Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:06, реферат
Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности (табл. 1). В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.
1. Теория предпринимательства
1.1 Предпринимательство: сущность и основные черты
1.2 Классификация предпринимательской деятельности
2. Роль предпринимательства в экономике
2.1 Роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике
2.2 Внутренняя и внешняя предпринимательская среда
3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Содержание
1. Теория предпринимательства
1.1
Предпринимательство: сущность
1.2 Классификация предпринимательской деятельности
2. Роль предпринимательства в экономике
2.1
Роль малого
2.2 Внутренняя и внешняя предпринимательская среда
3. Государственное регулирование
предпринимательской
1.1 Предпринимательство: сущность и основные черты
Предпринимательство – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса. Предпринимательство – важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.
Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и др., коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами.
Указанные виды деятельности могут осуществляться непосредственно одним человеком или коллективом (партнеры), с применением наемного труда или без него, с образованием юридического лица или без него. Субъектами предпринимательства могут быть:
* граждане РФ и других
* граждане иностранных
* объединения граждан (партнеры)
Предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах:
* самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность (индивидуальная трудовая деятельность),
* руководителем предприятия от имени собственника. Пределы распоряжения такой собственностью регулируются контрактом (договором), определяющим взаимные обязательства сторон. В этом договоре указываются ограничения прав в использовании имущества и проведении отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон, основания и условия расторжения договора.
Сущность предпринимательства состоит в том, что это особая специфическая сфера рыночного хозяйствования, одновременно способ и процесс хозяйственной деятельности человека в современном обществе.
Предпринимательство характеризуется следующими чертами:
Предпринимательство выполняет особую функцию – обеспечение развития и совершенствование экономики, ее постоянное обновление, создание инновационной среды, ломающей традиционные структуры и открывающей дорогу к новому.
1.2
Классификация
Содержание
Таблица 1
Классификация предпринимательской деятельности
Признаки классификации |
Характеристика | |||
По сфере деятельности |
Производственная |
Коммерческая |
Финансовая |
Сфера потребления |
По организационно-правовому статусу |
Без образования юридического лица |
Частное предприятие |
Фермерское хозяйство |
Общество с ограниченной ответственностью |
Малое предприятие |
Смешанное товарищество |
Закрытое или открытое акционерное общество |
Совместное предприятие | |
По отношению к собственности |
Индивидуальная (без применения наемного труда) |
Частная |
Государственная | |
По количеству собственников |
Индивидуальная, частная |
Семейная |
Коллективная |
Смешанная, совместная |
По масштабам производства и численности работников |
Малое предприятие |
Среднее предприятие |
Большое предприятие | |
По территориальному признаку |
Сельская, районная |
Городская, областная |
Региональная, национальная |
Зарубежная |
По отраслевой принадлежности |
Строительная, текстильная |
Металлообрабатывающая, горнодобывающая |
Пищевая, судостроительная |
Энергетика, транспорт, связь |
К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям. Основным полем приложения его усилий являются производственные предприятия и учреждения, коммерческие, торговые заведения, фондовые и товарные биржи, банки, население.
Коммерческое
Финансовое
С переходом к рыночным отношениям рынок денег, валюты и ценных бумаг становится реальностью, его участниками выступают коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия, организации и физические лица-предприниматели. Поскольку финансовое предпринимательство - это разновидность коммерческого, то технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки с той лишь разницей, что товаром являются финансовые активы. Предприниматель, вступающий в этот вид бизнеса, начинает свою деятельность с анализа рынка ценных бумаг и маркетинговой деятельности..
2.
Роль предпринимательства в
2.1 Роль малого
Исторически развитие производительных сил любого общества начиналось с мелкого производства. Эта форма производства, просуществовав тысячелетия, продолжает функционировать и до сих пор.Однако на определенном этапе своего исторического движения мелкое производство раздваивается на нерыночную и рыночную части. Мелкое производство, ориентированное на рынок, и осуществляемое самим собственником, одновременно являющимся работником и управленцем (наряду с другими участниками производства), и есть малое предпринимательство. В данном случае собственник, управленец (менеджер) и работник выступают в одном лице.
