Развитие малого предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Государственную политику необходимо направлять не на административно-директивное регулирование малого бизнеса, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки его развития.
Таким образом, проблема развития малого предпринимательства является для России очень актуальной. В развитых странах давно поняли, насколько важную роль играет малый бизнес в их экономике.
И лишь в нашей стране малое предпринимательство остается недооцененным и не получает необходимой государственной поддержки.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….............3
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в экономике……....4
1.1. Сущность малого предпринимательства ….……………………...…4
1.2. Виды малого предпринимательства ……………………………....10
Глава 2. Условия эффективного развития малого предпринимательства………………………………………………………….12
2.1. Обеспечение законодательной базы ……………………………..…12
2.2. Государственная поддержка малого предпринимательства……15
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в РФ……………………18
3.1. Современное состояние проблемы малого бизнеса …………….…18
3.2. Проблемы развития малого предпринимательства ………………..23
3.3. Перспективы развития малого бизнеса ……………………….……27
Заключение …………………………………………………………………..…29
Список использованной литературы …………………………………...…..31

Работа содержит 1 файл

Курсовая Алёны.docx

— 62.25 Кб (Скачать)

 

 

   Малый бизнес ориентируется,  прежде всего, на потребности  местного  рынка, объем  и  структуру  локального  спроса,  поэтому  именно  он  должен  стать основным фактором оптимизации структуры  региональной  экономики.  Структура распределения малых предприятий по экономическим  районам  России  на  конец 2010 г. представлена в таблице 2.

 

                                                         Таблица 2

Распределение числа малых  предприятий по территории России на конец 2010 г.

 

 

Экономические районы        

Количество предприятий 

 

Тыс. ед.

%, к общему числу

Российская Федерация 

1868

100

Северный             

20,7

2,4

Северо-западный             

129,3

14,8

В том числе         

   

 г.   Санкт-Петербург     

111,8

12,9

Центральный          

266,1

30,7

В том числе   г. Москва 

175,2

20,2

Волго-вятский               

27,2

3,1

 Центрально-чернозёмный  

26,2

3,02

Поволжский                 

78

8,9

Северо-Кавказский  

79,4

9,1

Уральский               

85,5

9,8

Западно-Сибирский           

75,8

8,7

Восточно-Сибирский

35,5

4,1

Дальневосточный            

35,1

4

Калининградская область     

9,2

1,1


 

   По состоянию на 1  января  2010 г.  треть от  общего  количества  малых предприятий концентрировалась в двух  городах  -  Москве  (20,2%  от  общего числа) и Санкт-Петербурге (12,9%).  По  другим  регионам  малые  предприятия наиболее широко  представлены  в  Московской  (4,1%),  Ростовской  (3,1%)  и Свердловской (3,0%) областях.

  В 2011 г. продолжало возрастать число малых предприятий в Северо-Западном (на 13,3% - в 2008 г., на 9,1% - 2011 г.) и Уральском (на  9,5%  и на  4,5% соответственно)  районах.  Сокращалось количество   малых   предприятий   в Восточно-Сибирском (на 16,8% и на 3,9%) и Дальне-Восточном  (на  8,9%  и на 1,9%) районах.

 Анализируя  таблицу  2  можно   заметить,   что   распределение   малых предприятий по экономическим районам  очень  неравномерно.  Например,  свыше четверти   малых   предприятий   промышленного   профиля   сосредоточено   в Центральном районе, в  котором  наблюдается  также  наибольшая  концентрация малых  строительных  предприятий,  половина  которых  находится  в   Москве.

Безусловно, существуют объективные  предпосылки для такой концентрации  малых предприятий в этом районе, но все же эффективность  функционирования  малого предпринимательства в целом  по  стране  должна  определяться  с  учетом  не только центральных, но и периферийных районов.

    Количество малых  предприятий на 1000 человек  постоянного   населения  не изменилось  и  составило  в  среднем  шесть  предприятий.   Среднероссийский уровень  превышен  в  Москве  (21  предприятия  на  1000  человек),   Санкт-Петербурге (24), Магаданской (9), Ленинградской, Самарской, Новосибирской  и Сахалинской областях (по 7 предприятий).

   Предприятия, указанные  в таблицах, официально  зарегистрированы.  Однако, как показывает практика, количество действующих и  регулярно  представляющих статистическую  отчетность  предприятий  несколько  меньше.  Поэтому   более реальны финансово-экономические  показатели  малых  предприятий,  отражающие конечный результат их деятельности.

