций многими отечественными предприятиями показывает, что интересы торгового и промышленного секторов российской экономики начинают противоречить друг другу. Поэтому в этот период, и особенно с 2001 г., перед производственными предприятиями встала проблема активного поиска рынков и формирования новых условий для сбыта своей продукции. В процессе решения указанных проблем многие предприятия перешли на путь формирования маркетинговой стратегии, и нашли несколько способов увеличения продажи своих товаров:

Информация о работе Система управления коммерческой деятельностью предприятия, функционирующего на отраслевом рынке