Развития малого предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России и области.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- раскрытие сущности понятия малого предприятия

- рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям,

- изучение характерных особенностей малых предприятий,

- анализ проблем становления малого предпринимательства в России,

- поиск методов дальнейшего совершенствования мер государственной поддержки малого предпринимательства.

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 301.50 Кб (Скачать)
 

       Изменение структуры инвестиций в основной капитал малых предприятий в  территориальном разрезе «по данным таблицы 3» в I квартале 2010г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года определялось повышением доли Центрального, Южного и Уральского федеральных округов при значительном сокращении инвестиционной поддержки малого бизнеса в Приволжском и Сибирском федеральных округах. В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в январе-марте 2009г. более 3/5 приходилось на строительство, операции с недвижимым имуществом и оптовую и розничную торговлю. Инвестиции в основной капитал малого предприятия в промышленности составили 18,0%, а сельского хозяйства – 8,2%. Ключевым направлением антикризисных мер является поддержка малого и среднего предпринимательства. На эти цели в 2010г. было направлено 40,5 млрд. руб., что в 11 раз больше, чем в 2009г. в текущем году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства были увеличены до 10,5 млрд. руб., т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. руб.

       В 2010 г. впервые представилась возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса – до 60% в течении I-III кварталов текущего года. Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства осуществляться пропорционально доле малых и средних компаний, действующих на территории региона. При определении уровня софинансирования учитывается расчетная бюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации. Это означает, что для 78 субъектов за счет федерального бюджета будет финансироваться ориентировочно до 80% расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства. Требование об обязательной квоте (до 20%) для малого предпринимательства в государственных закупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволит, по оценкам, увеличить спрос на продукцию малых предприятий на 25 млрд. руб. [11]. 
 

       2.2 Малое предпринимательство Оренбургской области 

       На 01.01.2009 года «в соответствии с рисунком 1» на территории области действует около 63,8 тысяч субъектов малого предпринимательства, в том числе: 1,9 тысяч малых предприятий (без учета микропредприятий) и 55,3 тысяч индивидуальных предпринимателей, в числе которых и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Также в области работают около 6,6 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств в форме юридических лиц. 

         

       Рисунок 1 – Структура малого предпринимательства  Оренбургской области 

       В малом бизнесе, по оценке, занято более 250 тысяч человек, что составляет четвертую часть от всего занятого населения области.

       По  итогам 2009 года «в соответствии с рисунком 2» субъектами малого предпринимательства показаны следующие результаты:

       -оборот  малых предприятий (стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручка от продажи товаров несобственного производства) составил 76018,8 млн.рублей;

       - доля оборота малых предприятий  в общем обороте организаций по основным видам экономической деятельности составляет 11,7%;

       - оборот малых предприятий по  вида деятельности, характеризующим  промышленное производство, составил 5609,7 млн.рублей (1,4% в общем обороте  по полному кругу организаций  промышленных видов деятельности);

       - на долю субъектов малого предпринимательства  приходится более 50% объема работ,  выполненных по виду деятельности  «строительство»;

       - субъектами малого предпринимательства  оказано платных услуг населению  на сумму 14298,9 млн. рублей, что  составляет 37% от общего объема платных услуг, оказанных населению, при этом бытовых услуг оказано на 4007,9 млн. рублей (86% от общего объема);

       - субъектами малого предпринимательства  обеспечивается около 70% оборота розничной торговли [12]. 

       

       Рисунок 2 - Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности. 

       Малый бизнес играет важную роль в экономике области. Пятая часть экономически активного населения трудится в этой отрасли экономики. Доля налоговых поступлений от предприятий малого бизнеса превышает 12% от общей суммы поступлений. Более чем на 60% увеличился объем кредитования банками субъектов малого предпринимательства [13]. 
 

       2.3 Проблемы становления малых предприятий 

       Основная  проблема малых предприятий - это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Важное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

       Еще одна важная проблема - кадры. Ведь предприниматель должен не только обладать определенным складом характера, но и получить должное образование.

       Третий  недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального  капитала. Получение кредита затруднительно для малого предпринимательства высоким процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий.

       Четвертый фундаментальный недостаток - отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ.

       Практика  также показывает, что провозглашаемые проекты, направленные на развитие малого предпринимательства, как правило, оказываются неэффективными и зачастую это связано с отсутствием единой стратегии в направлении реализации данных проектов [14].

       Условия развития российского малого бизнеса сами предприниматели оценивают как неблагоприятные. Для предприятий основными внешними факторами, определяющими такую оценку, являются чрезмерный налоговый пресс, высокий уровень инфляции, отсутствие надежных правовых гарантий развития малого бизнеса, нестабильность законодательства. Криминогенность внешней среды, судя по результатам анкетирования, затрагивает непосредственно каждое десятое предприятие. На мой взгляд, эта оценка явно занижена, поскольку в серии интервью, предшествовавших разработке анкеты, фактически каждый предприниматель говорил об этой проблеме.

