Предпринимательство: сущность и основные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:06, реферат

Описание работы

Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности (табл. 1). В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.

Содержание

1. Теория предпринимательства
1.1 Предпринимательство: сущность и основные черты
1.2 Классификация предпринимательской деятельности
2. Роль предпринимательства в экономике
2.1 Роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике
2.2 Внутренняя и внешняя предпринимательская среда
3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 50.53 Кб (Скачать)

Под внешней предпринимательской  средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие, или могущие оказать на нее значительное влияние и поэтому требующие управленческих решений

. Коэффициент рождаемости организаций на 1000 организаций*)

 

2011

2012

Январь

5,5

5,6

Февраль

8,2

8,4

Март

9,2

8,3

Апрель

9,2

9,0

Май

7,3

7,8

Июнь

7,4

7,1

Июль

6,9

 

Август

7,9

 

Сентябрь

7,4

 

Октябрь

8,0

 

Ноябрь

8,5

 

Декабрь

9,1

 

Январь - декабрь

94,7

 

*) Коэффициент официальной ликвидации организаций - отношение количества официально ликвидированных организаций за отчетный период к среднему количеству организаций, учтенных  органами государственной статистики в Статистическом регистре по данным государственной регистрации в отчетном периоде, рассчитанное на 1000 организаций.

Выделяют следующие категории  факторов внешней предпринимательской среды: 
Факторы прямого воздействия

1. Макроэкономическое  состояние экономики:

  • уровень, структура предложения и спроса на товары;
  • структура избыток или недостаток рабочих мест;
  • объёмы структура доходов населения и фирм;
  • размеры доступность свободных денежных средств, уровень дохода на инвестиционный капитал, структура спроса и предложения на финансовом рынке.

2. Инфраструктура бизнеса - система институтов и их взаимосвязей с помощью которых бизнес получает возможность устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции:

  • производственная инфраструктура - транспортные средства, дороги, линии электропередач, связи и.т.д.;
  • рыночная инфраструктура - услуги по распределению, реализации, хранению, доставке товаров (оптовые и розничные продавцы, магазины, товарные биржи и система посредников, биржи труда т.д.);
  • финансовая инфраструктура - оказание финансовых услуг банки, кредитные, инвестиционные учреждения, страховые компании;
  • информационная инфраструктура - система учреждений оказывающих услуги по сбору и предоставлению специализированной информации консалтинговые, аудиторские, инжиниринговые фирмы; маркетинговые исследования юридические и т.д.).

 

    Факторы косвенного воздействия:

  • Политика государства
  • Социально-культурная среда
  • Правовая среда

Обязательными условиями эффективности правовой среды являются ее единство, взаимная согласованность входящих в нее законов, подзаконных актов всех уровней, судебной и арбитражной практики, деловых обыкновений и правил делового оборота и беспробельность. Последнее предполагает, что действующие законы должны обеспечивать возможность решения любого возникающего в практике вопроса в соответствии с общими положениями данной правовой системы.

Пробел, т.е. возможность под предлогом отсутствия правовой нормы решить вопрос не в соответствии (а иногда и в противоречии) с общими положениями системы, подрывает последнюю, открывает путь для нарушения её единства, внутренней согласованности.

Технологическая среда - отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство (информационное пространство, обработка данных и т.д.)

Физическая и географическая среда включает в себя параметры географического расположения бизнеса, особенности его доступа к природным и людским ресурсам.

3. Государственное регулирование  предпринимательской деятельности

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования  и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы  взаимодействия государственных органов  с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования  предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

В обобщенном виде в  задачи государственного регулирования  входят: 
- разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей; 
- повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек; 
- ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий; 
- создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции; 
- обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией; 
- сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики; 
- содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности; 
- обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда; 
- поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Характеризуя государственное  регулирование экономики в современных условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

    • осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
    • повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
    • поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
    • укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
    • пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
    • использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с  регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

Государственная политика регулирования  экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному  надзору и нормативному регулированию  производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Важным инструментом финансового  регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

Одна из важнейших функций государственного регулирования - разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.


Информация о работе Предпринимательство: сущность и основные черты