Министерство
образования и науки РФ
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального
образования
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АЭРОКОСМЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Предпринимательство
и меценатство в России
Тема: Российские предприниматели
и меценаты
Преподаватель
(подпись, дата)
(ФИО)
Студент
(код группы)
(подпись, дата)
(ФИО)
Зеленогорск 2011г.
Содержание
Введение………………………………………………………………….
- «Золотой век меценатства в России……………………………
- Причины появления меценатов…………………………………..
- Российские предприниматели и меценаты………………………
- Наиболее выдающиеся меценаты кона 19 начала 20 века……..
- Коллекционеры……………………………………………………
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………
Введение
Сложные времена, переживаемые
сегодня Россией, характеризуются
рядом процессов и тенденций.
В бедственном положении оказалась
культура, без которой действительное
возрождение страны просто невозможно.
“Горят” театры и библиотеки, остро
нуждаются в поддержке музеи,
даже самые солидные и авторитетные.
Как объективную реальность надо
признать последовательное сокращение
числа читающих и объема читаемой
литературы.
Выход из кризиса может
быть лишь следствием комплекса факторов
и обстоятельств. Возьмем из этого
комплекса только один - меценатство,
и рассмотрим его. В истории отечественного
меценатства есть немало ярких страниц,
представляющих огромный интерес не
только для истории, но и для наших
дней. Более того, есть весомые основания
рассматривать лучшие традиции отечественного
меценатства как уникальное явление,
представляющие значимость и актуальность
не только для России, но и для
других стран.
“Советский энциклопедический
словарь”, напоминает о приближенном
императора Августа, выполнявшем его
дипломатические, политические, а также
частные поручения. Его покровительство
поэтам сделало имя Меценат нарицательным.
Включение этого слова в обиход
в России, возраст этого понятия
не адекватен фактической богатейшей
истории отечественного меценатства.
Так, в “Толковом словаре” Даля
слово “меценат” еще отсутствует.
Не найдем мы его и в речи В.О.Ключевского
“Добрые люди древней Руси”. Выдающийся
историк использует другое понятие-
“благотворительность”. Мысли В.О.
Ключевского о принципиальном бескорыстии
благотворителя в соответствии с
требованиями этики, сложившейся на
Руси, очень важны для нас. Во-первых,
родство понятий “меценатство”
и “благотворительность” позволяют
увидеть корни последнего в толще
многих столетий. Во-вторых, бескорыстие
как обязательное условие истинной
благотворительности на Руси позволяет
“развести” кажущиеся тождественными
понятия: “меценат” и “спонсор”.
Анализ сферы благотворительности
в России, конкретной направленности
деятельности в полной мере позволяет
связать сущность благотворительности
с еще одним известным феноменом-милосердием.
Масштабы, этапы и тенденции благотворительности
добрых, милосердных дел отчетливо
прослеживаются на примере истории
Москвы. Нельзя не согласиться со справедливыми
выводами П.В. Власова: “Дореволюционная
столица представлялась нам городом
с “сорока сороками церквей”, многочисленными
усадьбами, доходными домами и заводами.
Теперь она предстает перед нами
как обитель милосердия… Представители
разных сословий - имущие и бедные -
отдавали нуждающимся то, что имели:
одни - состояние, другие- силы и время.
Это были подвижники, получавшие удовлетворение
от сознания собственной пользы, от служения
своему отечеству через человеколюбие”.
В Москве, как и Руси вообще,
благотворительность как организованная
общественная система стала складываться
с принятием христианства, с появлением
монастырей. Показательно, что именно
при монастырях начали строиться
первые богадельни и больницы в Москве,
в Новоспасском, Новодевичьем и Донском
монастырях, до наших дней сохранились
здания восемнадцатого века, в которых
когда-то находились лечебницы.
Почти все меценаты и коллекционеры
конца прошлого-начала нынешнего
века были купцами-старообрядцами. И
Щукин, и Морозов, и Рябушинский,
и Третьяков. Ведь старообрядческий
мир традиционен, глубоко связан
с истинной культурой - они из века
в век научились спасать и
сохранять свое духовное наследие,
это было заложено в семейных генах.
Я хочу рассмотреть тему «Российские
предприниматели и меценаты»
на примере конкретных фамилий. Тема
очень актуальна и в наше время,
т.к. в сложном положении сейчас
находятся церкви, больницы, библиотеки,
детские дома. Люди, пострадавшие в
зонах стихийных бедствий, катастрофах,
беженцы, больные очень нуждаются
в поддержке меценатов. Зачастую
в руках меценатов оказывается
самое дорогое, что у нас есть
- жизни наших родных и близких.
- «Золотой век» меценатства в России.
- Причины появления меценатов.
