Развитие независимых союзов и ассоциаций малых предпринимателей в Санкт-Петербурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:16, реферат

Описание работы

Для выживания в условиях конкуренции с крупными предприятиями, создание общественных организаций малых предпринимателей просто необходимо.
В данной работе будет дана оценка роли подобных ассоциаций, охарактеризовано состояние малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, а так же рассмотрена программа поддержки малых предпринимателей в Санкт-Петербурге.

Содержание

Введение.
Специфика малых предприятий и их роль в экономике.
Характеристика состояния малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.
Поддержка малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.
Заключение.
Библиография.

Работа содержит 1 файл

razvitie_nezavisimykh_assotsiatsy.doc

— 132.50 Кб (Скачать)


Министерство культуры Российской Федерации

 

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

университет кино и телевидения»

Институт экономики и управления

 

Кафедра управления экономическими и социальными процессами

 

 

РЕФЕРАТ

по  Основам предпринимательской деятельности

на тему: «Развитие независимых союзов и ассоциаций малых предпринимателей в Санкт-Петербурге».

 

 

Выполнил:   

Губарева В.А.,

042 группа

Проверил:

Доцент кафедры УЭСП

Губченкова А.С.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Содержание.

Введение.             

Специфика малых предприятий и их роль в экономике.

Характеристика состояния малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Поддержка малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Заключение.

Библиография.


 

Введение. 

Как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и оказывает большую поддержку. Не меньшую поддержку оказывают и независимые ассоциации и союзы предпринимателей, которые представляют собой совокупность юридически независимых малых фирм. Они принимают активное участие в выработке и реализации государственных программ поддержки малого бизнеса. В то же время оказывают содействие в поиске бизнес-идей и бизнес-проектов, предоставляют различные виды консультационных услуг, обучение кадров, информационное содействие, содействие кооперации малых предприятий как между собой, так и со средними и крупными предприятиями, в том числе зарубежными.

Для выживания в условиях конкуренции с крупными предприятиями, создание общественных организаций малых предпринимателей просто необходимо.

В данной работе будет  дана оценка роли подобных ассоциаций, охарактеризовано состояние малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, а так же рассмотрена программа поддержки малых предпринимателей в Санкт-Петербурге.

 


 


 

Специфика малых предприятий и их роль в экономике.

Малые предприятия являются неотъемлемой частью эффективной экономики. Во всех развитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные нишы и стимулируют деятельность крупных корпораций. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Эта функция малых предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом других. Другая важнейшая функция мелких фирм – поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой политики. Малые предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение несложных научно-технических достижений.

Поскольку любая экономическая система не идеальна и на практике приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией, крупные компании стремятся монополизировать свою деятельность, установить контроль над рынком. В этих условиях существование небольших предприятий ставится под угрозу. Обоснованность деятельности малого бизнеса и его выживаемость в условиях рынка обуславливается следующим. Крупным корпорациям часто бывает невыгодно разорять малые предприятия, так как они зачастую не представляют прямой опасности для их функционирования. Нередко поглощение мелкой фирмы оказывается менее выгодным, чем деловое сотрудничество или даже помощь, так как малые предприятия в ряде случаев являются поставщиками более крупных организаций. Помимо этого существует различие в сферах деятельности мелких и крупных фирм. Например, малые предприятия предпочтительнее в сфере инновационных технологий, освоения принципиально новых товаров и услуг, то есть в случаях, когда направление деятельности сопровождается серьезным риском. Немногие крупные корпорации готовы рисковать вложениями в необкатанные товары или услуги. Абсолютное господство имеют малые предприятия в тех ситуациях, в которых отсутствует необходимость в массовом производстве. Разделение труда между крупными и мелкими хозяйствующими субъектами позволяет повысить совокупную рентабельность производства и тех, и других. Кооперирование малого бизнеса с крупным создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, большие корпорации освобождают себя от ряда затратных функций, так как получают необходимые элементы от малых предприятий. Еще один очень важный фактор – поддержка малого бизнеса со стороны государства. Из-за полезности и важности малых предприятий в экономической системе страны, государство как правило оказывает всестороннюю поддержку малому бизнесу, стимулируя его развитие.