    Доля работников  малых  предприятий  в   общей  численности  занятых  (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового  характера)  на предприятии и в организациях всех отраслей экономики России составила  12,1% (в 2008 г.  -  12,5%).  А в таких отраслях,  как   общая   коммерческая деятельность по  обеспечению  функционирования  рынка  она  составила  88,4% (85,4%), операции с недвижимым имуществом - 56,1%  (78,8%),  информационно вычислительное обслуживание - 43,5% (50,8%), строительство - 36,3% (36,8%).

   По сравнению с  предыдущим годом  среднесписочная   численность  работников всех  малых  предприятий  в  2010  г.  уменьшилась на  4,7%.  Распределение среднесписочной  численности  работников  малых  предприятий   по   отраслям экономики характеризуется данными,  представленными  в  таблице 3.

 

                                                 Таблица 3

Распределение среднесписочной  численности работников малых предприятий  РФ

 

 

Тыс. человек

В  % к   итогу     2010 г. 

  В % К 2009

Всего                            

6207,8

100

95,3

Промышленность                  

1357,6

21,9

90,8

Сельское хозяйство               

138,7

2,2

87,7

Транспорт                          

177,3

2,9

81,4

Строительство                

1344,9

21,7

85,7

Торговля и общественное питание 

2202,9

|35,5

106,6

Общая коммерческая деятельность по   обеспечению функционирования рынка 

193,6

3,1

118,8

Жилищно-коммунальное хозяйство,непроизводственные виды бытового  обслуживания населения   

92,3

1,5

76,5

Наука и научное обслуживание    

146,3

2,4

83,9


 

    В 2011 г. среднемесячная  заработная  плата всех  категорий работников малых предприятий составляла 816,5 рубля (по крупным и средним  предприятиям - 1100,7 рубля). Следует отметить также, что общим для всех  экономических районов является значительный рост среднемесячной  оплаты  труда  работающих по сравнению с ростом их численности. Поэтому, говорить о  решении  проблемы занятости в стране ещё рано, так как основная часть  работающих  в  народном хозяйстве занята на уже действующих предприятиях.

   В 2011 г. малыми предприятиями было произведено продукции, работ,   услуг по всем видам деятельности на 261,9 млрд. рублей, это по  оценке,  составило около 7%  выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей  экономики  России, занимающихся производством товаров  и  оказывающих  рыночные  услуги.  Обьём произведенной малыми предприятиями продукции в фактических ценах  уменьшился по сравнению с 2008 г. на 13,6%.

   По основному виду  деятельности предприятий  было  произведено  продукции, работ, услуг на 231,8 млрд. рублей, три четверти  этого  объема  приходиться на валовой доход  предприятий  торговли  и  общественного  питания  (26,1%), выпуск промышленной продукции (24,2%)  и  объем  произведенных  строительных работ (26,1%).

   Инвестиции малых  предприятий в основной капитал в 2008 г. составили 22,5млрд. рублей, или 5,6% всех инвестиций на развитие  экономики и социальной сферы России. По сравнению с 2009 г. в сопоставимых  ценах они уменьшились на 3,5%. В 2010г. произошли изменения в отраслевой структуре инвестиций малых предприятий в основной капитал. Если в 2009 г. преобладали инвестиции по отрасли "строительство" (40,9%), то в 2009 г. - по  отрасли "торговля  и общественное питание" (38,2%).

    Распределение  инвестиций отображено  в ниже  представленной диаграмме.

     В большинстве  экономических районов имеет   место  несоответствие  долей объемов прибыли  и  платежей.  Действие  указанных  факторов  снижает  объем поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Проблемы развития малого предпринимательства в России

В последние два года в  России в нескольких выбранных регионах, в число которых вошла и  Томская область, при содействии ряда федеральных министерств и  при участии ведущих аналитиков было проведено несколько высококачественных мониторингов состояния малого предпринимательства.

Проанализировав их результаты, можно расставить по степени важности следующие основные проблемы отечественного малого предпринимательства:

    • Высокий уровень налогообложения.
    • Доступность кредитных ресурсов.
    • Административные барьеры.

При этом, не отрицая важности данных проблем и исходя из опыта  государственной поддержки малого предпринимательства в Томской  области, представляется более правильным расставить их несколько по-иному  и рассматривать степень их влияния  на развитие малого предпринимательства  в следующем порядке:

    • административные барьеры,
    • кадровая поддержка,
    • доступность кредитных ресурсов.

