Предпринимательство: сущность и основные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:06, реферат

Описание работы

Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности (табл. 1). В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.

Содержание

1. Теория предпринимательства
1.1 Предпринимательство: сущность и основные черты
1.2 Классификация предпринимательской деятельности
2. Роль предпринимательства в экономике
2.1 Роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике
2.2 Внутренняя и внешняя предпринимательская среда
3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 50.53 Кб (Скачать)

Содержание

 

1. Теория предпринимательства

1.1 Предпринимательство: сущность и  основные черты

1.2 Классификация предпринимательской деятельности

2.  Роль предпринимательства  в экономике

2.1 Роль малого предпринимательства  в современной рыночной экономике

2.2 Внутренняя и внешняя предпринимательская среда

3. Государственное регулирование  предпринимательской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Предпринимательство: сущность и основные черты

Предпринимательство – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса. Предпринимательство – важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и др., коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами.

Указанные виды деятельности могут  осуществляться непосредственно одним  человеком или коллективом (партнеры), с применением наемного труда  или без него, с образованием юридического лица или без него. Субъектами предпринимательства могут быть:    

* граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном  законом порядке в своей деятельности;  

* граждане иностранных государств  и лица без гражданства в  пределах полномочий, установленных  законом;    

* объединения граждан (партнеры).

Предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах:    

* самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность (индивидуальная трудовая деятельность),    

* руководителем предприятия от  имени собственника. Пределы распоряжения такой собственностью регулируются контрактом (договором), определяющим взаимные обязательства сторон. В этом договоре указываются ограничения прав в использовании имущества и проведении отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон, основания и условия расторжения договора.

 Сущность предпринимательства  состоит в том, что это особая  специфическая сфера рыночного хозяйствования, одновременно способ и процесс хозяйственной деятельности человека в современном обществе.

Предпринимательство характеризуется следующими чертами:

    • не только свобода в выборе хозяйственной деятельности и ее методов, не только самостоятельность, но главное – новаторство;
    • ответственность за принимаемые решения и их последствия и сопряженный с этим риск. Не связанная с ответственностью деятельность – это не предпринимательство, а простое распорядительство по поручению;
    • ориентация на достижения экономического и, может быть, морального успеха.

Предпринимательство выполняет особую функцию – обеспечение  развития и совершенствование экономики, ее постоянное обновление, создание инновационной среды, ломающей традиционные структуры и открывающей дорогу к новому.

1.2 Классификация предпринимательской  деятельности

Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно  связаны с формами и видами предпринимательской деятельности (табл. 1). В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.

Таблица 1

Классификация предпринимательской  деятельности

Признаки классификации

Характеристика предпринимательской  деятельности

По сфере

деятельности

Производственная

Коммерческая

Финансовая

Сфера

потребления

По организационно-правовому статусу

Без образования юридического лица

Частное

предприятие

Фермерское хозяйство

Общество с ограниченной ответственностью

Малое предприятие

Смешанное товарищество

Закрытое или открытое акционерное общество

Совместное предприятие

По отношению к собственности

Индивидуальная (без применения наемного труда)

Частная

Государственная

По количеству собственников

Индивидуальная, частная

Семейная

Коллективная

Смешанная, совместная

По масштабам производства и численности  работников

Малое

предприятие

Среднее

предприятие

Большое предприятие

По территориальному признаку

Сельская,

районная

Городская, областная

Региональная, национальная

Зарубежная

По отраслевой принадлежности

Строительная, текстильная

Металлообрабатывающая, горнодобывающая

Пищевая, судостроительная

Энергетика, транспорт, связь


 

 

 К производственному  предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям. Основным полем приложения его усилий являются производственные предприятия и учреждения, коммерческие, торговые заведения, фондовые и товарные биржи, банки, население.

Коммерческое предпринимательство - этот вид деятельности характеризуется тем, что суть его содержания составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Иначе, имеет место перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции и др. В качестве исходной стадии технологии стоит выбор - что покупать, что перепродавать и где. В решении этих вопросов, прежде всего, следует исходить из положения, что реализационная цена товара должна быть значительно выше закупочной цены; спрос на предлагаемый товар должен быть достаточным, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки.

Финансовое предпринимательство - является разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку его объектом купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних денег в прямой или косвенной форме.       

С переходом к рыночным отношениям рынок денег, валюты и ценных бумаг  становится реальностью, его участниками  выступают коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия, организации и физические лица-предприниматели. Поскольку финансовое предпринимательство - это разновидность коммерческого, то технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки с той лишь разницей, что товаром являются финансовые активы. Предприниматель, вступающий в этот вид бизнеса, начинает свою деятельность с анализа рынка ценных бумаг и маркетинговой деятельности..

2.  Роль предпринимательства в экономике

2.1 Роль малого предпринимательства  в современной рыночной экономике

Исторически развитие производительных сил любого общества начиналось с мелкого производства. Эта форма производства, просуществовав тысячелетия, продолжает функционировать и до сих пор.Однако на определенном этапе своего исторического движения мелкое производство раздваивается на нерыночную и рыночную части. Мелкое производство, ориентированное на рынок, и осуществляемое самим собственником, одновременно являющимся работником и управленцем (наряду с другими участниками производства), и есть малое предпринимательство. В данном случае собственник, управленец (менеджер) и работник выступают в одном лице.

