Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 08:15, реферат
Сложные времена, переживаемые сегодня Россией, характеризуются рядом процессов и тенденций. В бедственном положении оказалась культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно. “Горят” театры и библиотеки, остро нуждаются в поддержке музеи, даже самые солидные и авторитетные. Как объективную реальность надо признать последовательное сокращение числа читающих и объема читаемой литературы.
Введение………………………………………………………………….
«Золотой век меценатства в России……………………………
Причины появления меценатов…………………………………..
Российские предприниматели и меценаты………………………
Наиболее выдающиеся меценаты кона 19 начала 20 века……..
Коллекционеры……………………………………………………
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы………………………
В 30-е годы XIX века на средства купцов Усачевых и Набилковых в Москве строятся училище и богадельня.
В своих воспоминаниях
выходец из семьи богатейших предпринимателей
и меценатов России Рябушинских,
Владимир Павлович указывал, что в XIX
- XX вв. купцы продолжали строить
церкви, а в конце XIX века главное
соперничество между именитыми
родами развернулось под девизом
«кто больше для народа сделает». Не
обошлось здесь, естественно, и без
тщеславия. Старший брат Владимира
Рябушинского Павел, наставляя младших,
говорил: «Богатство обязывает». По этой
формуле жили предприниматели, по ней
сверяли свою общественную деятельность.
Но основной причиной благотворительности
Владимир Рябушинский видел в
сохранении твердой веры отцов и
дедов, которые не приняли никоновской
церковной реформы и остались
верными старым традициям. Предприниматели-старообрядцы
в своей благотворительной
Таким образом, можно смело
утверждать, что религиозные воззрения
являлись самым значительным фактором,
побуждавшим предпринимателей к
благотворительности и
Рассмотрим подробно наиболее известных меценатов России.
С.И. Мамонтов. Меценатство
Саввы Ивановича было особого
рода: он приглашал своих друзей-
Одним из первых художников
к Мамонтову в Абрамцево
Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения частной оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина- гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.
М.К. Тенишева (1867-1928) Мария
Клавдиевна была незаурядным человеком,
обладательницей
П.М. Третьяков (1832-1898). В.В. Стасов, выдающийся русский критик, в некрологе на смерть Третьякова, писал: “Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с амура - он тут же назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни.” Не менее высоко оценивали подвиг Третьякова и сами художники, с которыми он был, прежде всего, связан на ниве собирательства. В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Подобной идея - положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства - не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь и т.д. прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие. В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси.
Всегда есть и будут разного калибра меценаты, разного масштаба коллекционеры. Но в истории остались немногие: Николай Петрович Лихачев, Илья Семенович Остроухов, Степан Павлович Рябушинский, и т.д. Настоящих меценатов всегда было мало. Даже если наша страна возродиться, много меценатов не будет никогда. Все известные коллекционеры и меценаты были людьми глубокой веры, и цель каждого из них была служить людям.
Савва Морозов (1862-1905): Громкую
известность Савве Морозову принесла
его благотворительная
Всеми богатствами, которыми
владеют наши музеи, самим поступательным
движением музейного дела в России,
поисками, открытиями мы обязаны им
- энтузиастам, собирателям, меценатам.
Никаких государственных
Интуиции прирожденного коллекционера можно посвятить специальное исследование. Но то, что этим качеством обладали виднейшие наши собиратели, не требует доказательств. Иначе не объяснить, как ими были оценены и собраны те памятники искусства, которые получили признание лишь годы и десятилетия спустя.
Только благодаря
Г.Д. Костаки (Костакис) человек
выдающийся во многих отношениях. Грек
по национальности, он родился и
большую часть своей жизни
прожил в России. Лишь на склоне дней
вернулся на землю своих предков,
где в 1990 г. скончался. У Георгия
Дионисовича не было никакого художественного
образования, но увлечение искусством
привело к тому, что он стал коллекционировать
живопись, графику, иконы. Костаки приобрел
поистине мировое имя, создав уникальную
галерею произведений художников русского
авангарда. Деятельность, в которой
он видел смысл своей жизни, в
Москве, по крайней мере, в официальных
кругах, не была оценена по достоинству.
Да и коллекционер, во всяком случае,
в предвоенные годы и послевоенные
десятилетия, не афишировал ее. Заграничный
паспорт был слабой защитой от
произвола властей в те времена,
когда за одно упоминание имен художников-авангардистов
человек рисковал быть репрессированным.
Но Костаки рисовал. В отличие
от дореволюционных
По его судьбе видно, как
нераздельно соединяется
В.Н. Баснин (1799-1876) Коллекционер, библиофил Василий Николаевич Баснин много времени и стараний отдавал общественному труду, историко-краеведческим исследованиям, коллекционированию. Еще в молодые годы предметом его увлечений стали гравюры. Интерес к этому роду графического искусства усилился после того, как в Москве и Петербурге завязались у него знакомства с художниками. Помимо гравюр в собрание Баснина входили акварели, рисунки и живопись русских и западноевропейских мастеров и графика китайских художников. Он обладал уникальной по составу библиотекой. В ней насчитывалось около двенадцати тысяч книг- это было крупнейшее частное собрание тех лет. Преобладали в нем исторические сочинения и художественная литература. После смерти коллекционера материалы по истории Сибири были переданы в государственные архивы. Ныне баснинское собрание храниться в Москве - в гравюрном кабинете государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
При бесспорно большой
положительной роли художественного
коллекционерства, которым увлекались
видные представители нового класса,
передового купечества, было в этом
увлечении немало наивного преклонения
перед последней модой
Характерным для Москвы и одним из самых ярких явлений ее художественной жизни было собирание Сергеем Ивановичем Щукиным своей картинной галереи французской живописи.
Заключение
Все вышеуказанное доказывает,
что меценатство не было эпизодом,
деятельность немногих образованных капиталистов,
оно охватывало самые разные среды
и было велико по сути, масштабам
сделанного. Отечественная буржуазия
действительно оказывала
Характеризуя “золотой век” меценатства в России, надо отметить то обстоятельство, что пожертвования меценатов, в частности московских, нередко были основным источником развития целых отраслей городского хозяйства (например, здравоохранения).
Меценатство в России в
конце девятнадцатого - начале двадцатого
веков было существенной, заметной
стороной духовной жизни общества;
оно в большинстве случаев
было связано с теми отраслями
общественного хозяйства, которые
не приносили прибыли и не имели
поэтому никакого отношения к
коммерции; само число меценатов
в России на рубеже двух веков, наследование
добрых дел представителями одной
семьи, легко просматриваемый