Восемнадцатый-начало девятнадцатого
века, отмечены благотворительными делами
крупных представителей просвещенной
дворянской филантропии. Яркими образцами
благотворительных учреждений этого
времени являются Голицинская больница,
первая градская больница, Шереметевский
дом, Мариинская больница и др. Еще
раз подчеркну одну из характерных
особенностей российского предпринимательства,
его определенную историческую традицию:
едва зародившись, оно естественно
и надолго связало себя с благотворительностью.
Союз предпринимательства и благотворительности
убедительно прослеживается на примере
многих известных купеческих династий.
Такой союз едва ли был случайным.
Предприниматели, безусловно, были заинтересованы
в квалифицированных работниках,
способных овладеть новым оборудованием,
новейшими технологиями в условиях
все возрастающей конкуренции. Не случайно
поэтому огромные средства отчислялись
дарителями прежде всего на образование.
И особенно на профессиональное.
Были и другие причины,
объясняющие появление потомственных
благотворителей. Можно с уверенностью
сказать, что одни из самых значимых
в ряду уже упомянутых - причины
религиозного характера, диктовавшиеся
давними традициями милосердия и
благотворительности на Руси, осознанием
потребности помогать другим.
Настоящему меценату (с
точки зрения отечественных традиций),
истинному благотворителю не нужна
в качестве компенсации реклама,
позволяющая сегодня с лихвою
возместить затраты. Показательно в
этой связи, что Савва Тимофеевич
Морозов обещал всестороннюю помощь
основателям Художественного театра
при условии: его имя не должно
упоминаться в газетах. Хорошо известны
случаи, когда меценаты по призванию,
отказывались от дворянства. Один из представителей
этой замечательной династии “профессиональных
благотворителей” Алексей Петрович
Бахрушин (1853-1904)- библиофил и собиратель
произведений искусства, завещал в
1901 г. свои коллекции Историческому
музею, по “формулярному списку”, составленному
в том же году купеческой управой,
в службе не состоял, отличий не имеет.
Предположительно, что сумма П.Г.
Шелапутина (на его средства были созданы
гинекологический институт, мужская
гимназия, 3 ремесленных училища, женская
учительская семинария, дом для
престарелых) превысила 5 млн. рублей, но
учесть всех пожертвований было невозможно,
так как он скрывал эту сферу
жизни даже от близких. Ретроспектива
благотворительности, милосердия, меценатства
велика по времени, богата ярчайшими
примерами, позволяет выявить очевидную
преемственность добрых деяний, истоки
и тенденции отечественного меценатства.
Но и на богатом фоне
меценатства в России конец девятнадцатого-
начало двадцатого веков могут быть
по справедливости названы его “золотым
веком”, порой его подлинного расцвета.
И эта пора была связана, главным
образом, с деятельностью именитых
купеческих династий, давших “потомственных
благотворителей”. Только в Москве
ими были осуществлены столь крупные
начинания в области культуры,
просвещения, медицины, самых различных
областей науки, что можно с полным
основанием утверждать: это был качественно
новый этап благотворительности.
По инициативе действительно
просвещенных и по-настоящему образованных
дарителей, развивались становящиеся
приоритетными отрасли отечественной
науки, открывались уникальные галереи
и музеи, получили заслуженное признание
у отечественной интеллигенции
театры, которым было суждено осуществить
глобальную реформу всего театрального
дела. Такими стали Третьяковская
галерея, Щукинские и Морозовские
собрания современной французской
живописи, Бахрушинский театральный
музей, Частная опера С.И. Мамонтова,
Частная опера С.И. Зимина, Московский
Художественный театр, Музей изящных
искусств (на строительство которого
заводчик, крупный землевладелец
Ю.С. Нечаев-Мальцев потратил более
2 млн. рублей), Философский и Археологический
институты, Морозовские клиники, Коммерческий
институт, Торговые школы Алексеевых,
Морозовых и т.д. Благодаря пожертвованиям
Варвары Алексеевны Морозовой стало
возможным создание первой в России
бесплатной библиотеки-читальни имени
И.С. Тургенева, содержавшей 3279 томов. В
этой семье и отец, и дочь были
страстными любителями книги, и многое
сделали для ее пропаганды в стране.
Перед нами еще одна династия благотворителей,
коллекционеров и меценатов самого
высокого стиля. Все приведенные
примеры отмечены рядом общих
черт: социальной значимостью, демократической
направленностью, полнейшим бескорыстием,
давними традициями благотворительности,
что обусловлено принципами, убеждениями,
личностными качествами.
- Российские предприниматели и меценаты.
История российского предпринимательства
чрезвычайно интересна и даже
поучительна и, тем не менее, мало
изучена. В советские времена
этому препятствовали идеологические
мотивы, но оказывается, что и в
дореволюционное время публикации
на эту были редки. Об этом говорят
букинисты. Россия - страна духовная, и
в этом, видимо, одна из главных особенностей
национального менталитета. Об этом
неоднократно писали В. Ключевский, Н.
