Приватизация государственной и муниципальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 15:20, реферат

Описание работы

В последние десятилетия в нашем государстве произошли коренные изменения, связанные с переход нашей страны от командно-административной системы экономики к рыночной модели экономических отношений. Для осуществления этого перехода необходимо, прежде всего, было создать конкурентную рыночную среду путем построения новых отношений собственности, устранения исключительного положения государственных предприятий.
Именно приватизационная реформа стала «рычагом», «основной движущей силой» коренных преобразований, сердцевиной экономической реформы. Вообще, приватизация представляет собой процесс передачи государственной собственности, государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) в целях формирования слоя новых собственников и освобождения государства от затрат по содержанию части имущества (неэффективное производство и др.) и управлению им.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

Понятие и правовое содержание приватизации. Особенности приватизации в России……………………………………………………

Нормативно – правовая основа приватизации государственного и муниципального имущества…………………

Правовое регулирование процесса приватизации………………………

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат ПОПД.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

Санкт –  Петербургский финансово – экономический  колледж – филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Академия бюджета и казначейства Министерства финансов РФ» 
 
 

Реферат

Дисциплина: Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Тема: Приватизация государственной и муниципальной собственности  

                                                                                             

                                                                                                Выполнила студентка

Курс  III группа 310 

РУКОВОДИТЕЛЬ  Часовникова А.В. 

Форма обучения:

Очная 
 
 
 

Санкт –  Петербург

2009 год

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………………. 

Понятие и правовое содержание приватизации. Особенности приватизации в России…………………………………………………… 

Нормативно  – правовая основа приватизации государственного и муниципального имущества……………………………………………… 

Правовое  регулирование процесса приватизации……………………… 

Заключение……………………………………………………………………. 

Список  использованной литературы………………………………………  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

В последние  десятилетия в нашем государстве  произошли коренные изменения, связанные  с переход нашей страны от командно-административной системы экономики к рыночной модели экономических отношений. Для осуществления этого перехода необходимо, прежде всего, было создать конкурентную рыночную среду путем построения новых отношений собственности, устранения исключительного положения государственных предприятий.

Именно приватизационная реформа стала «рычагом», «основной движущей силой» коренных преобразований, сердцевиной экономической реформы. Вообще, приватизация представляет собой процесс передачи государственной собственности, государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) в целях формирования слоя новых собственников и освобождения государства от затрат по содержанию части имущества (неэффективное производство и др.) и управлению им.

Приватизационная  реформа в России прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами, и в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической не целесообразности, а некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации. 
 
 
 
 

Понятие и правовое содержание приватизации. Особенности  приватизации в России.

Обстоятельное изучение приватизации государственного и муниципального имущества, ее значении в развитии предпринимательства невозможно в отрыве от уяснения приватизации в целом – совершенно нового для России явления. Приватизация как теоретическая и практическая проблема связана с наличием в обществе особой политической организации – государства, с устранением негативных последствий его функционирования. Однако из давно выработанных человечеством форм внешнего контроля за государством со стороны общества служит избирательное право. Внутренний самоконтроль государства выражается в разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. В этом же ряду находиться и приватизация – средство ослабления и преодоления преобладающего влияния государства в обществе, выражающегося в излишнем огосударствлении общественных отношений. 

Суть огосударствления состоит в следующем. Свое социальное назначение в обществе и его политической системе государство реализует посредством функций – основных направлений в деятельности в каждой из сфер общества. Соответственно государство выполняет экономическую, социальную, политическую, и духовную функции, которые распределяются в виде полномочий государственных органов и должностных лиц, составляющих их компетенцию. Полномочия закрепляются в законах и иных нормативных правовых актах таким образом, что государственные структуры наделяются обязанностями и правами, которыми корреспондируют права и обязанности участников общественных отношений, подпадающих под компетенцию государственных органов и должностных лиц. Так выстраиваются прямые и обратные связи между ними: государственные структуры должны обеспечивать права тех, на кого распространяется их управляющее воздействие, а последние, в свою очередь, - беспрекословно исполнять обязанности, соответствующие правам государственных структур. Огосударствление и состоит в двусторонних связях государства и всех других участников общественных отношений через посредство нормативных правовых актов, а более конкретно огосударствленными являются общественные отношения, одной из сторон которых выступает государство в лице органов, должностных лиц и иных представителей. Закрепленная в нормативных правовых актах компетенция государственных структур определяет пределы вмешательства непосредственно самого государства в жизнедеятельность общества.      