Для решения вышеупомянутых производственно-технических задач малый бизнес должен иметь ряд преимуществ по сравнению с крупным производством. К выделенным достоинствам малых предприятий относятся:

большая адаптивность, гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;

мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;

более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;

снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;

повышенная скорость обращения капитала.

Развитие сферы малого предпринимательства, таким образом, способствует решению многих социально-экономических проблем – создание среднего класса, снижение безработицы, формирование рациональной структуры экономики, рост доходной части бюджетов всех уровней и др. Чем больше сектор гибких и подвижных малых предприятий, и чем выше количество занятых в малом бизнесе, тем выше стабильность экономики.

Следует особо отметить, что понятие малого предприятия не имеет четкого объективного определения. Деление хозяйственных структур на мелкие и крупные можно осуществлять по целому ряду признаков и поэтому не существует единого универсального определения для малого предприятия. Вопрос об определении предприятия как малого решается на уровне законодательной власти всех стран, но общий принцип заключается в выборе критерия оценки и установке ограничений на выбранный признак. Выделяют количественный, качественный и комбиниро­ванный подходы к определению малого и среднего предприятий. В определениях малых предприятий, основанных на количественном подходе, чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. Основное достоинство количественных определений - удобство их использования. Основ­ными недостатками количественных подходов являются их абсолют­ность, отсутствие теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя и границ его изменения, и трудность их использования для сравнительного анализа. Качественные варианты определений предусматривают исполь­зование качественных критериев. Часто используют дополнение каче­ственного определения некоторыми количественными показателями. Делают­ся также попытки определить размер "малого", "среднего" и "круп­ного" предприятий через рассмотрение "эффектов" или по­следствий влияния размера на характер деятельности фирмы. К преимуществам качественного подхода можно отнести достижение некоторой степени его теоретического обоснования и учет широкого спектра "интуитивно" присущих разным предприятиям качественных критериев, таких, как "система менеджмента", "система контроля производительности", "система мотивации производительности" и т.д. Основными недостатками этого подхода являются сложность практи­ческого его применения, обусловленная, в частности, трудностью до­ступа к внутрифирменной информации, а также дос­таточно широкий спектр самих критериев. Иллюстрацией комбинированного подхода может служить определение малой фирмы, предложенное в 1971 г. в докладе Болтонского комитета (Великобритания). Болтонский комитет предложил так называемые "экономическое" и "ста­тистическое" определения малой фирмы. Согласно экономическому определению, к малым относятся фирмы, удовлетворяющие следую­щим трем условиям:

       фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыноч­ном пространстве ее сферы деятельности;

       управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соуч­редителями) лично, а не посредством формализованной управленчес­кой структуры;

       фирма является независимой (не представляет собой часть круп­ного предприятия).

Статистическое определение предполагалось использо­вать для выявления вклада предприятий малого бизнеса в валовой национальный продукт, в решение проблемы занятости, экспортную деятельность, развитие инноваций и т. д., а также для анализа изме­нений соответствующих показателей во времени и обеспечения воз­можности проведения сопоставлений на международном уровне.

В нашей стране понятие малого предприятия определяется Федеральным законом от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, для того, чтобы предприятие считалось малым, должны одновременно выполняться четыре условия.

Это должна быть коммерческая организация (иными словами, некоммерческие организации не могут считаться малыми предприятиями).

В уставном капитале организации доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 процентов.

В уставном капитале организации доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 процентов.

Средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Что касается многопрофильных малых предприятий, то в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота (объем реализации продукции, товарооборот и т.п.) или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года (п. 1.1.6 Инструкции ГНС РФ от 10.08.95 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций").

Поддержка малого бизнеса в РФ. Ассоциации и союзы малых предприятий.

Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно происходит совершенствование инфраструктуры малого предпринимательства и объединение предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.

Ассоциации предприятий малого бизнеса представляют собой совокупность юридически независимых малых фирм, объединенных для осуществления предпринимательской деятельности на определенной территории. Эти ассоциации создаются при поддержке местных органов власти и координируют деятельность малых предпринимательских структур. Они проводят техническую и финансовую работу по поддержке предпринимательства на территории конкретного города, района и т.д.

 Согласно ч.1 ст. 121 ГК РФ,  коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

2. Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций.

Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.

3. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Информация о работе Развитие независимых союзов и ассоциаций малых предпринимателей в Санкт-Петербурге