Регулирование предпринимательской деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:24, реферат

Описание работы

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве.

Работа содержит 1 файл

регулир предприним д-ю.docx

— 40.87 Кб (Скачать)
p align="justify">Занятость в малом бизнесе в Российской Федерации столь же неравномерна. Почти треть всех работающих на российских малых предприятиях сосредоточены в Центральном районе. Далее с большим отрывом следуют Северо-Кавказский район (11 %), Урал и Поволжье (по 9 %).

По основным показателям развития малого бизнеса  большинство россий-ских регионов находится на крайне низком уровне. Так, почти во всех регионах на тысячу жителей приходится не более 9 малых предприятий. Только в Северо-Западном районе этот показатель составляет 16 малых предприятий на тысячу жителей, что также недостаточно для создания полноценной конкурентной среды. Лишь две российские столицы, Москва и Санкт-Петербург, по плотности распространения малого бизнеса приближаются к уровню стран-членов ЕС и лидеров рыночной трансформации — Польши, Чехии, Венгрии, где на тысячу жителей приходится от 30 до 50 малых предприятий.

Все проблемы текущей деятельности малых предприятий можно разделить на три группы: а) проблемы, степень остроты которых практически не изменилась (сюда относятся набор квалифицированных кадров, получение лицензии, вымогательство чиновников, нехватка знаний и навыков ведения бизнеса, ведение бухгалтерии, правовая незащищенность); б) проблемы, степень остроты которых возросла (поиск оборотных средств, привлечение инвестиций, сбыт, уплата налогов, аренда помещения, приобретение оборудования, уплата процентов по кредитам и возврат самих кредитов, приобретение сырья и материалов); в) проблема, острота которой в результате кризиса снизилась.

Социально-трудовые проблемы

Социально-трудовые проблемы на большинстве малых предприятий не оказывают существенного влияния на их развитие. Более заметно развитию бизнеса препятствуют высокая стоимость внешнего обучения и, как следствие, недостаток необходимых знаний и квалификации у работников, причем, в основном, у специалистов, служащих, менеджеров. Среднее воздействие на развитие малых предприятий оказывают проблемы слабой мотивации к труду, низкого интереса к работе. Традиционные для бывшей плановой экономики низкая дисциплина труда (прогулы по неуважительным причинам и др.), высокая текучесть кадров и нехватка работников ныне совсем не актуальны. Исключение составляет четверть малых предприятий, на которых изредка возникал дефицит отдельных специалистов.

Большинство малых предпринимателей считают, что  именно они обязаны обеспечивать работникам своевременность выплаты  и приемлемый уровень заработной платы, охрану и безопасные условия труда, сохранение занятости и соблюдение законов о труде. При этом пенсионное и медицинское страхование, по их мнению, должно гарантироваться государством, а повышение квалификации является прерогативой самих наемных работников. Причем в отношении этих трех гарантий (особенно в отношении повышения квалификации) предприниматели продемонстрировали относительно высокую готовность выступить в роли софинансирующей стороны. Что касается профсоюзов, то, по мнению предпринимателей, в целом их роль в обеспечении работников социальными гарантиями весьма незначительна.

Высокий уровень социальной ответственности  руководителей малого бизнеса за персонал своих предприятий (правда, на уровне декларирования намерений) объясняется  как господствующим патернализмом («фирма — семья»), так и вполне рациональными экономическими мотивами. Во-первых, сама система приема на малые  предприятия родственников, друзей, знакомых, или третьих лиц по их протекции накладывает определенный отпечаток патриархальности на всю  систему трудовых отношений в  российском малом бизнесе, особенно на микрофирмах. Во-вторых, традиционно на российских предприятиях предоставление работникам социальных гарантий считалось эффективным средством формирования стабильного и сплоченного трудового коллектива, что рассматривается иногда даже как более значимый фактор закрепления персонала, чем размер заработной платы.

При более  детальном рассмотрении взгляды  на социальную ответственность предпринимателей оказываются вполне предсказуемыми: руководители реального сектора (промышленности и особенно строительства) чаще других возлагают бремя решения большинства  социальных вопросов (кроме повышения  квалификации) на предпринимателей. Повышение  квалификации при содействии фирмы  оказалось более популярно в  интеллектуальном бизнесе. Гарантия охраны труда со стороны предпринимателя поддерживается чаще на фирмах с относительно безопасными условиями труда (торговые предприятия). Далее, чем старше и крупнее фирма, тем чаще его руководители стремятся найти внутренние возможности для обеспечения гарантий своим работникам. И, наконец, большую готовность в обеспечении гарантий обнаруживают руководители растущих предприятий, нежели убыточных или стабильных.

Таким образом, трудовые отношения в российском малом бизнесе в значительной мере находятся вне правового  регулирования, диалог между нанимателем  и нанимаемыми пронизан личностными  моментами, условия труда довольно жесткие, но работники с этим мирятся.

Основные  внешние факторы  и проблемы малого предпринимательства  в России

Правовая  база развития и налогообложение  малого бизнеса

За годы реформ создан целый ряд законов, указов Президента и постановлений  правительства, а также законодательных  актов субъектов Федерации, которые  так или иначе формировали  и уточняли правовое поле российского  малого бизнеса. Важнейшим среди  них является закон «О государственной  поддержке малых предприятий  в Российской Федерации», принятый в мае 1995 г. Он стал основным рамочным законом для этого сектора. Главным  критерием малых предприятий  по-прежнему остается численность занятых:

в промышленности, строительстве и на транспорте —  до 100 чел.;

в сельском хозяйстве и науке — до 60 чел.;

в оптовой  торговле и легкой промышленности —  до 50 чел.;

в розничной  торговле и услугах для населения  — до 30 чел.

