Региональные проблемы малого предпринимательства Ханты-Мансийского Автономного округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:41, дипломная работа

Описание работы

С точки зрения римских юристов, «предпринимательством» считалось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем - арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах.[4. c.18] Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Пример такого предпринимательства дает Марко Поло, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Начиная торговый путь, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…... 3 - 5
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства
в рыночной экономике ……...…………………………………. 6 - 32
1.1. История возникновения и эволюция теории
предпринимательства ………………………………………………. 6 - 16
1.2. Малое предпринимательство: понятие, показатели,
признаки ……………………………………………………………. 17 - 23
1.3. Малое предпринимательство как элемент
современной рыночной системы …………………………………. 24 - 30
1.4. Финансовые проблемы российских
малых предпринимателей ………………………………………… 31 - 32
Глава 2. Финансово-кредитная политика поддержки
малого предпринимательства ………………………………. 33 - 57
2.1. Финансовые механизмы регулирования деятельности
малого предпринимательства ……………………………………. 33 - 43
2.2. Лизинг оборудования для малого предпринимательства ………. 44 - 46
2.3. Выбор критериев эффективности лизингового проекта ……….. 47 - 50
2.4. Механизмы налогового стимулирования
малого предпринимательства …………………………………….. 51 - 57
Глава 3. Региональные проблемы малого предпринимательства в Ханты-
Мансийском Автономном округе …………………………… 58 - 74
3.1. Современное состояние малого предпринимательства
в г. Нефтеюганске ………………………………………………… 58 - 67
3.2. Проблемы, мешающие развитию малого предпринимательства
в г. Нефтеюганске …………………………………………………. 68 - 69
3.3. Приоритетные виды деятельности малого предпринимательства
в г. Нефтеюганске ………………………………………………… 70 - 72
3.4. Предлагаемая программа поддержки малого
предпринимательства в г. Нефтеюганске ………………………… 73- 74
Заключение ……………………………………………………………... 75 - 77
Список использованной литературы …………………………………...78 - 82
Приложения ……………

Работа содержит 1 файл

Региональные проблемы ХАО.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

Продолжение таблицы 13.

ООО «Юганск-Керамик» 31 т. майонеза
 

      Из  этого можно сделать вывод, что  остальные малые предприятия, зарегистрированные как промышленные предприятия и  призванные обеспечивать население города промышленными товарами и товарами народного потребления, занимаются другими видами деятельности.

      Несмотря  на сложное финансовое положение, в  городе постоянно организуются новые  малые предприятия. Так, в 1999 году было зарегистрировано 124 новых малых предприятия, а за 4 месяца 2000 г. – 83. При этом в 1999 году прекратило свою деятельность 393 малых предприятия, причем самостоятельно оформили официальное закрытие лишь 126 из них, остальные были выявлены и оформлено их закрытие правоохранительными органами и налоговыми органами. Такое массовое закрытие малых предприятий в прошлом году в основном обуславливалось запрещением торговым павильонам торговать спиртными напитками крепче 13%. За 4 месяца 2000 г. закрылось 44 малых предприятия, из них 28 самостоятельно.

      С малым предпринимательством Нефтеюганска, по данным налоговой инспекции, в той или иной степени были связаны в 1999 году более 19 тыс. человек (31,5% трудоспособного населения).

      Всего в 1999 году на малых предприятиях города работало 17556 человек, в том числе 14538 – на постоянной основе, а 3018 – на условиях вторичной занятости. По состоянию на 01.05.2000 г. на малых предприятиях работало 19055 человек, в том числе 12305 человек постоянно, 6705 – по совместительству и трудовым договорам. Это делает малое предпринимательство весомым социально-экономическим явлением в Нефтеюганске. Оно постоянно привлекает основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов экономики, снижая тем самым многие острые проблемы, в первую очередь вызванные безработицей.

      Наибольшее  число работников  малых предприятий  города Нефтеюганска трудятся в строительстве (2146 человек), торговле и общественном питании (1216 человек), на транспорте и связи (825 человек), в промышленности (539 человек). Пока мало работников задействовано в малых предприятиях, занимающихся материально-техническим снабжением и сбытом продукции (всего 2,2% от числа всех работников данной отрасли), геологий и разведкой недр (4,0%), обслуживанием ЖКХ города (7,1% от числа работников отрасли). Эти данные представлены в приложении 9.

      В последние два года начали создаваться  малые предприятия в непроизводственной сфере деятельности. Так, в настоящее время зарегистрированы и начали свою деятельность 11 малых предприятий, специализирующихся в сфере народного образования; 17 – в здравоохранении, физической культуре, спорте и социальном обеспечении; 15 – в сфере культуры и искусства; 8 – в сфере науки и научного обслуживания. Правда, число работников, занятых в этих малых предприятиях не велико и колеблется от 4,0% до 20% от числа всех занятых в отраслях, а количество малых предприятий явно недостаточно для полного удовлетворения потребностей населения. Однако работники непроизводственной сферы начали осознавать необходимость и эффективность создания малых предприятий.