 Огосударствление  общественных отношений состоит  не только в их предельно полном нормативно-правовом регулировании, но и в наличии в них жесткой административной вертикали, выражающейся во властных полномочиях у стороны, представляющей государство. И для любого государства,  тем более современной России, только что начавшей путь суверенного существования, вопросы огосударствления, его возможности и необходимости, недопущения излишеств, равно как и «недобора» в этом деле, никогда не утрачивают актуальности.

Огосударствление  вызывается различными причинами, прежде всего объективными, обусловленными социальным назначением государства.

Такова, например, норма ч. 3 ст.35 Конституции РФ, гласящая: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению  суда. А бывают причины субъективные, вытекающие из политического режима, «кадрового» состава властных структур. Те и другие причины в ходе исторического развития претерпевают изменения – появляются новые, требующие огосударствления тех или иных социальных связей, исчезают прежние и, как следствие, возникает надобность в разгосударствлении каких-то общественных отношений.

Разгосударствление  означает устранение государства от ведения  определенных дел  и передачу их негосударственным  организациям. Приватизация, будучи одним из основных видов разгосударствления, представляет собой процесс, направленный на удовлетворение потребностей и интересов участников общественных отношений во все большей мере частными институтами общества путем передачи им функций, ранее выполнявшихся государством, его органами и должностными лицами.

Подытоживая изложенное, можно сделать выводы:

а) со временем возникновения государства сложились две противоречивые объективные закономерности развития общества и самого государства – огосударствление и разгосударствление общественных отношений, включая приватизацию. Проявляться их действие может лишь через посредство права в форме закона и соответствующих ему нормативных правовых актов;

б) прибегать к приватизации надо там, тогда, где и когда государство неэффективно выполняет свои функции. Прежде чем приступать к приватизации, надо осуществить тщательный расчет – прогноз ее последствий;

в) приватизация должна сопровождаться повышением материального уровня жизни людей, созданием более благоприятных условий для удовлетворения нужд;

Г) приватизация должна вести к укреплению России как демократического, федеративного, правового, социального и светского государства.

 Отдельные  государства живут и  развиваются  в оригинальных условиях, не повторяя  судьбу других государств. И каждому  из них присущи свои особенности приватизации.

Во – первых, приватизация и другие реформы проводились  в России без предварительной  разработки хоть какой – то программы, часто спонтанно, методом «проб  и ошибок». Значение, место и роль приватизации в преобразованиях  общества и государства не были заранее определены.

Во-вторых, приватизация велась в обстановке острейшей политической конфронтации, при отсутствии консенсуса в обществе и государстве. Представители  довольно – таки широких слоев  населения выступали против приватизации вообще или методов ее проведения.

В – третьих, параллельно с приватизацией  Россия осуществляла переход к новой  общественно – политической формации. Он сопровождался сломом прежней  советской государственной машины с ее аппаратом и законодательством, что вызывало чрезвычайные сложности в государственном управлении общественными процессами.

В – четвертых, приватизация шла поспешно, в крайне сжатые сроки, что неизбежно порождало  всякого рода недоразумения, ошибки и злоупотребления.

В – пятых, и  это, пожалуй, главное, ранее при  советской власти огосударствление глубоко проникло во все сферы  жизнедеятельности общества, широко охватило многие общественные отношения. Как следствие, и разгосударствление, и приватизация имели место одновременно во всех сферах общества. В социальной сфере, например в здравоохранении, жилищно – коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения, торговле и общественном питании, место государственных организаций все чаще стали занимать частные хозяйственные товарищества и общества, кооперативы. В политической сфере в результате ликвидации монополии слившейся с государством коммунистической партии стали признаваться политическое многообразие и многопартийность. В духовной сфере утвердилось идеологическое многообразие, возникли и действуют многочисленные частные учреждения культуры и средства массовой информации.

