Развития малого предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России и области.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- раскрытие сущности понятия малого предприятия

- рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям,

- изучение характерных особенностей малых предприятий,

- анализ проблем становления малого предпринимательства в России,

- поиск методов дальнейшего совершенствования мер государственной поддержки малого предпринимательства.

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

       Более половины всех предприятий в малом  бизнесе наиболее эффективным способом решения проблем, возникших на этапе  организации, считает использование  личных связей. Этот традиционный для  нашей экономики дореформенного периода способ продолжает работать и в нынешних условиях. Об этом говорит тот факт, что доля предприятий, использующих его, среди новых частных структур существенно больше, чем среди бывших государственных: 64,1% против 52,4%. Он имеет целый ряд преимуществ перед официальными каналами - быстрота, доверие партнеров, а отсюда отсутствие угрозы просачивания информации в руки мафиозных структур, бесплатность консультаций (или "платность", понимаемая как оказание других услуг на тех же основаниях). Наиболее часто с помощью личных связей решались такие вопросы, как поиск, аренда или приобретение помещения, поиск поставщиков и потребителей, приобретение оборудования и транспорта.

       На  втором месте среди способов решения  проблем, к которым прибегали  малые предприятия - использование банковских кредитов: в целом по выборке а также среди производственных и торговых предприятий к ним прибегала половина фирм, в сфере услуг - треть. Более детальный анализ показывает, что из предприятий, испытывавших финансовые затруднения, лишь половина сумела получить кредиты. Это свидетельствует о непривлекательности в настоящее время сферы МБ для коммерческих банков.

       На  третьем месте среди используемых способов преодоления трудностей первоначального  этапа - обращение к помощи местных властей. В целом по выборке его использовал каждый четвертый респондент. В большей степени этот канал получения помощи использовали "старые" предприятия (39,4%), а для нового частного бизнеса более характерна опора на собственные силы - удельный вес предприятий, возлагающих надежды на помощь местных властей почти в два раза ниже (22,9%). С точки зрения отраслевой принадлежности в наименьшей степени аппелировали к местным властям предприниматели, занимающиеся торговлей и общественным питанием (20,7%).

       На  сегодняшний день самыми непопулярными  способами решения проблем являются обращение к услугам консультационных фирм (его использовали всего 8.4% руководителей) и попытки получить помощь от союзов и ассоциаций МП (5,4%). Что касается первых, то в условиях, когда большинство МП испытывали финансовые затруднения, услуги консультационных фирм мало кому доступны. К тому же, рынок этих услуг относительно новый, еще не очень хорошо известный начинающим предпринимателям. Союзы и ассоциации МБ на момент организации большинства предприятий еще были слабы и в экономическом отношении (не могли оказать реальной финансовой помощи), и в политическом (были не в состоянии отстаивать интересы МБ во властных структурах), а потому - непопулярны среди предпринимателей.

       Самый трудный период становления на рынке  большинство предприятий малого бизнеса завершили успешно: 6,2% - сумели решить все проблемы, 61,8% - основную часть проблем. Не сумели адаптироваться и справиться с основной частью проблем 29,0% фирм, а число абсолютных неудачников составило 3,1%. Существенных различий между предприятиями различных направлений деятельности не обнаружено. Против ожиданий результаты адаптации МП из числа бывших государственных структур и новых частных практически идентичны, хотя логично было бы предположить, что фирме, возникшей на "пустом месте", труднее конкурировать с предприятием, имевшим основы механизма функционирования. В достижении такого эффекта позитивную роль сыграло отсутствие "дореформенных" стереотипов мышления у предпринимателей из новых частных структур, тщательно проведенный анализ рынка и обоснованный выбор направлений деятельности, позволяющих быстро окупить вложенные средства.