      Исходя  из вышесказанного, службам, которые  будут заниматься развитием и поддержкой малого предпринимательства в городе, следует ориентировать население, которое решило открывать свое дело, в первую очередь на те отрасли (виды) деятельности, которые еще не получили в городе широкого распространения.

      В связи с сокращением в девяностые годы добычи нефти и связанные с этим сокращения объемов работ и численности работников в других отраслях народного хозяйства, в структуре его населения произошли существенные изменения (приложение 10).

      Так, при относительно стабильной общей  численности населения (97,4 тыс. чел. в 1996 г. и 97,9 тыс. чел. в 1999 г.) на 3,4 тыс. человек (10,8%) уменьшилось число детей  в возрасте до 16 лет, число жителей  трудоспособного возраста возросло на 2,6 тыс. человек (4,5%).

      Резко (на 6,6 тыс. человек или на 64,7%) увеличилось  трудоспособное население не занятое трудовой деятельностью, в 4,6 раз (на 3,2 тыс. человек) возросло число безработных. При этом необходимо иметь ввиду, что ежегодно 1,5-1,8 тыс. молодых людей заканчивают 9 классов, а 700-900 человек среднюю школу, более 300, отслужив срочную службу, возвращаются из Российской армии. Многие из этих молодых людей являются потенциальными безработными.

      Все это накладывает на администрацию города определенные обязанности по изысканию возможностей предоставления работы невостребованному трудоспособному населению, открытию новых рабочих мест и, как одного из путей решения этой проблемы, - развитию малого предпринимательства.

      По  имеющимся прогнозным данным городской налоговой инспекции в 2001 году в Нефтеюганске предполагается небольшой рост как числа малых предприятий (на 4,1%), так и среднесписочной численности работников малых предприятий (на 3%). Помимо этого предусматривается в 2000 году рост числа субъектов малого предпринимательства без образования юридического лица (предпринимателей) на 18,7%, а в 2001 году на 5%, что отражает приложение 11. Этого в создавшейся ситуации с предоставлением работы невостребованного трудоспособного населения крайне недостаточно. 
 
 
 

      3.2. Проблемы, тормозящие развитие малого  предпринимательства в г. Нефтеюганске. 

      На  мой взгляд, необходимо обратить внимание работников Нефтеюганской городской администрации и депутатов городской Думы на ряд моментов, тормозящих развитие малого предпринимательства в городе.

      1. Развитие малого предпринимательства  происходит стихийно. Ни в городской  администрации, ни в какой другой  управленческой организации нет  структурного подразделения, занимающегося  систематической организаторской работой по реализации на территории Нефтеюганска положений Федерального Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», других государственных и окружных актов по данному вопросу, анализом состояния малого предпринимательства и обобщением данных об эффективности функционирования и развития в городе сферы малого предпринимательства, организацией разработки муниципальной программы развития малого предпринимательства.

      2. Отсутствие городских бюджетного  и внебюджетного фондов поддержки малого предпринимательства практически исключает возможность его финансовой поддержки, не позволяет  регулярно проводить конкурсы бизнес-планов малых предприятий и стимулировать наиболее эффективные решения, направленные на развития рынка товаров и услуг. Из городского бюджета лишь однажды в 1996 году администрацией было выделено 300 млн. неденоминированных рублей, и то это было переведено в окружной фонд поддержки малого предпринимательства. Малым предприятиям города финансовой поддержки не оказывалось.

      3. Не проводится изучение и обобщение  опыта организации работы малых  предприятий, которые вынуждены  «вариться в собственном соку»,  недостаточно организована работа  по информированности, доведению  до субъектов малого предпринимательства нормативной документации и обеспечению их консультациями в различных областях гражданского, трудового, хозяйственного права.

      4. Недостаточно организована подготовка  и переподготовка кадров для  малого предпринимательства и  населения города, решившего организовать свое дело, в области управления персоналом, производством, финансами, упрощенной системой бухгалтерского учета и отчетности и другим вопросам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.3. Приоритетные виды деятельности  малых предприятий в г. Нефтеюганске. 

      Проведя вышеуказанный анализ современного состояния малого предпринимательства  в городе, мною были выявлены следующие  приоритетные виды деятельности малых предприятий в нашем городе, особенно нуждающиеся в развитии и поддержки как со стороны Администрации города, так и самих предпринимателей:

