Региональные проблемы малого предпринимательства Ханты-Мансийского Автономного округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:41, дипломная работа

Описание работы

С точки зрения римских юристов, «предпринимательством» считалось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем - арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах.[4. c.18] Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Пример такого предпринимательства дает Марко Поло, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Начиная торговый путь, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…... 3 - 5
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства
в рыночной экономике ……...…………………………………. 6 - 32
1.1. История возникновения и эволюция теории
предпринимательства ………………………………………………. 6 - 16
1.2. Малое предпринимательство: понятие, показатели,
признаки ……………………………………………………………. 17 - 23
1.3. Малое предпринимательство как элемент
современной рыночной системы …………………………………. 24 - 30
1.4. Финансовые проблемы российских
малых предпринимателей ………………………………………… 31 - 32
Глава 2. Финансово-кредитная политика поддержки
малого предпринимательства ………………………………. 33 - 57
2.1. Финансовые механизмы регулирования деятельности
малого предпринимательства ……………………………………. 33 - 43
2.2. Лизинг оборудования для малого предпринимательства ………. 44 - 46
2.3. Выбор критериев эффективности лизингового проекта ……….. 47 - 50
2.4. Механизмы налогового стимулирования
малого предпринимательства …………………………………….. 51 - 57
Глава 3. Региональные проблемы малого предпринимательства в Ханты-
Мансийском Автономном округе …………………………… 58 - 74
3.1. Современное состояние малого предпринимательства
в г. Нефтеюганске ………………………………………………… 58 - 67
3.2. Проблемы, мешающие развитию малого предпринимательства
в г. Нефтеюганске …………………………………………………. 68 - 69
3.3. Приоритетные виды деятельности малого предпринимательства
в г. Нефтеюганске ………………………………………………… 70 - 72
3.4. Предлагаемая программа поддержки малого
предпринимательства в г. Нефтеюганске ………………………… 73- 74
Заключение ……………………………………………………………... 75 - 77
Список использованной литературы …………………………………...78 - 82
Приложения ……………

Работа содержит 1 файл

Региональные проблемы ХАО.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

 Таблица 11.

типовой бюджет затрат на нововведения для  различных категорий предприятий  США

Этапы разработки Крупные фирмы Мелкие  фирмы Индивидуальные  предприятия
 
 
$ % $ % $ %

Поиск идей 100 1,6 20 0,3 5 0,1
Проработка  концепции 200 3,2 100 1,8 20 0,4
Лабораторное испытание 50 0,8 50 0,9 50 1,0
Рыночное  испытание 1000 16,0 500 9,0 300 5,5
Выпуск 5000 78,4 5000 88,0 5000 93,0
Всего 6350 100,0 5670 100,0 5375 100,0
 

      Следует заметить, что в наше время отличительной  чертой развития экономики является противостояние крупного и малого предпринимательства, а их взаимосвязь и взаимодополняемость. Ведь существуют такие примеры, когда крупные предприятия доверяют малым ведение отдельных направлений, частично финансируя идеи и помогая различными консультативными услугами, комплектами конструкторско-технической документации и т.п.

      В малом предпринимательстве сложилась  новая система внутрикорпорационного управления и финансирования, оттеснившая традиционные методы административно-бюджетного характера  на второй план. Вместе с этим появился  новый институт рискового, или венчурного, капитала.

      Следующим примером технологических и управленческих новшеств  являются мини-заводы. Их главное преимущество - быстрые сроки строительства и окупаемость затрат.

      Рассмотренный анализ деятельности малых предприятий убеждает в их высокой эффективности, Поэтому с уверенностью можно сказать, что малые и средние предприятия имеют следующие преимущества.

1. Гибкость, позволяющая вовремя перераспределять  людские и материальные ресурсы и своевременно реагировать на изменения спроса.

2. Малое  предпринимательство открывает  возможности структурной перестройки экономики.

3. Малое  предпринимательство является важным  социальным инструментом в борьбе с безработицей, поглощая незанятую рабочую силу.

4. Предприятия  малого сектора экономики позволяют  уменьшить диспропорцию в доходах.