Бердяев, Н. Лосский и другие выдающиеся
мыслители. С этим связана и своеобразная
этика русского бизнеса, и такое
уникальное явление, как громадные
масштабы благотворительности и
меценатства. Купечество играло важную
роль в общественной и политической
жизни России. Со времен Древней Руси
купец был самый образованный, информированный,
коммуникабельный представитель сообщества,
который смело и расчетливо вступал в
торговые отношения как со своими соотечественниками,
так и с чужестранцами. Это проявлялось
во все времена, однако, в наибольшей степени
- на буржуазной стадии развития государства
во второй половине ХIХ - начале XX вв. Именно
этот период характеризуется взлётом
духовных, творческих сил нации, что нашло
выражение в социально-экономическом
росте, в блестящих достижениях русской
литературы, музыки, театра, живописи,
что в свою очередь, оказало сильное влияние
на всю мировую культуру. С возрождением
духовности связан выход страны из экономического
кризиса, возрождение России как великой
державы. Благотворительность и меценатство
являлись особой формой общественной
деятельности. Благодеяния осуществлялись
людьми, которые не были великими деятелями
искусства, но вошли в историю русской
и мировой культуры, ибо способствовали
ее обогащению, утверждению в ней новых
направлений и форм. «Для того чтобы процветало
искусство, - писал К.С. Станиславский,
- нужны не только художники, но и меценаты».
Благотворительность купечества
была известна в России и прежде.
Еще в екатерининские времена
в 1776 г. купец первой гильдии, уроженец
села Любуши Рязанской губернии Петр
Данилович Ларин (1735-1773 гг.) пожертвовал
сумму денег на строительство
«народного училища», а также крестьянского
банка и церкви в своем родном
селе. Сам Ларин намеревался посвятить
остаток жизни «наблюдению за
устройством училища и его
деятельностью». Незаурядная личность,
образованный человек, он имел свою точку
зрения на обучение купеческих и крестьянских
детей: «грамоте российской, читать и
писать по правилам грамматики; чистоте
языка и слога; вере и страху Божию;
арифметике и некоторым частям высших
геометрических наук, для лучшего
знания сей для промыслу нужной науки,
служащей к счислению и поверяю
своих дел имущества; познанию русской
торговли; и откуда и как оную
производить удобнее: познанию того,
как вести купеческие по бухгалтерии
книги и счета». Однако осуществлению
задуманного помешала его внезапная
кончина.
С этого времени его
капитал находился в ведении
Министерства народного просвещения,
и училище было построено только
в 1819 г. За счет роста процентов капитал
Ларина увеличился настолько, что стало
возможным употребить деньги на постройку
корпуса Публичной библиотеки в
Петербурге. По высочайшему повелению
Александра I один из залов в ней
получил название Ларинский. Спустя
несколько лет в Петербурге появилась
гимназия, которая также была названа
Ларинской. Это здание существует и
поныне на 6-й Линии Васильевского
острова в Санкт-Петербурге под
номером 15. В отличие от трех первых
петербургских гимназий в Ларинской
предполагалось обучать детей разных
сословий, в том числе и купцов,
и иностранных негоциантов. «Для
приготовления купеческих детей
к коммерческим занятиям» были введены
такие предметы, как бухгалтерия, торговое
право, английский язык, не изучавшийся
в других гимназиях. На проценты капитала
П.Д. Ларина было построено и содержалось
еще одно известное учебное заведение
России - Ришельевский лицей в Одессе.
В начале XIX века были известны
многие акты благотворительности дворян
и купцов. Одним из них являлось
пожертвование К.В. Крестовникова
и его детей 50 тыс. рублей на войну
с Наполеоном, о чем было записано
на 28-й стене на мраморной доске
Храма Христа Спасителя.
Еще ранее, в 1802 г., в Москве
открылась больница, построенная
на средства князя А.Н. Голицына, а
в 1803 г. - Странноприимный дом князя
Н.П. Шереметьева, включавший больницу
и богадельню (ныне здание Московского
НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифасовского.
Многие учреждения здравоохранения
в городах России, в том числе
и в столичных, были построены
и функционировали на средства благотворителей
и жертвователей. Больница была построена.
Сегодня она известна как психиатрическая
больница № 1 имени П.П. Кащенко. В
этом эпизоде ярко видны не только
самодурство купца, которому хотелось
«приподняться» за счёт унижения другого,
но и беззаветное служение общественности
городского головы, согласившегося пойти
на унижение во благо народа. А ведь
Н.А. Алексеев и сам был состоятельным
купцом - много тратил личных средств
на благотворительность и мог
бы отказаться от публичного унижения.
После его кончины, по завещанию,
на детский приют и другие цели
было выделено 16 млн. рублей.