Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:42, статья
Франчайзинг – форма продолжительного делового сотрудничества, при котором компания с известным именем на рынке передает права на него вместе с технологией производства товара или услуги независимым от нее предпринимателям.
За рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. В США каждое второе предприятие малого бизнеса работает по договору франчайзинга. Примеры мировых известных брендов- SBARRO, SUBWAY, PIZZA HUT.
Во франчайзинге участвуют две стороны: правообладатель франчайзер, который сдает или отдает на определенных условиях свой брэнд и систему ведения дела, и один из операторов сети франчайзи, приобретающий этот брэнд и технологию. Франчайзи получает возможность вести собственный бизнес, пользуясь уже раскрученным брэндом, с соответствующей рекламной и маркетинговой поддержкой.
Такое сотрудничество выгодно для обеих сторон. Франчайзер помогает франчайзи занять долю рынка, передает ему свой фирменный стиль, логотип, обеспечивает всесторонней помощью и поддержкой. При этом франчайзи является независимым предпринимателем, административно напрямую не подчиняется франчайзеру, так что успех дела зависит в первую очередь от него самого. После открытия бизнеса франчайзер продолжает консультировать франчайзи по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга.
А. С. Козлова
Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ
факультет коммерции и маркетинга,
группа СК-091
Научный руководитель:
доцент, Г. Р. Сабецкая
Развитие франчайзинга в Сибири. Новая франшиза в г. Кемерово – ресторан Mama Roma.
Франчайзинг (franchising — лицензирование, коммерческая концессия).
Франчайзинг – форма продолжительного делового сотрудничества, при котором компания с известным именем на рынке передает права на него вместе с технологией производства товара или услуги независимым от нее предпринимателям.
За рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. В США каждое второе предприятие малого бизнеса работает по договору франчайзинга. Примеры мировых известных брендов- SBARRO, SUBWAY, PIZZA HUT.
Во франчайзинге участвуют две стороны: правообладатель франчайзер, который сдает или отдает на определенных условиях свой брэнд и систему ведения дела, и один из операторов сети франчайзи, приобретающий этот брэнд и технологию. Франчайзи получает возможность вести собственный бизнес, пользуясь уже раскрученным брэндом, с соответствующей рекламной и маркетинговой поддержкой.
Такое сотрудничество выгодно для обеих сторон. Франчайзер помогает франчайзи занять долю рынка, передает ему свой фирменный стиль, логотип, обеспечивает всесторонней помощью и поддержкой. При этом франчайзи является независимым предпринимателем, административно напрямую не подчиняется франчайзеру, так что успех дела зависит в первую очередь от него самого. После открытия бизнеса франчайзер продолжает консультировать франчайзи по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга.
Франчайзинг представляет собой стабильные долгосрочные договорные отношения между франчайзером и сетью франчайзи, в рамках которых правообладатель разрабатывает бизнес-концепцию. Это производственная или сервисная программа, которая включает рекламу, брэнд, производственную и маркетинговую технологии, оформление помещений и обучение персонала. Вкладом франчайзи в это партнерство являются работа, капитал и информация.
Для потенциального франчайзи приобретение франшиз, успешно действующих и уже зарекомендовавших себя на рынке сетевых проектов, оборачивается снижением рисков развития собственного бизнеса. В числе преимуществ подобного подхода: готовые технические и стратегические решения, сила бренда, лояльная аудитория, возможные преимущества в закупочных ценах. При этом, отмечают эксперты, сами франчайзеры рискуют больше, чем франчайзи. Возможно, именно поэтому король фастфуда McDonald’s так долго не приходил на местный рынок. Только в начале года стало известно, что первая франшиза гиганта общепита была продана в Западной Сибири. Это значит, что только сейчас McDonald’s смог адаптировать бизнес к стандартам местного рынка. «Традиционно к минусам крупные франчайзеры относят несовершенство российского законодательства в данной сфере, трудности в контроле деятельности франчайзи, что связано с непрозрачностью рынка, высокими юридическими рисками. Однако при этом доходы франчайзера от франчайзинговых партнеров, как правило, сравнительно невелики», — говорит Максим Клягин, аналитик УК «ФИНАМ Менеджмент».