Кроме того, в уставном капитале малых  предприятий доля государства или  третьих лиц, не являющихся в свою очередь малыми фирмами, не должна превышать 25 %. (Эти критерии в принципе близки тем, которые применяются в законодательстве стран Евросоюза.)

Другим  документом, который взбудоражил  — и продолжает беспокоить —  предпринимательскую общественность, стал закон от 31.07.98 № 148 «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Он предусматривает обязательное введение фиксированных авансовых ставок налога для малых предприятий с числом занятых до 15 чел. в некоторых сферах деятельности (торговля, строительство, услуги и др.); при этом конкретный механизм расчета вмененного дохода, исходя из местоположения и занимаемой предприятием площади, численности занятых и т. д. оставлен на усмотрение субъектов Федерации.

В целом  законодательная база для развития малого предпринимательства на сегодня  весьма слаба, неполна и противоречива. Неурегулированы вопросы, связанные с частной собственностью на землю, что не позволяет развивать залоговые операции; не внесен в Думу закон о ремесленничестве; не приняты поправки в указанный выше рамочный закон, которые конституировали бы понятия «микропредприятие», «среднее предприятие».

Есть, конечно, и позитивные изменения в законодательной  базе. Особенно важным шагом стало в свое время принятие Гражданского кодекса (первая часть его вступила в силу 1.01.95) — в нем были определены правовые формы предприятий, описаны процедуры учреждения, реорганизации и ликвидации предприятий, принципы и границы ответственности за результаты хозяйственной деятельности, допустимые формы сделок и т. п. Гражданский кодекс устранил многие противоречия в действующем законодательстве и заложил основы свободы договоров, ответственности за хозяйственную деятельность и конкуренции в российской экономике. Еще одним важным шагом стал Налоговый кодекс (первая часть принята Думой и вступила в действие с 1 января 1999 г.).

В целом  правовое поле российского малого бизнеса  за последние годы существенно изменилось, но не всегда — в лучшую сторону. Большинство новаций было связано  с налогообложением.

На сегодня  же законодательство о малом бизнесе  в России пока не является надежной правовой базой для его функционирования. К тому же государство в своей  реальной политике, а также в деятельности отдельных представителей государства, наделенных властно-распорядительными  функциями, не только нарушает свои обязательства  перед малыми предприятиями, но и  стремится управлять, диктовать  свою волю самостоятельным субъектам  рыночной экономики.

Государственное регулирование как  барьер развития малого предпринимательства

Наиболее  очевидным образом административные барьеры на пути предпринимательства  проявляются в процессе регистрации  малых предприятий, а также при  периодически возникающей необходимости  получения или возобновления  лицензии на осуществление того или  иного вида предпринимательской  деятельности. Внесенный правительством в Думу так называемый антибюрократический пакет Г. Грефа в целом создает предпосылки для значительного сокращения тягот, выпадающих на долю малых предприятий, поскольку становится возможной система «единого окна», а число видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, сокращается с более чем 2000 до 104, причем региональным и местным органам запрещается устанавливать свои списки лицензируемых видов деятельности.

Теневая активность малого бизнеса

Обычно  под теневой — в отличие от сугубо криминальной — подразумевают деятельность, которая либо не подпадает под действие существующих законов, либо связана с сокрытием оборота или доходов от учета и налогообложения.

Реальных  объемов «теневой» экономики  в сфере малого предпринимательства  не знает никто.

По оценкам  экспертов, процесс ухода малого бизнеса в теневую экономику  нарастал на протяжении всех лет реформ. Если в 1993 г. в «тени» осуществлялась примерно половина хозяйственного оборота  малых фирм, то к 1999 г. этот показатель перевалил за 90 %.

Федеральные программы поддержки  малого предпринимательства

Главными  рычагами воздействия российского  государства на развитие малого предпринимательства  являются федеральные и региональные программы государственной поддержки  малого предпринимательства. Основные направления и задачи федеральных  программ, которые, согласно Закону (ст. 7), Правительство РФ должно ежегодно перед представлением бюджета выносить на рассмотрение Федерального Собрания РФ, состоят в следующем:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малых предприятий;
  • создание льготных условий использования субъектами малых предприятий государственных ресурсов (материально-технических, информационных, финансовых), а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление для малых предприятий упрощенной процедуры регистрации, лицензирования, сертификации продукции, государственной бухгалтерской и статистической отчетности;
  • содействие развитию торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Для реализации указанных направлений Закон  обязывает включать в любую из этих программ следующие меры:

1.формирование инфраструктуры поддержки (одновременно на местном, региональном и федеральном уровнях);

2.вовлечение в малые предприятия социально незащищенных слоев населения;

3.внесение предложений в установленном законодательством порядке о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на их государственную поддержку;

4.передача субъектам малых предприятий результатов НИОКР и инновационных программ;

5.передача малым предприятиям завершенных и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

6.обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости (с учетом вложенных в эти объекты средств).

Зарубежный  опыт управления развитием  малого предпринимательства.

 В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.

В большинстве  стран-членов ЕС определение национальной политики в отношении малого и  среднего предпринимательства является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются  на уровне регионов. Все государства ЕС помогают малому и среднему бизнесу получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги. Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа. Однако большинство государств создает особые резервы для поддержания малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.

Информация о работе Регулирование предпринимательской деятельностью