Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:27, курсовая работа
Государственную политику необходимо направлять не на административно-директивное регулирование малого бизнеса, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки его развития.
Таким образом, проблема развития малого предпринимательства является для России очень актуальной. В развитых странах давно поняли, насколько важную роль играет малый бизнес в их экономике.
И лишь в нашей стране малое предпринимательство остается недооцененным и не получает необходимой государственной поддержки.
Введение ………………………………………………………………….............3
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в экономике……....4
1.1. Сущность малого предпринимательства ….……………………...…4
1.2. Виды малого предпринимательства ……………………………....10
Глава 2. Условия эффективного развития малого предпринимательства………………………………………………………….12
2.1. Обеспечение законодательной базы ……………………………..…12
2.2. Государственная поддержка малого предпринимательства……15
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в РФ……………………18
3.1. Современное состояние проблемы малого бизнеса …………….…18
3.2. Проблемы развития малого предпринимательства ………………..23
3.3. Перспективы развития малого бизнеса ……………………….……27
Заключение …………………………………………………………………..…29
Список использованной литературы …………………………………...…..31
Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. Структура распределения малых предприятий по экономическим районам России на конец 2010 г. представлена в таблице 2.
Распределение числа малых предприятий по территории России на конец 2010 г.
Экономические районы |
Количество предприятий | |
Тыс. ед. |
%, к общему числу | |
Российская Федерация |
1868 |
100 |
Северный |
20,7 |
2,4 |
Северо-западный |
129,3 |
14,8 |
В том числе |
||
г. Санкт-Петербург |
111,8 |
12,9 |
Центральный |
266,1 |
30,7 |
В том числе г. Москва |
175,2 |
20,2 |
Волго-вятский |
27,2 |
3,1 |
Центрально-чернозёмный |
26,2 |
3,02 |
Поволжский |
78 |
8,9 |
Северо-Кавказский |
79,4 |
9,1 |
Уральский |
85,5 |
9,8 |
Западно-Сибирский |
75,8 |
8,7 |
Восточно-Сибирский |
35,5 |
4,1 |
Дальневосточный |
35,1 |
4 |
Калининградская область |
9,2 |
1,1 |
По состоянию на 1 января 2010 г. треть от общего количества малых предприятий концентрировалась в двух городах - Москве (20,2% от общего числа) и Санкт-Петербурге (12,9%). По другим регионам малые предприятия наиболее широко представлены в Московской (4,1%), Ростовской (3,1%) и Свердловской (3,0%) областях.
В 2011 г. продолжало возрастать число малых предприятий в Северо-Западном (на 13,3% - в 2008 г., на 9,1% - 2011 г.) и Уральском (на 9,5% и на 4,5% соответственно) районах. Сокращалось количество малых предприятий в Восточно-Сибирском (на 16,8% и на 3,9%) и Дальне-Восточном (на 8,9% и на 1,9%) районах.
Анализируя таблицу 2 можно заметить, что распределение малых предприятий по экономическим районам очень неравномерно. Например, свыше четверти малых предприятий промышленного профиля сосредоточено в Центральном районе, в котором наблюдается также наибольшая концентрация малых строительных предприятий, половина которых находится в Москве.
Безусловно, существуют объективные
предпосылки для такой
Количество малых предприятий на 1000 человек постоянного населения не изменилось и составило в среднем шесть предприятий. Среднероссийский уровень превышен в Москве (21 предприятия на 1000 человек), Санкт-Петербурге (24), Магаданской (9), Ленинградской, Самарской, Новосибирской и Сахалинской областях (по 7 предприятий).
Предприятия, указанные в таблицах, официально зарегистрированы. Однако, как показывает практика, количество действующих и регулярно представляющих статистическую отчетность предприятий несколько меньше. Поэтому более реальны финансово-экономические показатели малых предприятий, отражающие конечный результат их деятельности.
Доля работников малых предприятий в общей численности занятых (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) на предприятии и в организациях всех отраслей экономики России составила 12,1% (в 2008 г. - 12,5%). А в таких отраслях, как общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка она составила 88,4% (85,4%), операции с недвижимым имуществом - 56,1% (78,8%), информационно вычислительное обслуживание - 43,5% (50,8%), строительство - 36,3% (36,8%).