5. Позволяют  развивать и приспосабливать  различные виды новейших технологий.

6. Готовят  основу для будущего развития  промышленности, в виде подготовки квалифицированных и полуквалифицированных работников.

7. Раскрывают  таланты предпринимателя, способствуя  стимуляции экономического развития. 

8. Повышают  мобильность, увеличивая уровень  использования природных ресурсов.

      Понимание этих факторов привело к тому, что  многие страны вплотную занялись разработкой стратегий и программ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства.

      Государственная политика поддержки, ее формы и содержание весьма многообразны. Отдельные из использующихся экономических инструментов могли бы быть применены на практике в нашей стране, но при этом не стоит забывать, что слепое копирование механизмов воздействия на развитие малого предпринимательства может не только не дать положительные результаты, но привести к отрицательным последствиям. 
 

1.4. Финансовые  проблемы российских малых предприятий 

      Начиная анализ финансовых проблем, преследующих предпринимателей, надо отметить, что по данным различных опросов не менее половины всех опрошенных желали бы стать независимыми бизнесменами. То есть в нашей стране, несмотря на все трудности, потенциал развития малого предпринимательства очень высок.

      Однако  развиваться предпринимательство  может лишь при условии перехода не только к государственной, но и  к общественной поддержке малого предпринимательства, а также конструирования механизма льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, которые помогут выработать своего рода «иммунитет выживаемости», способность расти и саморазвиваться в жестких условиях рынка, путем обеспечения равных, по сравнению с крупными предприятиями, возможностей функционирования.

      Самые разрушительные последствия экономического кризиса нанесли развитию малого предпринимательства гораздо меньший ущерб, чем непродуманные и непоследовательные решения правительства. Главным злом для развития малого предпринимательства было и остается отсутствие стабильной нормативной и законодательной базы и фискальное бремя, препятствующее становлению малого предпринимательства.

      Предпринимательство на сегодняшний день в России, и малое в том числе, подобно айсбергу, имеют некоторую «невидимую часть». Легальный и «теневой» сегменты малого предпринимательства связаны друг с другом словно сообщающиеся сосуды, так что определенные действия властей, вызывающие угнетение легального сектора, способствуют уходу малого предпринимательства в «тень» и наоборот.

      Новая структура генерируемого в секторе  малого предпринимательства спроса, воздействуя на межотраслевые пропорции рентабельности производства, создает условия для привлечения капитала в сферу производства, разработки передовых технологий. В таблице 12 приведен прогноз развития сферы малого предпринимательства, выполненного в ГКРП России на 1995-2000 гг. и 2005 г. [29. с.47]

Таблица 12.

прогноз развития сферы малого предпринимательства в Российской Федерации на 1995-2000 гг. и 2005 г. (основные показатели)

 
 
1995 ** 1996 1997 1998 1999 2000 2005
Доля  малых предприятий в ВВП (%) 10-12* 1 13 15 18 19 20-22 32-34
2 14 16 19 22 24-25 34-36
Количество  малых предприятий (тыс.) 877 1 930 1050 1250 1350 1500 2500
2 950 1200 1500 1750 2000 3500
по  отраслям:
- промышленность 128 1 139 168 206 233 270 600
2 143 190 224 261 300 870
- сельское хозяйство 9,9 1 10 13 16 18 21 50
2 11 15 17 20 28 70
- транспорт и связь 20 1 21 26 35 47 54 90
2 23 29 46 58 76 120
- строительство 145 1 158 172 200 229 255 475
2 162 175 232 280 370 665
- торговля и посредничество 374 1 400 451 495 510 525 800
2 423 483 575 626 740 900
Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях (млн. человек) 8,9 1 9.5 10.5 11.0 12.0 12.5 22-24
2 10.5 11.5 13.0 14.0 15.5 24-28
По  отраслям:
- промышленность 2,6 1 2.7 3.1 3.3 3.6 3.9 8.4
2 3.1 3.5 3.9 4.3 4.7 10.0
- сельское хозяйство 0,09 1 0.11 0.13 0.14 0.16 0.17 0.40
2 0.12 0.14 0.15 0.17 0.18 0.50
- транспорт и связь 0,19 1 0.19 0.20 0.21 0.25 0.26 0.50
2 0.20 0.27 0.29 0.31 0.33 0.70
- строительство 2,62 1 3.04 3.30 3.40 3.60 3.60 6.50
2 3.15 3.60 3.70 3.90 4.00 7.30
- торговля и посреднические услуги 2,20 1 2.20 2.30 2.35 2.50 2.70 5.50
2 2.30 2.40 2.45 2.60 2.80 6.60
 
 
 

Глава 2. Финансово-кредитная  политика поддержки  малого предпринимательства.