Особая роль, которую играет малое предпринимательство, не ограничивается только его инновационным потенциалом. Малые предприятия в силу занимаемого ими положения в отраслевой организации и выполняемых функций оказывают значительное модифицирующее воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции.
Во-первых, малые предприятия, осуществляя новые разработки в области продуктов и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных участников рынка, так как обеспечивают им равную доступность к своим достижениям.
Во-вторых, способствуя распространению через копирование передовых достижений, они стимулируют поиск новых способов приобретения конкурентных преимуществ, обуславливая тем самым развитие форм конкуренции.
В-третьих, выступая неким объединяющим потенциалом для отраслевой организации, они обеспечивают не только единство конкурентного поля, но и более быстрое накопление в отрасли элементов конкурентоспособности.
В-четвертых, представляя собой
идеальную форму для кооперации
усилий крупных производителей в
решении отдельных проблем
Малое предпринимательство во всем мире играет важную роль. В Западной Европе, США и Японии оно представлено совокупностью многочисленных малых и средних предприятий, основная масса которых – мельчайшие предприятия с численностью работающих, не более 20 человек. Малые предприятия в этих странах обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволяет значительно сократить безработицу. Некоторые выводы о развитии малого предпринимательства в России и за рубежом можно сделать на основании таблицы 2.В большинстве стран с развитой рыночной экономикой на некрупные предприятия приходится более 95% общего количества предприятий. Традиционными сферами их деятельности служат вспомогательное, малосерийное производство, мелкооптовая и розничная торговля, доминирующая часть бытовых и весомая часть производственных услуг.
Таблица 2.Масштабы развития малого предпринимательства в Российской Федерации и зарубежных странах в 2011 г.
Колич. малых и средних предпр. тыс.ед. |
Кол.ма-лых и средних предпр. на 1 тыс. жителей |
Число занятых млн. человек |
Доля малых и средних предпр. в % к общей числен-ности занятых |
Доля малых и средних предпр. в % в ВВП | |
Великобри- тания |
2 930 |
46 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2 290 |
37 |
18,5 |
46 |
50-54 |
Италия |
3 920 |
68 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1 980 |
35 |
15,2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15 777 |
45 |
68 |
72 |
63-67 |
США |
19 300 |
74,2 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6 450 |
49,6 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Российская Федерация |
836,6 |
5,65 |
8,1 |
9,6 |
10-11 |
В последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в инновационные процессы и выполнять функцию первопроходца в научно-технической сфере. Так называемый венчурный бизнес на три четверти состоит из малых предприятий. Огромна роль, которую играют малые предприятия на рынке труда. В развитых странах на них приходится основная часть прироста занятости.
В последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в инновационные процессы и выполнять функцию первопроходца в научно-технической сфере. Так называемый венчурный бизнес на три четверти состоит из малых предприятий. Огромна роль, которую играют малые предприятия на рынке труда. В развитых странах на них приходится основная часть прироста занятости.
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям.
Все это говорит о необходимости комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике.
Рассматривая проблемы развития малого предпринимательства, надо отметить, что в российской экономике малое предпринимательство несет на себе специфическую нагрузку, связанную с адаптацией широких масс населения к основам рыночного хозяйствования. Малое предпринимательство играет важную роль в формировании нового среднего слоя общества, в демонополизации ряда отраслей экономики, в накоплении стартовых капиталов, в структурной перестройке экономики, в сглаживании социальных конфликтов, в социально-экономическом выживании отдельных слоев населения и целых регионов страны.
2.2 Внутренняя и внешняя предпринимательская среда
Предпринимательская среда - это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы и требующих принятие решений, направленных либо на их устранение, либо на приспособление к ним. Устойчивая предпринимательская среда характерна для процедурного бизнеса. Неустойчивость среды интуитивного бизнеса резко сужает возможности для получения предпринимателем прибыли и делает бизнес крайне рискованным.
Всю предпринимательскую среду делят на две части: внутренняя и внешняя.
Внутренней
Информация о работе Предпринимательство: сущность и основные черты