5. Самой радикальной  приватизации подверглась экономическая  сфера, бывшая почти полностью  огосударствленной. Здесь во весь  рост встала проблема выбора пределов приватизации, которая, к сожалению, своевременно не ставилась и не решалась. Между тем огосударствление имущественных отношений само по себе весьма противоречиво. С одной стороны, сосредоточение собственности в руках государства делает его независимым от общества. Это создает объективные экономические предпосылки для формирования государства с недемократическим режимом, сосредоточивающим в своих руках тотальный контроль над производством, распределением и обменом товаров. С другой стороны, государство, не имеющее собственности и не наладившее плодотворного сотрудничества, в том числе в налоговых отношениях, с субъектами частной и иных негосударственных форм собственности, лишенное действенных правовых  средств влияния на них, включая контроль за их деятельностью, становится слабыми неэффективным. С таким государством перестают считаться, принимать его всерьез как внутри страны, так и за рубежом. Сказанным, однако, не исчерпывается значение «правильной» приватизации государственной собственности (в т.ч. приватизация муниципальной собственности). Приватизация собственности, ранее безраздельно принадлежащей единственному субъекту – государству, перестраивает не только структуру народного хозяйства. Она коренным образом изменяет социальную структуру, а вслед за тем и политическую систему общества, ведет к появлению новых социальных групп (классов), например частных промышленников, банкиров, торговцев, страховщиков,  также  выражающих и защищающих их политические интересы общественных объединений – партий, движений и других, старающихся провести своих представителей в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Самым важным последствием приватизации государственной  и муниципальной  собственности явилось  качественное изменение состава участников рыночных отношений. Ведущие место среди них занял частный предприниматель. Конечно, в качестве предпринимателя вправе выступать каждый субъект гражданского права, а само предпринимательство осуществляется с использованием любой формы собственности. Но российский и мировой опыт свидетельствует, что отсутствие частного сектора делает экономику неполноценной, лишает необходимого динамизма, в целом обедняет ее. Вхождение же в рынок непосредственно самих собственников – частных предпринимателей наделяет народное хозяйство новыми, необходимыми ему свойствами. Деятельность предпринимателя – частного собственника, в отличие от других участников рынка, свойственна более полная мотивация и содержательная наполняемость, самостоятельность и инициатива, что в конечном счете повышает эффективность находящегося у предпринимателей имущества, а значит, и всего народного хозяйства. Поэтому приватизацию не без основания можно расценивать как необходимое условие становления и развития предпринимательского способа хозяйствования.

6.Последсвия  приватизации, проведенной, проведенной  в различных сферах общества, неодинаковы. Не стихающую до  сих пор критику вызывает приватизация  в экономике. Ее результаты  неоднократно обсуждались высшими  органами государственной власти, и ни разу им не была дана положительная оценка. Ряд аспектов приватизации народного хозяйства критически рассматривается и теми, кто руководил ее осуществлением. Бюджет России за последние 10 лет получил от приватизации 145 тыс. государственных предприятий 9,7 млрд долл. – ровно столько, сколько оставили российские туристы за рубежом в 2003г.

Окончательную оценку ей дает история. Многие просчеты, грубые ошибки, являющиеся следствием отсутствия прогнозов о последствиях приватизации, обнаруживаются по истечении времени после ее проведения. Например, в Москве были проданы в частную собственность многие помещения кинотеатров и дошкольных детских учреждений, при этом они утратили свои прежние функции, превратившись в бани, рестораны, магазины. Вскоре же «разразился кризис» -  горожане, у которых пробудился интерес к кинофильмам, лишились возможности смотреть их и выстроились многотысячные очереди детей претендующих на место в детских яслях и садах. С высоты же преподавательской трибуны отчетливо просматриваются две взаимосвязанные причины негативных последствий приватизации в экономике.

Первая –  недостатки нормативно – правового  регулирования, неполнота, пробельность приватизационного законодательства.

Информация о работе Приватизация государственной и муниципальной собственности