  1. Производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции, сбор, обработка и хранение дикоросов. Надо отметить, что в настоящее время этим видом деятельности в основном занимается частное население города, которое практически невозможно проконтролировать. Отсюда зачастую вытекает продажа некачественных продуктов, не имеющих соответствующих сертификатов санитарно-эпидемической станции. [13]
  2. Возрождение ремесел, народных художественных промыслов. Данным видом отрасли одно время занимался городской Краеведческий музей, восстанавливая для выставок узоры и украшения национальной одежды ханты и манси. Затем по этим восстановленным узорам швеями ПТУ № 37 шилась одежда для праздников и выступлений городских танцевальных коллективов. В 1996 году на конкурсе «Мисс Россия» представительница нашего города получила почетный приз именно за такой национальный костюм. Но, в связи со снижением финансирования, Краеведческому музею пришлось прекратить свою работу в данной отрасли.
  3. Экологически ориентированное предпринимательство, переработка и утилизация отходов производства. Надо заметить, что данная отрасль особенно неразвита в нашем городе. Кроме ООО «Источник», поставляющего в магазины города экологически чистую воду, никакого другого предприятия, которое бы специализировалось в данной отрасли, нет. В то время как спрос на повышение экологии в нашем городе велик.
  4. Развитие рекламной и выставочно-информационной деятельности. Данная отрасль в нашем городе развита довольно слабо. В отношении рекламы можно сказать, что для стотысячного города одной рекламной газеты, выходящей раз в неделю десятитысячным тиражом явно недостаточно. Вот почему я предлагаю предпринимателям обратить внимание на эту отрасль. Здесь открываются большие возможности как в части изготовления рекламных щитов, которые будут устанавливаться при подъезде к городу, так и в установке внутригородской рекламы.
  5. Изготовление балконных рам и металлоплит. На данный момент в городе очень много жилых зданий, практически готовых к сдаче и сданных недавно, которые нуждаются в установке балконных рам. Сегодня этим занимается ООО «Мастер», которое находится в городе Сургуте. Доставка мастеров для замера балконных площадей, а затем транспортировка готовых рам из Сургута приводит к увеличению себестоимости данного вида работ, что ложится пока не решаемым грузом на плечи Нефтеюганского управления жилищно-коммунального хозяйства.
  6. Общественное питание. В настоящее время в городе функционируют несколько предприятий общественного питания, такие как, например, ООО «Дока», которому принадлежит пиццерия в 10 микрорайоне. Но нужно отметить, что меню в закусочных такого уровня не соответствует запросам желающих комплексно пообедать. Хороший обед подается только в двух ресторанах при гостиницах «Рассвет» и «Русь», но там, соответственно, и цены ресторанные, которые не по карману среднему жителю города. В связи с этим и следует обратить внимание предпринимателей на эту отрасль. Правда, тут могут возникнуть проблемы с тем, что ввиду малых размеров города практически любой его житель в свой обеденный перерыв может пообедать дома. Но нужно учитывать немалый процент командированных специалистов, учащихся Нефтеюганского корпоративного института, Нефтеюганского филиала Тюменского Государственного Университета нефти и газа, которые приезжают на лекции из Пыть-Яха, Пойковского и Мамонтово (близлежащих поселков), работников городских учреждений, проживающих там же и прочие категории граждан, которые могут быть потенциальными клиентами недорогих кафе.
  7. Служба проката и комиссионная служба. В прошлом году в магазине «Юпитер» ЧП Климентьевым А.С. был организован отдел комиссионной торговли и имел необычайный успех как со стороны граждан, сдающих вещи в комиссию, так и со стороны покупателей. В связи с закрытием этого магазина и большой платой за аренду в других магазинах, предпринимателю пришлось ликвидировать свое дело. Но данный опыт показал, что данная отрасль может приносить немалую прибыль. Что касается службы проката, то таковой на данный момент в городе нет совсем. А социальный опрос показывает, что в связи с большим заключением молодежных браков спрос на такие услуги будет высок.

      Вот на какие отрасли в первую очередь следует обратить внимание предпринимателям, собирающимся открыть или переориентировать свое дело в 2000-2001 годах. А администрации Нефтеюганска и Нефтеюганского района необходимо разработать программу по поддержке именно этих отраслей. 
 
 
 
 
 
 

3.4. Предлагаемая программа поддержки малого предпринимательства в г. Нефтеюганске. 

      Вышеприведенный анализ позволяет разработать программу  поддержки малого предпринимательства в г. Нефтеюганске, основными положениями которой будут являться:

  1. Создать в структуре администрации города специализированной службы по:

а) реализации положения Федерального закона «О поддержке  малого предпринимательства»;

б) анализу  современного состояния малого предпринимательства;

в) выработке  стратегических и тактических решений  в отношении малого предпринимательства.

  1. Обеспечить информационную поддержку малого предпринимательства в области:

а) нормативных  документов;

б) передового опыта в различных отраслях;

в) трудового  права с соответствующими службами (комитет по экономике, юридическо-правовой комитет, комитет по имуществу).

  1. Городскому управлению занятости населения совместно с соответствующими службами администрации города пересмотреть Программу подготовки кадров для малого предпринимательства, включить в нее следующие пункты:

а) Обучение и переобучение специалистов, уволенных из системы ОАО «Юганскнефтегаз», специальности которых могут иметь спрос в малом предприятии;

б) Создание службы направленного тестирования и дальнейшего обучения молодых  людей, не имеющих специального образования, но показавших хорошие результаты при тестировании;

в) Проведение отбора специалистов, работающих в  системе ОАО «Юганскнефтегаз», но желающих на условиях вторичной занятости  работать в малом предприятии, распределение их по специальности в малых предприятиях, подавших заявку на вакансию по данной специальности.

  1. Рекомендовать представителям малого предпринимательства организовать инициативную группу по созданию объединенного союза малых предпринимателей г. Нефтеюганска, в обязанности которого будет вменяться;

Информация о работе Региональные проблемы малого предпринимательства Ханты-Мансийского Автономного округа