Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:09, курсовая работа
Хотим мы того или не хотим, но, осваивая предпринимательство, вступая на тропу бизнеса, вращаясь в рыночной среде, придется иметь дело с повышенным риском, угрозой не выиграть, а потерять в итоге сделки. И задача подлинного предпринимателя состоит не в том, чтобы искать дело с заведомо предвидимым, ясно очерченным, гарантированным результатом. Гарантий никто не дает, даже страховка только ослабляет, но не снимает риск. Более того, стремясь вообще избежать риска, можно оказаться вне дела и без дела. Надо не уходить от риска, а уметь чувствовать его, оценивать, знать допустимые пределы. Нельзя отказываться переходить улицу, чтобы не рисковать попасть под автомобиль. Надо знать и соблюдать правила перехода.
Введение
1. Понятие, сущность предпринимательского риска и его классификация
1.1 Сущность предпринимательского риска
1.2 Классификация предпринимательских рисков
2. Предпринимательский успех
2.1 Построение образа успешного предпринимательства
3. Предпринимательские риски на примере ЗАО «Каприз»
Заключение
Литература
3. Готовность к выполнению
функций руководителя, Предприниматель,
открывающий предприятие в
4 Умение рационально
разрешать конфликты.
5. Обладание достаточной
стрессоустойчивостью. Способом избавления
от негативных эмоций может
стать прямое высказывание
6. Необходимо обладание достаточной коммуникативной компетентностью.
3. Предпринимательские риски на примере ЗАО «Каприз»
ЗАО «Каприз» представляет собой открытое акционерное общество.
Основные направления: продажа товаров и оказание услуг.
В процессе деятельности
у предприятия возникают
1. Риск некачественного товара
2. Риск неквалифицированного подбора персонала
3. Риск, связанный с кражей оборудования
4. Риск, связанный с выходом из строя оборудования
5. Отказ заказчика
от оплаты продукции. На
6. Риск, связанный с повышением курса доллара.
Виды угроз:
1. Существенное повышение арендной платы со стороны администрации (предпринимательский риск).
2. Ухудшение жизненного
уровня населения, которое
3. Внутренние техногенные
угрозы, к которым можно отнести
пожары и аварии от неправильно
4. Угроза отключения
электроэнергии, что особенно актуально
для маленького города в
5. Социальные внутренние угрозы, к которым относят забастовки, связанные с неправильным распределением материальных средств от выполненных заказов.
6. Угроза, связанная с
конкуренцией. Такое возможно, если
конкурирующее предприятие
Следовательно, возможны следующие виды рисков:
Производственный риск связан с выпуском продукции и оказанием услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди наиболее важных причин его возникновения можно назвать:
* возможное снижение
предполагаемых объемов
* рост материальных и других затрат;
* уплата повышенных отчислений, налогов;
*перспектива неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;
* отказ покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;
* срыв заключенных
соглашений относительно
Коммерческий риск возникает
в процессе реализации товаров и
услуг, произведенных или закупленных
предпринимателем, по следующим причинам:
снижение объема реализации вследствие
изменения конъюнктуры или
Финансовый риск возможен
в сфере отношений предприятия
с банками и другими
В большинстве предприятий и фирм имеется специальный менеджер по риску. Обычно он разделяет ответственность за рискованные решения с другими менеджерами, заведующими той или иной сферой деятельности. В частности, вместе с финансовым менеджером он занимается вопросами определения степени риска и оценкой последствий всех видов финансовой деятельности, выбором вида страхования, оценкой риска инвестиций в ценные бумаги и прочее. Многие вопросы менеджер по риску решает вместе с маркетологом, с менеджером, ответственным за кадровую работу, с инженером по технике безопасности.
В ходе оценки альтернативных вариантов приходится прогнозировать возможные результаты. Но в каких условиях следует производить такой анализ и принимать решение - определенности, риска или неопределенности?
Решение обычно принимается в условиях определенности, когда руководитель точно (т.е. с единичной вероятностью) знает результат каждого из альтернативных вариантов решения. Примером могут служить инвестиции, депозитные сертификаты и государственные облигации, когда точно известно, что на вложенные средства уйдет получено, допустим, 80% годовых.
К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся решения с известной вероятностью получения каждого из результатов. Вероятность определяется как степень возможности совершения данного события и изменяется от нуля до единицы. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице.
Решение принимается в условиях неопределенности, если невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Так бывает, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что достаточной информации о них просто нет или она баснословно дорога. В итоге вероятность того или иного результата невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности.
Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков.
Деятельность предприятия,
так или иначе, связана с риском,
и задачей руководства
Диверсификация - это распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых между собой непосредственно не связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль по- другому. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.