       Сравнивая предприятия с одними и теми же проблемами в начале деятельности, можно отметить, что вновь созданные предприятия решали их успешнее, нежели "старые". Так, имеются различия в доле предприятий, успешно преодолевших трудности становления, из числа имевших финансовые затруднения (65,% против 59,2%), имевших трудности со сбытом (67,4% против 55.0%) и выбором направлений деятельности (73,4% против 57,9%).Таким образом, можно говорить о том, что адаптивные возможности новых частных структур выше, чем предприятий, преобразовавшихся из госсектора [17].

       Основные  решения проблем малого предпринимательства требуют вливания дополнительных средств для его развития и стабильной дальнейшей работы. Без дополнительных денежных средств невозможно существование ни одного бизнеса, крупного, среднего или малого. В этом случае в первую очередь всегда обращаются за помощью к банкам. Однако не всегда банки могут предоставить необходимые средства для развития предпринимательства по ряду причин.

       Для того чтобы решить все проблемы с  предоставлением кредита малому бизнесу необходимо, чтобы имелась  общая и единая для всех банков система кредитования, которой на сегодняшний день не существует. Есть лишь несколько правил предоставления кредита, которые одинаковы для большинства банков. Перед банками стоит серьезная задача сделать так, чтобы все больше предпринимателей могли доверять банкам и банковским программам кредитования. Получается, что банк и предприниматель должны быть не просто заемщиками и кредиторами, а равными партнерами. Именно банк должен быть заинтересован в том, чтобы предприятие, которое он кредитует, развивалось максимально быстро и эффективно.

       Что может решить в настоящее время  проблему кредитования малого бизнеса, которая является самой актуальной? Для решения проблем предпринимательства  нужно, в первую очередь, разработать  единую систему кредитования малого бизнеса, для того чтобы все банки осуществляли общий комплексный подход к оформлению кредита. Ведь перечень документов, которые предоставляют в банк предприниматели, очень широк и для каждого банка пакет этих документов может отличаться.

       Кроме этого необходимо определиться с залоговым обеспечением, потому что не все предприниматели могут предоставить сейчас такой залог, какой требует банк. Нужно разработать единую форму залогового обеспечения, которое будет достаточным для обеспечения безопасности банку и также будет, приемлем для самого предпринимателя.

       Далее банки не должны стоять на месте  и продолжать использовать уже созданные  программы кредитования. Они должны разрабатывать программы упрощенного  кредитования, в которых будут  использованы минимальное количество документов, снижены сроки получения кредита и увеличены сроки, на которые можно получить кредит. Обязательно нужно придать большое значение снижению ставок по кредитным программам.

       Еще один очень важный факт – это  создание программ кредитования малого предпринимательства на его начальной стадии. Сейчас кредитование малого бизнеса проводится только для тех предприятий, которые уже отработали более шести месяцев после регистрации, а в некоторых банках этот срок может достигать и трех лет. Для открытия же нового бизнеса у предпринимателя на начальном этапе нет возможности предоставить все необходимые документы, потому что это предприятие еще не получает никакого дохода и не может дать залоговое обеспечение. В связи с этим нужно направить больше сил на то, чтобы внедрять программы финансирования стартового бизнеса. Существующие фонды содействия малому бизнесу могут в этом случае оказать значительную поддержку, потому что сами эти фонды поддерживает государство. Именно государство в первую очередь и должно быть заинтересовано в развитии малого и среднего бизнеса.

       Проблемой выдачи кредитов является кредитная  история, которая иногда просто отсутствует  у человека и банк не может определить, насколько клиент положителен. Да и  работа кредитных бюро еще слишком слаба, потому что на то, чтобы выяснит, что-либо о той или иной компании требуется очень много времени. Тем клиентам, у которых имеется положительная кредитная история нужно предлагать оформление кредита на льготных и более выгодных условиях. Тогда предприниматели еще больше будут заинтересованы в получении займа и своевременной его выплаты для того, чтобы в дальнейшем пользоваться льготными условиями. Предпринимателям будет выгодно, тесно сотрудничать с одним банком [18]. 
 

       3.2 Решение проблем  малого предпринимательства на областном уровне 

       Основные  мероприятия, запланированные на 2009-2011г.