      2.1. Финансовые механизмы регулирования  деятельности малого предпринимательства 

      Практически самой трудноразрешимой для малого предпринимательства является проблема нахождения источников финансирования. Это объясняется структурой источников финансирования этих предприятий, а также трудностями их взаимоотношений с российскими банками.

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
 
АМОРТИЗАЦИЯ
 
ПРИБЫЛЬ
 
СРЕДСТВА ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
 
КРЕДИТ
 
БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА
 
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ
 
ВЫПУСК  АКЦИЙ
 

      Рис.1.

      Источники финансирования малых предприятий.

      В приложении 3 представлены разные источники финансирования малых предприятий в России.  Из данного приложения видно, как мал удельный вес предприятий, вынужденных опираться только на собственные ресурсы, и еще меньше предприятий, обращающихся к услугам небанковских посредников и частных лиц.

        Существуют два типа финансирования: внутреннее и внешнее. На рис. 1 представлены их разные источники.  [7. c. 150]

      При выборе источника финансирования главными факторами являются доступность денежных средств и выгодные денежные ставки.

      В высокоразвитых странах финансовая поддержка сводится, в основном, к трем видам: прямые, смешанные и гарантированные займы, выдаваемые небольшим фирмам под более низкие процентные ставки, чем при получении кредита на частном рынке ссудного капитала.

      Прямые  займы предоставляются непосредственно мелким предприятиям из государственных источников под определенный процент, колеблющийся вместе с общей ставкой банковского процента.

      Смешанные займы имеют своим источником как государственные, так и частные  средства.

      При гарантированных займах кредиторам даются государственные гарантии в размере до 90% заемного капитала, уменьшая их риск.

      Кроме того, в некоторых высокоразвитых странах используется целевое бюджетное финансирование: в сметах ряда министерств и ведомств имеется специальная статья, предусматривающая выделение средств для малых предприятий (около 0,3% расходов бюджета).  

      Еще один вид финансирования - участие  в акционерном капитале малого предприятия путем скупки части его акций, оно помогает сделать кредит более доступным для малых предпринимателей.

      Огромную  роль в оказании финансовой помощи играют всевозможные кредитные программы, такие как займы на развитие внешней торговли, на реконструкцию предприятий, на поддержку местного предпринимательства, а также предпринимателей-инвалидов.

        Большое внимание во многих  странах уделяется развитию венчурного финансирования. Это финансирование мелкого инновационного бизнеса частным капиталом через венчурные фирмы.

      Венчурное финансирование складывается из личных средств богатых партнеров, входящих в товарищество или пенсионные, благотворительные фонды или организации. Венчурное финансирование – это финансирование предприятий, находящихся на втором и третьем этапах своего развития.

      Следующим видом финансирования является практика привлечения финансовых ресурсов через фондовые биржи.

      В ряде стран (США, Великобритании, Франции  и др.) созданы вторичные рынки ценных бумаг для мелких и средних компаний. [17. c.162]

      В связи с тем, что любое кредитование малого предпринимательства имеет известную степень риска, банки широко используют такие формы финансирования как лизинг и факторинг.

      Самое широкое распространение получил  в последнее время лизинг - сдача  в аренду инвестиций или потребительских  товаров.

      Факторинг означает продажу предпринимателем - поставщиком (фактором) долговых обязательств своих клиентов с немедленным получением денег. Банк в полной мере принимает безналичные убытки, предприниматель - получатель факторинга, помимо процентов за кредит, выплачивает фактору комиссионные за риск.

Информация о работе Региональные проблемы малого предпринимательства Ханты-Мансийского Автономного округа