Теперь о том, почему так, а не иначе. Начнем с налогообложения, вернее, с того, почему оно не вошло  в число первых трех приоритетов. На наш взгляд, уровень взимаемых  налогов для малого предпринимательства  во многих регионах России, в частности, в Томской области, сегодня совершенно приемлемый. Проблема заключается в  том, что часто путаются два понятия - налоги и всяческие выплаты (официальные  и неофициальные) контролирующим ведомствам, которые развили за последние  десять лет тотальное администрирование  предпринимательской деятельности. Естественно, все это вкупе - налоги и оплата нередко абсурдных разрешений — иногда достигает астрономических  для предпринимателя значений, и  все это называется термином “налогообложение”. Решить проблему не так сложно — следует просто запретить государственным органам взимать плату за выполнение обязанностей, которые они и так должны исполнять, находясь на содержании у государства. А штрафы и тому подобные выплаты — безусловно, они будут всегда, предпринимателей “не без греха” тоже достаточно — должны поступать полностью в бюджет государства.

С этой ситуацией как раз  и связан основной, на наш взгляд, бич российского малого предпринимательства  — административные барьеры, порожденные  сложившимся в России разрешительным принципом начала собственного бизнеса. То есть, если человек решил создать  собственное дело, он должен собрать  кучу нужных и ненужных справок, заплатить  немалые суммы официально и неофициально не одному десятку чиновников, и  это все только за то, что он хочет  работать. Сейчас много говорится  о том, что в России не растет количество малых предприятий — так оно  при таком положении дел не будет расти никогда. Необходим  не разрешительный, а в большей  степени уведомительный принцип, при  котором, открывая собственное дело, достаточно зарегистрироваться в соответствующем  государственном органе. А уведомления  в сертифицирующие, пожарные и другие службы должен направлять этот самый  государственный орган. В свою очередь, все эти ведомства при необходимости  должны сами приходить, проверять, ставить  на контроль новый бизнес, причем уже бесплатно.

Второе — кадры, точнее, их отсутствие. Сегодня ситуация такова, что рынок предъявляет особые требования к человеческому ресурсу, находящемуся или желающему войти  в сектор малого предпринимательства. Например, в Томской области в  настоящее время явно ощущается  нехватка квалифицированных каменщиков, маляров, работников общепита, монтажников, стоматологов, представителей многих других профессий. Нельзя сказать, что  их нет вообще — просто население  уже привыкло к качественным услугам, а законодательство научилось наказывать за обман и низкое качество. Поэтому, чтобы завоевать себе место на рынке, малое предприятие изначально должно выдавать продукцию или услуги качеством не хуже, а ценой не выше, чем у конкурентов. Для этого нужна соответствующая рабочая сила, рынок которой должно формировать государство. Но есть и другая сторона этой медали.

Количество малых предприятий  в стране не растет в последнее  время, думается, еще и потому, что  за прошедшие годы генофонд предпринимателей-лидеров, тех, кто способен создать собственное  дело и кого не привлекают вторые роли, по большому счету исчерпан. Все, кто  мог, у кого сохранились за годы тоталитарной экономики предпринимательские  гены прадедов, уже давно в предпринимательстве. Следовательно, вторая задача государства  в этой связи — готовить по специальным  программам будущих лидеров, менеджеров, руководителей - как угодно, - которые  будут нацелены на создание собственного дела, хорошо зная, как это делается.

Решение двух этих проблем  создает нормальные условия для  появления новых малых предприятий  — необременительность разрешительных процедур и наличие необходимого человеческого ресурса. Остается третья — кредитные средства, позволяющие  сделать необходимые вложения в  минимум основных фондов, рекламу  и так далее. В этом смысле сегодня  особенно страдают производственные и  инновационные малые предприятия  — в отличие от других они больше нуждаются в относительно дешевых  и долгосрочных (до 3-5 лет) кредитах, которыми сегодня российский финансовый рынок не располагает. Здесь, скорее всего, необходимы специальные государственные  средства, пусть первоначально небольшие. Не лучший путь, но вряд ли целесообразнее ждать, пока “дозреет” банковская система. Интеллектуальный и инновационный потенциал, которым все еще располагает Россия, может быть эффективно преобразован в наукоемкий коммерческий продукт и реализован, прежде всего, посредством развития малого предпринимательства. Это один из шагов, который позволит российской экономике, зависящей от цен на энергоресурсы, выйти из разряда стран — сырьевых доноров.

Информация о работе Развитие малого предпринимательства в РФ