Страхование - это передача определенных рисков страховой компании. Для снижения степени риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Первое может иметь следующие формы: страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Второе включает страхование общей гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности. Широко используется и такой вид страхования, как хеджирование - страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя ее падения, либо невыгодного для потребителя увеличения. По целям и технике проведения операции выделяют: хеджирование продажей, т.е. заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного контракта в целях страхования от снижения цены при продаже в будущем товара, либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного, но предусмотренного к обязательной поставке в определенный срок; хеджирование покупкой, т.е. заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта для страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара.
Лимитирование предполагает установление лимита - определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, вложения капитала и т.п. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ обычно пригоден при выполнении различных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта. Распределение риска предполагает его разделение между участниками проекта. Рост размеров и продолжительности инвестирования, внедрение новых технологий, высокая динамичность внешней среды увеличивают риск проекта. Способом разделения риска является операция факторинга. В практике зарубежных банков развитие факторинговых операций связано главным образом с потребностью отдельных поставщиков в ускоренном поступлении платежей, которые представляются сомнительными. Как правило, в этих ситуациях имеет место риск неуплаты претензий плательщиком вообще. Банк, выкупивший такие претензии, может понести убытки. Операции факторинга относятся к операциям повышенного риска. Размер комиссионного вознаграждения зависит как от степени риска (уровня «сомнительности» выкупаемого долга), так и от длительности договорной отсрочки. В некоторых случаях он доходит до 20% от суммы платежа.
Любое управленческое решение принимается в условиях, когда результаты не определены и информация ограничена. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда она неполная.
Суммируя все сказанное выше, можно сделать вывод, что общими в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:
* не рисковать больше,
чем позволяет собственный
* не забывать о последствиях риска;
* не рисковать многим ради малого.
Заключение
Таким образом, предпринимательский риск - это возможная, вероятностная потеря ресурсов в процессе деятельности малых предприятий и, следовательно, не достижении ранее намеченных конечных результатов (прибыли, дохода). В то же время предпринимательский риск в отдельных сферах деятельности (например, на рынке финансовых услуг) может проявляться в получении большей по объему прибыли (дохода), чем намечалось до осуществления определенных операций. В более узком смысле слова, предпринимательский риск можно понимать как опасность возникновения экономического ущерба в процессе осуществления отдельных видов деятельности.
Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений.
Сложность классификации предпринимательских рисков заключается в их многообразии. С риском предпринимательские фирмы сталкиваются всегда при решении как текущих, так и долгосрочных задач. Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения предпринимательские организации , но наряду с общими есть, специфические виды риска, характерные для определенных видов деятельности: так, банковские риски отличаются от рисков в страховой деятельности, а последние в свою очередь от рисков в производственном предпринимательстве.
Предпринимательские риски возникают в результате действия многочисленных факторов. Они могут быть заложены в организации деятельности или в стратегии фирмы либо выступать результатом действий самого предпринимателя. Риски могут быть следствием внутренних для фирмы решений или воздействия окружающей среды бизнеса-действий конкурентов, поставщиков, мнения общественности, изменения конъюнктуры рынка, отсутствия полноценной информации и т. д.
Поскольку риск имеет
объективную основу из-за неопределенности
влияния внешней среды и
Внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска, подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия (непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска) и факторы косвенного влияния (не могут оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению). К внутренним факторам предпринимательского риска можно отнести следующие: сам предприниматель, его компетентность, уровень знаний, уровень личных притязаний; личностные характеристики предпринимателя как собственника малого предприятия; состав партнеров, создающих собственное дело, их деловая активность, преданность общему бизнесу; защита предпринимательской тайны; строгое соблюдение законодательства, и др.
1. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М., 2004. - 425с.
2. Хохлов Н.В.Управление риском: Учеб. пособ. - 2001 г.
3. Ареопаг - М Управление предпринимательскими рисками / http://www.areopag.ru/
4. Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском. - М.: Наука, 2002. - 192 с.
5. Антонова, З.Г. Экономика фирмы: учебное пособие / З.Г. Антонова. - Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 264 с.
6. Гребенник В.В. Основы
предпринимательства. Учебный
7. Корнюшин В.Ю. Финансовая
среда предпринимательства и
предпринимательские риски.
8. Молокович А.Д. Финансы предприятий / А.Д. Молокович. - Минск: БИТУ, 2004. - 156с.
9. Продченко И.А. Финансовый менеджмент. Учебный курс / И.А. Продченко. - М.: МИЭМП, 2006. - 139 с.
10. Шевченко И.К. Организация
предпринимательской
11. А.И. Руденко. - Минск: Экономика предприятия: Учебник для эк. Вузов, 2000. - 240 с.