Главный «сибирский» минус — трудная логистика. Развитие качественного франчайзинга на рынке Сибири тормозит размер региона и качество логистической инфраструктуры, которая увеличивает издержки компаний на доставку сырья, товаров, комплектующих в потенциальные региональные франчайзи-сети. Известны примеры, когда франчайзер не просит роялти (ежемесячные отчисления в пользу головной компании) у своего франчайзи, а просто превращает их в свои региональные склады и филиалы (магазины одежды, бижутерии, обуви), диктуя и навязывая им свою ценовую и ассортиментную политику. «Трудность для мировых франшиз в том, что в регионе нет цивилизованной цепочки снабжения», — считает владелец сети кофеен Traveler’s Coffee, созданной в Новосибирске и развивающейся в том числе и по франчайзинговым схемам, Кристофер Тара-Браун.
Несмотря на минусы франчайзинг в Сибири динамично развивается.
С 16 по 18 октября в г. Новосибирске впервые в Сибирском регионе прошла специализированная выставка «Франчайзинг Сибири». Мероприятие проводил крупнейший региональный выставочный организатор «ITE Сибирская Ярмарка».
Проведение специализированной
франчайзинговой выставки в Сибири —
само по себе событие и важный показатель
развития регионального рынка. За 2010 год
прирост франчайзингового рынка составил
около 93%.
«Согласно оценкам аналитиков, в Сибири
есть все предпосылки для еще более успешного
развития франчайзингового рынка. Именно
во франшизе многие видят будущее малого
бизнеса Сибири. Однако камнем преткновения
является степень информированности об
этом рынке его потенциальных участников,
потому что не так-то просто узнать о появлении
нового предложения по франшизе». Задачу
информирования потенциальных франчайзи
и призвана решить выставка «Франчайзинг
Сибири». На выставке были представлены
раскрученные и менее известные бренды
множества сегментов потребительского
рынка: одежда, обувь, аксессуары, общественное
питание, недвижимость, транспортные средства,
образовательные, медицинские услуги,
консалтинг, банковские, юридические услуги,
IT и телекоммуникации и многое другое.
Кроме того, на выставке были представлены бизнес-услуги и консультации по ведению франчайзингового бизнеса.
В выставке участвовали как компании-франчайзеры, так и общественные и коммерческие организации, содействующие предпринимательству. Несколько мастер-классов от компаний-франчайзеров показали начинающим бизнесменам особенности работы успешных компаний различных отраслей. Выступили представители Traveler’s Coffee, Papa John’s, МТС и «Родео Джинс».
Также очень интересной была
конференция «Молодежный бизнес
Сибири», где участники обсуждали
правовые основы бизнеса, планирование
в предпринимательской
Сибирь по праву считается
многими компаниями-
Одна из новинок франшиз в г. Кемерово – динамично развивающаяся сеть итальянских ресторанов Mama Roma. Их опыту - 15 лет! Сегодня в Санкт-Петербурге открыто двенадцать ресторанов, пять из которых - по франчайзингу. В 2003 году был открыт первый региональный ресторан Mama Roma в Красноярске. В 2012 году состоялось открытие еще одного ресторана в г. Кемерово также по франчайзингу. (Кемерово, Весенняя ул., 19)
У заинтересованных предпринимателей есть возможность купить франшизу Мама Рома и наладить с сетью ресторанов Мама Рома продолжительное деловое сотрудничество. Правовладельцем брэнда Мама Рома является компании ООО «Питрусс-Групп».
ФРАНЧАЙЗИНГОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
ТРЕБОВАНИЯ К ОПЕРАТОРУ/ФРАНЧАЙЗИ:
ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ ПОДДЕРЖКА:
Конкурентное преимущество бизнеса, созданного по принципу франчайзинга, в том, что он может развиваться независимо от экономических неурядиц. Ведь франчайзинг – это приобретение успешного бизнеса. А успешный бизнес устойчив к любым катаклизмам!
Список литературы