Предпринимательство малое

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики.
Но в то же время, в экономике России малый бизнес пока продолжает играть достаточно незначительную роль, оставаясь "в тени". Между тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране – среднего класса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие, экономическое содержание, общественно-экономические
функции и роль малых предприятий в системе современных экономических отношений. Классификационные признаки малого предпринимательства. Качественные и количественные критерии отнесения предпринимателей к субъектам малого, среднего и крупного предпринимательства……………….4

2. Основные направления и методы регулирования малого предпринимательства. Использование экономических нормативов длительного действия. Неблагоприятные последствия для органов власти и управления за необоснованное вмешательство в сферу предпринимательства. Неблагоприятные последствия для предпринимателя при нарушении законодательства, регулирующего его отношения с органами власти и управления………………………………………………………………………. 10



3. Тест……………………………………………………………………………..19


4. Задача…………………………………………………………………………...21


5. Заключение………………………………………………………………..........24

6. Список используемой литературы……………………………………………25

Работа содержит 1 файл

предпинимательство.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………3

  1. Понятие, экономическое содержание, общественно-экономические

функции и роль малых предприятий в системе  современных экономических отношений. Классификационные признаки малого предпринимательства. Качественные и количественные критерии отнесения предпринимателей к субъектам малого, среднего и крупного предпринимательства……………….4 

2. Основные направления и методы регулирования малого предпринимательства. Использование экономических нормативов длительного действия. Неблагоприятные последствия для органов власти и управления за необоснованное вмешательство в сферу предпринимательства. Неблагоприятные последствия для предпринимателя при нарушении законодательства, регулирующего его отношения с органами власти и управления………………………………………………………………………. 10 
 
 

3. Тест……………………………………………………………………………..19 
 

4. Задача…………………………………………………………………………...21 
 

5. Заключение………………………………………………………………..........24 

6. Список используемой литературы……………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

        Экономика России сегодня находится в стадии становления. Управление развитием сегодня свелось к созданию максимально благоприятных условий для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Реальных рычагов управления развитием в российской экономике не существует – в этом причина резкого замедления темпов экономического роста. Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны.

        Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики.

        Но в то же время, в экономике России малый бизнес пока продолжает играть достаточно незначительную роль, оставаясь "в тени". Между тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране – среднего класса.

       Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного и позитивного вмешательства государства может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности. Продолжение курса реформ требует, чтобы поддержка частной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства в нашей стране стали важнейшей частью общегосударственной доктрины проводимых социально-экономических преобразований.

1. Понятие, экономическое содержание, общественно-экономические функции и роль малых предприятий в системе современных экономических отношений. Классификационные признаки малого предпринимательства. Качественные и количественные критерии отнесения предпринимателей к субъектам малого, среднего и крупного предпринимательства 

     Малым предпринимательством признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг юридическими и физическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов малого предпринимательства в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [1, стр.6]

     Анализ  научной литературы свидетельствует, что отдельные известные учёные-экономисты имеют различные точки зрения о сущности малых предприятий. Так, Ф. Хайек считает, что малое предприятие  – это хозяйствующий субъект, для которого характерно особое поведение, стремление обнаружить различные возможности получения прибыли в условиях высокой рыночной конкуренции. По мнению американских учёных Р. Хизрича и М. Питерса, малое предприятие – предприятие, для которого характерны весьма умеренные темпы роста и ограниченность средств, направляемых на исследование и разработки. Известный учёный П. Друкер считает, что малое предприятие – это небольшое и новое предприятие, производимые которым изделия должны обладать особыми свойствами, т.е. иметь индивидуальные характеристики, способные формировать новый рыночный сегмент. Практический интерес имеет определение малого предприятия, сформулированное Й. Шумпетером, который считает, что малое предприятие – это объединение нескольких физических лиц, направленное на создание новых комбинаций с целью выпуска новых видов продукции (товаров, работ, услуг) и освоения новых источников и форм организации труда и производства.

     По  нашему мнению, малое предприятие  – это коммерческая организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли от осуществления этой деятельности, имеющая качественные и количественные критерии, установленные законодательством отдельных стран.[1, стр.18-19]

     Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.

     Роль  малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:

Δ   численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в

    общей численности субъектов  рыночной экономики;

Δ вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

Δ вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;

Δ ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;

Δ насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;

Δ навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.

     Важным  показателем, характеризующим роль малых предприятий в экономике  страны и решении социальных проблем, является оборот малых предприятий, в который включается стоимость  отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также стоимость от продажи приобретённых на стороне товаров (без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей).

     Число занятых на малых предприятиях России составляет 17% от общего числа наёмных  работников, а в странах ЕС –  около 72%. Доля малых предприятий России в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет 10-12%, а в странах ЕС – от 60 до 70%.[1, стр.43]

     Малому  предпринимательству присущи все  свойства, которые характеризуют  предпринимательскую деятельность вообще, однако основной особенностью малого предпринимательства является относительно высокий уровень риска. Малому предпринимательству свойственны общеэкономическая, инновационная, социальная, ресурсная и организаторская функции. Его субъектами могут быть юридические и физические лица, соответствующие установленным Федеральным законом критериям. Как показывает мировая и отечественная, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчётный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимаются деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

     Наряду  со средней численностью персонала  критериями отнесения к малому предпринимательству  выступают объём оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного  капитала и др. по данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные.

     К качественным критериям, характеризующим  малые предприятия, можно отнести  следующие: экономическая самостоятельность, положение «ведомого» в своей сфере деятельности, относительно небольшой рынок сбыта товаров (работ, услуг), относительно небольшое количество выпускаемых товаров, сравнительно ограниченные финансовые ресурсы и высокий уровень предпринимательского риска, соединение функций собственности и управления, простая организационная структура предприятия и др.

       Анализ используемой классификации  субъектов рыночной экономики  в развитых странах показывает  разнообразие критериев отнесения  предприятий к различным категориям. Так в странах  - членах ЕС все хозяйствующие субъекты экономики подразделяются на микропредприятия, малые, средние, крупные предприятия. В Европейском обозрении малых и средних предприятий №6 использовались следующие категории предприятий:

     ● микропредприятия – с численностью занятых от 1 до 9 человек;

     ● малые предприятия – с численностью от 10 до 49 человек;

     ● средние предприятия – с численностью занятых от 50 до 249 человек;

     ● крупные предприятия – с численностью занятых 250 человек и более;

        Таким образом, в ЕС предельной численностью занятых, позволяющей отнести предприятие к малым, является не более 49 человек, тогда как в России в отдельных отраслях экономики – не более 100 человек.

     В соответствии с Федеральным законом  от 14.06.1995г №88-43 «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность за отчётный период не превышает следующих предельных уровней:

 ♦  в промышленности, в строительстве,  на транспорте – 100 человек;

 ♦  в с/х и научно-технической  сфере – 60 человек;

 ♦ в оптовой торговле – 50 человек;

 ♦  в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения – 30 человек;

 ♦  в остальных отраслях и при  осуществлении других видов деятельности – 50  

    человек.

В случае превышения малым предприятием вышеназванной  численности работников оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течении которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

         В соответствии с Федеральным  законом «О развитии малого  и среднего предпринимательства  в РФ» к субъектам малого  и среднего предпринимательства  относятся внесённые в единый  государственный реестр юридических  лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

   1) для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

Информация о работе Предпринимательство малое