Особая роль, которую играет малое  предпринимательство, не ограничивается только его инновационным потенциалом. Малые предприятия в силу занимаемого ими положения в отраслевой организации и выполняемых функций оказывают значительное модифицирующее воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции.

Во-первых, малые предприятия, осуществляя  новые разработки в области продуктов и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных участников рынка, так как обеспечивают им равную доступность к своим достижениям.

Во-вторых, способствуя распространению  через копирование передовых достижений, они стимулируют поиск новых способов приобретения конкурентных преимуществ, обуславливая тем самым развитие форм конкуренции.

В-третьих, выступая неким объединяющим потенциалом для отраслевой организации, они обеспечивают не только единство конкурентного поля, но и более быстрое накопление в отрасли элементов конкурентоспособности.

В-четвертых, представляя собой  идеальную форму для кооперации усилий крупных производителей в  решении отдельных проблем через  совместное финансирование разработок и взаимодействуя в разных формах с большинством участников отраслевого рынка, малые инновационные предприятия способствуют развитию коммуникативных связей между ними, а через это - и выработке цивилизованных форм конкурентной борьбы.

Малое предпринимательство во всем мире играет важную роль. В Западной Европе, США и Японии оно представлено совокупностью многочисленных малых и средних предприятий, основная масса которых – мельчайшие предприятия с численностью работающих, не более 20 человек. Малые предприятия в этих странах обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволяет значительно сократить безработицу. Некоторые выводы о развитии малого предпринимательства в России и за рубежом можно сделать на основании таблицы 2.В большинстве стран с развитой рыночной экономикой на некрупные предприятия приходится более 95% общего количества предприятий. Традиционными сферами их деятельности служат вспомогательное, малосерийное производство, мелкооптовая и розничная торговля, доминирующая часть бытовых и весомая часть производственных услуг.

 

 

 

 

 

Таблица 2.Масштабы развития малого предпринимательства в Российской Федерации и зарубежных странах в 2011 г.

 

Колич.

малых и средних предпр. тыс.ед.

Кол.ма-лых и средних предпр. на 1 тыс. жителей

Число занятых

млн. человек

Доля малых и средних предпр. в % к общей

числен-ности

занятых

Доля малых и средних предпр. в % в ВВП

Великобри-

тания

2 930

46

13,6

49

50-53

Германия 

2 290

37

18,5

46

50-54

Италия 

3 920

68

16,8

73

57-60

Франция 

1 980

35

15,2

54

55-62

Страны ЕС 

15 777

45

68

72

63-67

США 

19 300

74,2

70,2

54

50-52

Япония 

6 450

49,6

39,5

78

52-55

Российская Федерация

836,6

5,65

8,1

9,6

10-11


В последние десятилетия малый  бизнес стал активно внедряться в  инновационные процессы и выполнять функцию первопроходца в научно-технической сфере. Так называемый венчурный бизнес на три четверти состоит из малых предприятий. Огромна роль, которую играют малые предприятия на рынке труда. В развитых странах на них приходится основная часть прироста занятости.

 

В последние десятилетия малый  бизнес стал активно внедряться в  инновационные процессы и выполнять функцию первопроходца в научно-технической сфере. Так называемый венчурный бизнес на три четверти состоит из малых предприятий. Огромна роль, которую играют малые предприятия на рынке труда. В развитых странах на них приходится основная часть прироста занятости.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и  как производители отдельных  узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям.

Все это говорит о необходимости  комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике.

Рассматривая проблемы развития малого предпринимательства, надо отметить, что  в российской экономике малое  предпринимательство несет на себе специфическую нагрузку, связанную  с адаптацией широких масс населения к основам рыночного хозяйствования. Малое предпринимательство играет важную роль в формировании нового среднего слоя общества, в демонополизации ряда отраслей экономики, в накоплении стартовых капиталов, в структурной перестройке экономики, в сглаживании социальных конфликтов, в социально-экономическом выживании отдельных слоев населения и целых регионов страны.

2.2 Внутренняя и внешняя  предпринимательская среда

Предпринимательская среда - это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы и требующих принятие решений, направленных либо на их устранение, либо на приспособление к ним. Устойчивая предпринимательская среда характерна для процедурного бизнеса. Неустойчивость среды интуитивного бизнеса резко сужает возможности для получения предпринимателем прибыли и делает бизнес крайне рискованным.

Всю предпринимательскую  среду делят на две части: внутренняя и внешняя.

Внутренней предпринимательской  средой фирмы называется ситуационные факторы внутри самой фирмы. Внутренние факторы являются в основном результатом управленческих решений, но не все могут контролироваться с помощью управленческих решений. К внутренним факторам относят: цели, структуру, технологию и людей.

Информация о работе Предпринимательство: сущность и основные черты