Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:24, реферат
Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве.
По основным показателям развития малого бизнеса большинство россий-ских регионов находится на крайне низком уровне. Так, почти во всех регионах на тысячу жителей приходится не более 9 малых предприятий. Только в Северо-Западном районе этот показатель составляет 16 малых предприятий на тысячу жителей, что также недостаточно для создания полноценной конкурентной среды. Лишь две российские столицы, Москва и Санкт-Петербург, по плотности распространения малого бизнеса приближаются к уровню стран-членов ЕС и лидеров рыночной трансформации — Польши, Чехии, Венгрии, где на тысячу жителей приходится от 30 до 50 малых предприятий.
Все проблемы текущей деятельности малых предприятий можно разделить на три группы: а) проблемы, степень остроты которых практически не изменилась (сюда относятся набор квалифицированных кадров, получение лицензии, вымогательство чиновников, нехватка знаний и навыков ведения бизнеса, ведение бухгалтерии, правовая незащищенность); б) проблемы, степень остроты которых возросла (поиск оборотных средств, привлечение инвестиций, сбыт, уплата налогов, аренда помещения, приобретение оборудования, уплата процентов по кредитам и возврат самих кредитов, приобретение сырья и материалов); в) проблема, острота которой в результате кризиса снизилась.
Социально-трудовые проблемы на большинстве малых предприятий не оказывают существенного влияния на их развитие. Более заметно развитию бизнеса препятствуют высокая стоимость внешнего обучения и, как следствие, недостаток необходимых знаний и квалификации у работников, причем, в основном, у специалистов, служащих, менеджеров. Среднее воздействие на развитие малых предприятий оказывают проблемы слабой мотивации к труду, низкого интереса к работе. Традиционные для бывшей плановой экономики низкая дисциплина труда (прогулы по неуважительным причинам и др.), высокая текучесть кадров и нехватка работников ныне совсем не актуальны. Исключение составляет четверть малых предприятий, на которых изредка возникал дефицит отдельных специалистов.
Большинство малых предпринимателей считают, что именно они обязаны обеспечивать работникам своевременность выплаты и приемлемый уровень заработной платы, охрану и безопасные условия труда, сохранение занятости и соблюдение законов о труде. При этом пенсионное и медицинское страхование, по их мнению, должно гарантироваться государством, а повышение квалификации является прерогативой самих наемных работников. Причем в отношении этих трех гарантий (особенно в отношении повышения квалификации) предприниматели продемонстрировали относительно высокую готовность выступить в роли софинансирующей стороны. Что касается профсоюзов, то, по мнению предпринимателей, в целом их роль в обеспечении работников социальными гарантиями весьма незначительна.
Высокий
уровень социальной ответственности
руководителей малого бизнеса за
персонал своих предприятий (правда,
на уровне декларирования намерений) объясняется
как господствующим патернализмом
(«фирма — семья»), так и вполне
рациональными экономическими мотивами.
Во-первых, сама система приема на малые
предприятия родственников, друзей,
знакомых, или третьих лиц по их
протекции накладывает
При более
детальном рассмотрении взгляды
на социальную ответственность
Таким образом, трудовые отношения в российском малом бизнесе в значительной мере находятся вне правового регулирования, диалог между нанимателем и нанимаемыми пронизан личностными моментами, условия труда довольно жесткие, но работники с этим мирятся.
За годы реформ создан целый ряд законов, указов Президента и постановлений правительства, а также законодательных актов субъектов Федерации, которые так или иначе формировали и уточняли правовое поле российского малого бизнеса. Важнейшим среди них является закон «О государственной поддержке малых предприятий в Российской Федерации», принятый в мае 1995 г. Он стал основным рамочным законом для этого сектора. Главным критерием малых предприятий по-прежнему остается численность занятых:
в промышленности, строительстве и на транспорте — до 100 чел.;
в сельском хозяйстве и науке — до 60 чел.;
в оптовой торговле и легкой промышленности — до 50 чел.;
в розничной торговле и услугах для населения — до 30 чел.
Кроме
того, в уставном капитале малых
предприятий доля государства или
третьих лиц, не являющихся в свою
очередь малыми фирмами, не должна превышать
25 %. (Эти критерии в принципе близки
тем, которые применяются в
Другим
документом, который взбудоражил
— и продолжает беспокоить —
предпринимательскую
В целом законодательная база для развития малого предпринимательства на сегодня весьма слаба, неполна и противоречива. Неурегулированы вопросы, связанные с частной собственностью на землю, что не позволяет развивать залоговые операции; не внесен в Думу закон о ремесленничестве; не приняты поправки в указанный выше рамочный закон, которые конституировали бы понятия «микропредприятие», «среднее предприятие».
Есть, конечно, и позитивные изменения в законодательной базе. Особенно важным шагом стало в свое время принятие Гражданского кодекса (первая часть его вступила в силу 1.01.95) — в нем были определены правовые формы предприятий, описаны процедуры учреждения, реорганизации и ликвидации предприятий, принципы и границы ответственности за результаты хозяйственной деятельности, допустимые формы сделок и т. п. Гражданский кодекс устранил многие противоречия в действующем законодательстве и заложил основы свободы договоров, ответственности за хозяйственную деятельность и конкуренции в российской экономике. Еще одним важным шагом стал Налоговый кодекс (первая часть принята Думой и вступила в действие с 1 января 1999 г.).
В целом правовое поле российского малого бизнеса за последние годы существенно изменилось, но не всегда — в лучшую сторону. Большинство новаций было связано с налогообложением.
На сегодня
же законодательство о малом бизнесе
в России пока не является надежной
правовой базой для его
Наиболее
очевидным образом
Обычно под теневой — в отличие от сугубо криминальной — подразумевают деятельность, которая либо не подпадает под действие существующих законов, либо связана с сокрытием оборота или доходов от учета и налогообложения.
Реальных объемов «теневой» экономики в сфере малого предпринимательства не знает никто.
По оценкам экспертов, процесс ухода малого бизнеса в теневую экономику нарастал на протяжении всех лет реформ. Если в 1993 г. в «тени» осуществлялась примерно половина хозяйственного оборота малых фирм, то к 1999 г. этот показатель перевалил за 90 %.
Главными
рычагами воздействия российского
государства на развитие малого предпринимательства
являются федеральные и региональные
программы государственной
Для реализации указанных направлений Закон обязывает включать в любую из этих программ следующие меры:
1.формирование инфраструктуры поддержки (одновременно на местном, региональном и федеральном уровнях);
2.вовлечение в малые предприятия социально незащищенных слоев населения;
3.внесение предложений в установленном законодательством порядке о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на их государственную поддержку;
4.передача субъектам малых предприятий результатов НИОКР и инновационных программ;
5.передача малым предприятиям завершенных и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;
6.обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости (с учетом вложенных в эти объекты средств).
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.
В большинстве стран-членов ЕС определение национальной политики в отношении малого и среднего предпринимательства является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Все государства ЕС помогают малому и среднему бизнесу получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги. Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа. Однако большинство государств создает особые резервы для поддержания малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.
Информация о работе Регулирование предпринимательской деятельностью