Регулирование предпринимательской деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:24, реферат

Описание работы

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве.

Работа содержит 1 файл

регулир предприним д-ю.docx

— 40.87 Кб (Скачать)

Главным принципом, лежащим в основе системы  государственной поддержки «миттельштанда» (в переводе на русский «средний слой»; этот термин объединяет малый и средний бизнес Германии), является оказание помощи, стимулирующей развитие самопомощи. Для этого в Германии разработано несколько специальных инструментов и конкретных программ.

- Структурно-политические мероприятия, осуществляемые федеральным правительством ФРГ. Они нацелены на обеспечение нормальных условий конкуренции для «миттельштанда». Главный инструмент здесь – картельное право, законодательно оформленное в 1957 г. Ведомство по надзору за картелями (по нашей терминологии, антимонопольный комитет), во-первых, тщательно следит за слияниями крупных фирм, во-вторых, облегчает кооперацию мелких и средних предприятий, снимая ненужные запреты.

Вторая  составляющая структурно-политических мероприятий по поддержке «миттельштанда» - обеспечение его равноправного участия в распределении государственных контрактов. С 1976 г. существует особое положение, регулирующее обязательное участие мелких и средних поставщиков в дележе госзаказов. В случаях дискриминации мелкие фирмы могут обратиться в специально учрежденные в этих целях инстанции.

- Налоговые льготы. Этот инструмент, активно используемый сейчас в новых землях ФРГ, включает три главных разновидности: 1) специальные нормы амортизационных отчислений; 2) создание резервов необлагаемой налогом прибыли; 3) инвестиционные надбавки, выплачиваемые налоговыми ведомствами.

Значительная  роль в стимулировании развития мелких фирм Великобритании принадлежит бюджетной  политике правительства. К мерам  общего характера относится установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций. Запись доходов  и издержек ведется только по факту  независимо от того, к какому периоду  они относятся.

Огромное  значение в развитии малого бизнеса  Великобритании имеют Программы  оказания финансовой помощи: «Схема грантов», «Агентства помощи предприятиям местного значения», которые осуществляют финансовую поддержку мелких фирм на региональном уровне; «Схема содействия в создании предприятий» предусматривает финансовую помощь безработным, намеренным начать собственное дело. Специальные программы обеспечивают финансовую помощь молодежи при создании либо расширении их бизнеса, подготовку предпринимателей в сфере мелкого бизнеса; помощь муниципальным властям в деле создания нового и развития существующего мелкого бизнеса в городах. Профессиональную подготовку мелких бизнесменов осуществляют специальные советы по подготовке специалистов.

В некоторых  странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового  капитала. В частности, правительства  этих стран гарантирует компенсацию возможных убытков венчурных фондов.

В соответствии с федеральными программами поддержки  малому бизнесу предоставляются  прямые и гарантированные займы. Другой мерой поощрения частной  инициативы являются налоговые и  амортизационные льготы.

Особое  внимание федеральные власти уделяют  стимулированию развития инновационного малого бизнеса как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.

В Японии практикуется выделение субсидий и  ссуд – прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных  отраслях) и гарантированных займов (благодаря введению налоговых льгот  коммерческие банки охотно кредитуют  малый бизнес), также предоставление долгосрочной (на 5-20 лет) ссуды объединению  малых предприятий из средств  государственного (через Государственную  корпорацию по развитию малого предпринимательства) и местного бюджетов. Безвозвратная финансовая помощь выделяется только под научно-технические программы.

Интересен для нас может быть опыт стран Юга, где рыночные отношения еще не устоялись окончательно, и государство выступает в основном не как собственник предприятий, а как координатор и организатор. В Индии политика государства по поддержке и развитию малого бизнеса осуществляется на двух уровнях: 1) микроуровень, когда цель этой политики непосредственно малые предприятия. Для них вводятся налоговые и кредитные льготы, им оказывают консультационные услуги, защищают от конкуренции крупных производителей, помогают в подготовке кадров и т.д.; 2) макроуровень – организация и защита государством среды развития, что, в конечном счете, создает долгосрочные стимулы роста экономики, включая мелкое производство.

Особую  роль играет проводимый страной курс защиты внутреннего рынка от активной иностранной конкуренции, что существенно  облегчило выживание мелких предприятий, ориентированных на бедные слои населения. Эта стратегия характерна для  самой массовой группы традиционных мелких предприятий, действующих преимущественно  в старых отраслях – текстильной, обувной, кожевенной, стекольной, где мелкие предприятия составляют до 70-80 % общего числа. Государство проводит политику их поддержки, используя для этого административные рычаги, к которым, в первую очередь, относится резервирование за мелкой промышленностью значительной группы товаров, запрещенных производить крупным предприятиям.

Таким образом, и в стране с высоким  уровнем экономического развития и  развитой рыночной инфраструктурой, и  в развивающихся странах поддержка  малого бизнеса осуществляется путем  реализации комплекса мер государственными органами федерального и, особенно, регионального  и местного уровня. При этом меры осуществляются дифференцированно, выборочно, с тем, чтобы содействие оказывалось  определенным приоритетным направлениям малого предпринимательства – молодежным, женским и высокотехнологичным  микрофирмам; сохранению существующих рабочих мест и стимулированию работодателей к созданию новых на малых и средних предприятиях.

Информация о работе Регулирование предпринимательской деятельностью