По сравнению с
предыдущим годом
Распределение среднесписочной численности работников малых предприятий РФ
Тыс. человек |
В % к итогу 2010 г. |
В % К 2009 | |
Всего |
6207,8 |
100 |
95,3 |
Промышленность |
1357,6 |
21,9 |
90,8 |
Сельское хозяйство |
138,7 |
2,2 |
87,7 |
Транспорт |
177,3 |
2,9 |
81,4 |
Строительство |
1344,9 |
21,7 |
85,7 |
Торговля и общественное питание |
2202,9 |
|35,5 |
106,6 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
193,6 |
3,1 |
118,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство,непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
92,3 |
1,5 |
76,5 |
Наука и научное обслуживание |
146,3 |
2,4 |
83,9 |
В 2011 г. среднемесячная заработная плата всех категорий работников малых предприятий составляла 816,5 рубля (по крупным и средним предприятиям - 1100,7 рубля). Следует отметить также, что общим для всех экономических районов является значительный рост среднемесячной оплаты труда работающих по сравнению с ростом их численности. Поэтому, говорить о решении проблемы занятости в стране ещё рано, так как основная часть работающих в народном хозяйстве занята на уже действующих предприятиях.
В 2011 г. малыми предприятиями было произведено продукции, работ, услуг по всем видам деятельности на 261,9 млрд. рублей, это по оценке, составило около 7% выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Обьём произведенной малыми предприятиями продукции в фактических ценах уменьшился по сравнению с 2008 г. на 13,6%.
По основному виду
деятельности предприятий
Инвестиции малых предприятий в основной капитал в 2008 г. составили 22,5млрд. рублей, или 5,6% всех инвестиций на развитие экономики и социальной сферы России. По сравнению с 2009 г. в сопоставимых ценах они уменьшились на 3,5%. В 2010г. произошли изменения в отраслевой структуре инвестиций малых предприятий в основной капитал. Если в 2009 г. преобладали инвестиции по отрасли "строительство" (40,9%), то в 2009 г. - по отрасли "торговля и общественное питание" (38,2%).
Распределение инвестиций отображено в ниже представленной диаграмме.
В большинстве экономических районов имеет место несоответствие долей объемов прибыли и платежей. Действие указанных факторов снижает объем поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней.
3.2. Проблемы развития малого предпринимательства в России
В последние два года в
России в нескольких выбранных регионах,
в число которых вошла и
Томская область, при содействии
ряда федеральных министерств и
при участии ведущих аналитиков
было проведено несколько
Проанализировав их результаты, можно расставить по степени важности следующие основные проблемы отечественного малого предпринимательства:
При этом, не отрицая важности
данных проблем и исходя из опыта
государственной поддержки
Теперь о том, почему так,
а не иначе. Начнем с налогообложения,
вернее, с того, почему оно не вошло
в число первых трех приоритетов.
На наш взгляд, уровень взимаемых
налогов для малого предпринимательства
во многих регионах России, в частности,
в Томской области, сегодня совершенно
приемлемый. Проблема заключается в
том, что часто путаются два понятия
- налоги и всяческие выплаты (официальные
и неофициальные) контролирующим ведомствам,
которые развили за последние
десять лет тотальное
С этой ситуацией как раз
и связан основной, на наш взгляд,
бич российского малого предпринимательства
— административные барьеры, порожденные
сложившимся в России разрешительным
принципом начала собственного бизнеса.
То есть, если человек решил создать
собственное дело, он должен собрать
кучу нужных и ненужных справок, заплатить
немалые суммы официально и неофициально
не одному десятку чиновников, и
это все только за то, что он хочет
работать. Сейчас много говорится
о том, что в России не растет количество
малых предприятий — так оно
при таком положении дел не
будет расти никогда. Необходим
не разрешительный, а в большей
степени уведомительный принцип, при
котором, открывая собственное дело,
достаточно зарегистрироваться в соответствующем
государственном органе. А уведомления
в сертифицирующие, пожарные и другие
службы должен направлять этот самый
государственный орган. В свою очередь,
все эти ведомства при
Второе — кадры, точнее, их отсутствие. Сегодня ситуация такова, что рынок предъявляет особые требования к человеческому ресурсу, находящемуся или желающему войти в сектор малого предпринимательства. Например, в Томской области в настоящее время явно ощущается нехватка квалифицированных каменщиков, маляров, работников общепита, монтажников, стоматологов, представителей многих других профессий. Нельзя сказать, что их нет вообще — просто население уже привыкло к качественным услугам, а законодательство научилось наказывать за обман и низкое качество. Поэтому, чтобы завоевать себе место на рынке, малое предприятие изначально должно выдавать продукцию или услуги качеством не хуже, а ценой не выше, чем у конкурентов. Для этого нужна соответствующая рабочая сила, рынок которой должно формировать государство. Но есть и другая сторона этой медали.
Количество малых предприятий
в стране не растет в последнее
время, думается, еще и потому, что
за прошедшие годы генофонд предпринимателей-лидеров,
тех, кто способен создать собственное
дело и кого не привлекают вторые роли,
по большому счету исчерпан. Все, кто
мог, у кого сохранились за годы тоталитарной
экономики предпринимательские
гены прадедов, уже давно в
Решение двух этих проблем
создает нормальные условия для
появления новых малых
Информация о работе Развитие малого предпринимательства в РФ