       - продвижение продукции субъектов  МСП Оренбургской области на  региональные и международные  рынки с использованием инструментов  маркетинга;

       - развитие региональной сети кредитных потребительских кооперативов;

       Реализация  мероприятия - субсидирование части  процентной ставки по кредитам, предоставленным  кредитными организациями кредитным  потребительским кооперативам (в  том числе сельскохозяйственным) на цели предоставления займов субъектам МСП, в порядке, утвержденном нормативным правовым актом Правительства Оренбургской области.

       - развитие системы гарантийного  обеспечения обязательств субъектов  МСП;

       Цель  мероприятия - стимулирование кредитования субъектов МСП коммерческими банками.

       - субсидирование процентных ставок  по кредитам, получаемым субъектами  МСП в кредитных организациях;

       Цель  мероприятия - привлечение средств  кредитных организаций к финансированию перспективных проектов субъектов  МСП.

       - развитие системы комплексной имущественной поддержки субъектов МСП в структуре Оренбургского областного бизнес-инкубатора и технопарка;

       Цель  мероприятия - стимулирование создания новых предприятий.

       - развитие инфраструктуры поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства (в том числе сети центров консультационно-правовой поддержки МСП, инновационных, ремесленных, маркетинговых и учебных центров для субъектов МСП);

       Цель  мероприятия - охват всей территории области сетью многопрофильных  консультационно-образовательных организаций, предоставляющих предпринимателям муниципальных образований широкий спектр услуг, в том числе по налоговому планированию, бизнес-обучению, инвестиционному проектированию, информационному и юридическому сопровождению предпринимательской деятельности.

       - подготовка, переподготовка и повышение  квалификации кадров в сфере  МСП, в том числе проведение  разовых лекций, стажировок, семинаров;

       Цель  мероприятия - повышение уровня управленческих, экономических, юридических и производственных знаний работников субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки МСП в порядке, утвержденном нормативным правовым актом Правительства Оренбургской области [19].

       Активно развивается микрокредитование  субъектов малого предпринимательства. Всего за получением микрокредита (на 01.01.2009г.) обратилось 847 субъектов малого предпринимательства.

       За  время реализации программы микрокредита профинансировано 347 проекта на сумму 57335,0 тысяч рублей. Из числа профинансированных проектов: 69,8% - торговля, 19,5% - сфера услуг, 10,7% - производство.

       В результате реализации программы микрокредитования  создано 589 новых и сохранено 1987 рабочих  мест.

       Сложилась и действует организационная  структура поддержки предпринимательства. Созданы Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства и Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты МСП в Оренбургской области.

       Активно функционируют специализированные организации инфраструктуры, такие  как: Торгово-промышленная палата Оренбургской области, Оренбургский областной союз промышленников и предпринимателей (работодателей), областной фонд поддержки малого предпринимательства, информационно-аналитические центры, центры правовой поддержки и т.д. Созданы и действуют центры поддержки предпринимательства в г.Ясном, Орске, Новотроицке, в п.Саракташ, п.Энергетик, Александровском, Новосергиевском и Пономаревском районах. Планируется расширение сети таких центров.

       В рамках мероприятий областной целевой  программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009-2011 годы» реализованы проекты по созданию Оренбургского областного бизнес-инкубатора, муниципального бизнес-инкубатора в городе Орске.

       Производится  планомерная работа по созданию технопарка.

       Принимая  во внимание существующие показатели, необходимо отметить, что потенциал малого предпринимательства значительно выше, поэтому развитие малого бизнеса в Оренбургской области находится в числе  основным приоритетов [20].

       Вывод: Важно отметить, что для этапа становления характерно преобладание "нерыночных" способов решения имеющихся проблем (использование личных связей, обращения во властные структуры) как для "старых" предприятий, так и для нового частного бизнеса. В то же время безусловно ограничены возможности использования банковских кредитов для формирования стартового капитала.

Информация о работе Развития малого предпринимательства в России