       Как положительный момент, связанный  с проведением российских реформ, следует отметить практически сошедшее на нет вмешательство местных  властей в производственно-хозяйственную  деятельность предприятий. Его отмечают всего 4,2% предпринимателей в целом по выборке, при этом существенных различий между "старыми" предприятиями и новыми частным бизнесом нет.

       Период  становления у подавляющего большинства  малых предприятий протекал непросто. Им пришлось столкнуться с множеством трудностей, среди которых самым серьезным препятствием был недостаточный размер первоначального капитала. Эта проблема затронула три четверти всех предприятий независимо от выбранных ими направлений деятельности, а в большей степени - возникшие на базе госсектора.

       На 2-3 месте по выборке в целом  оказался вопрос с помещением, решение  которого протекало болезненно для  каждого третьего предприятия, в  особенности для предприятий  торговли и общепита, а также нового частного бизнеса. В наиболее выигрышном положении очевидным образом оказались предприятия, возникшие на базе бывших государственных - среди них подавляющее большинство (81,2%) вообще не упоминают существование этой проблемы. В целом, по высказываниям предпринимателей, информация о наличии свободных помещений полностью монополизирована местными чиновниками и без взяток ее получить невозможно.

       В той же мере, что и поиск помещений, для предприятий на начальном  этапе их деятельности актуальна  проблема сбыта, причем ее острота существенным образом зависит от их отраслевой принадлежности. Так, если в целом по выборке и в сфере услуг каждое четвертое малое предприятие столкнулось с проблемой реализации, то в производственной сфере узость рынка отметил уже руководитель каждого третьего предприятия, а в торговле и общественном питании - лишь каждого седьмого. Подчеркнем закономерность этого результата: производственные малые предприятия сильно пострадали от быстрого роста цен на сырье, материалы, комплектующие. Включив их в издержки, они получили цены, неконкурентоспособные на рынке. Малые предприятия в торговле, наоборот, имеют свои преимущества перед большими - за счет мелкооптовых закупок становится возможным гибкое реагирование на запросы потребителей.

       По  всей вероятности, в такой оценке предпринимателями проблем со сбытом продукции присутствует и компонент, связанный с ошибками в выборе профиля предприятия, поскольку большинство из них пока не могут сами провести квалифицированный предварительный анализ рынка и не в состоянии по финансовым соображениям заказать такое исследование консалтинговым фирмам. Этот вывод подтверждается тем, что трудности, связанные с выбором направлений деятельности, занимают в рейтинге проблем последнее, 8-е место у всех без исключения предприятий, т.е. выбор профиля деятельности не осознается начинающими предпринимателями как одна из ключевых проблем, требующих первоочередного решения.

       Существенные  отраслевые различия наблюдаются между  производственными и торговыми  предприятиями в оценке значимости приобретения оборудования. Если в производственной сфере четверть предприятий не могли приступить к работе из-за нехватки оборудования (либо имели ограниченные возможности повышать эффективность производства, менять ассортимент продукции, улучшать ее качество), то в торговле всего 13,6% руководителей на начальном этапе были озабочены необходимостью роста технической оснащенности своих фирм.

       Торговля, как сфера деятельности для начинающих предпринимателей, несомненно, наиболее привлекательна на данном этапе. Она  не требует серьезных первоначальных затрат, не выдвигает жестких требований к квалификации и опыту, имеет быстрый оборот капитала и, кроме того, менее рискованна, поскольку в случае неудачи не возникает проблемы распродажи имущества [15]. 

       Вывод: В период становления большинство малых предприятий сталкиваются со множеством трудностей, среди которых самыми серьезным являются: недостаточный размер первоначального капитала; вопрос с помещением; на начальном этапе их деятельности актуальна проблема сбыта.

       Малые предприятия в торговле, имеют свои преимущества перед большими - за счет мелкооптовых закупок становится возможным гибкое реагирование на запросы потребителей. Для начинающих предпринимателей, наиболее привлекательной сферой деятельности является – торговля. Она не требует серьезных первоначальных затрат, не выдвигает жестких требований к квалификации и опыту, имеет быстрый оборот капитала и, кроме того, менее рискованна, поскольку в случае неудачи не возникает проблемы распродажи имущества.

 

       3 Решение проблем малого предпринимательства 
 

       3.1 Роль банков при  решении проблем 

       На  основе обобщения мнений предпринимателей о трудностях начального этапа их деятельности можно утверждать, что  существенную поддержку развитию малого бизнеса могли бы оказать:

       - разработка эффективных механизмов стартового финансирования в виде доступных по цене кредитов (прерогатива федеральных властей, федерального и региональных фондов поддержки предпринимательства);

       - содействие в поиске, аренде или  приобретении помещений (прерогатива местных властей);

       - обучение начинающих предпринимателей  анализу рынка, планированию стратегии  развития фирмы и бизнес-планов  проектов (прерогатива местных властей,  фондов поддержки предпринимательства  при участии заинтересованных  зарубежных организаций, оказывающих технико-экономическую помощь России);

       - предоставление начинающим предпринимателям  на льготной основе информационных  услуг о поставщиках и потребителях  продукции (прерогатива местных  властей, региональных фондов  поддержки предпринимательства  при участии заинтересованных зарубежных организаций) [16].

Информация о работе Развития малого предпринимательства в России