Предпринимательские ресурсы мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:23, реферат

Описание работы

Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) – это способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов – труда, земли, капитала, знаний – для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители – предприниматели, его инфраструктура – рыночные институты, его этика и культура.

Содержание

Глава 1. Предпринимательство как экономический ресурс
1.1 Понятие предпринимательского ресурса и предпринимательства…………...3
1.2 Предпринимательский потенциал России и его характерные черты………...5
Глава 2. Предпринимательство в условиях глобализации хозяйственной деятельности
2.1. Рост значения предпринимательского ресурса в условиях глобализации…..8
2.2 Роль предпринимательства в теории конкурентных преимуществ…………..9
Глава 3. Теневая экономика мира
3.1 Формы теневой экономики……………………………………………………..10
3.2. Оценка масштабов теневой экономики……………………………………….11
3.3 Факторы, определяющие развитие теневой экономики……………………...11
3.4. Роль неформальной экономики в хозяйственной жизни…………………….12
3.5. Особенности неформальной экономики в различных группах……………..14
3.6. Криминальная экономика……………………………………………………...16
3.7. Фиктивная экономика………………………………………………………….18
3.8. Теневая экономика в России…………………………………………………..19
Выводы………………………………………………………………………………20
Литература…………………………………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

научка.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА «Экономика, финансы и менеджмент» 
 
 

Научное исследование

По дисциплине: «Организация предпринимательской деятельности»

По теме: «Предпринимательские ресурсы мира» 

                                                                               Выполнили:

                                                 ст. группы 08ЭЭ2

                                                 Домнина А.В. и

                                                 Миронов С.П.

                       Проверила:

                       Некрылова Н.В.  
                   

2011 

Содержание:

Глава 1. Предпринимательство как экономический  ресурс

1.1 Понятие предпринимательского ресурса и предпринимательства…………...3

1.2 Предпринимательский  потенциал России и его характерные  черты………...5

Глава 2. Предпринимательство в условиях глобализации хозяйственной деятельности

2.1. Рост  значения предпринимательского  ресурса в условиях глобализации…..8

2.2 Роль  предпринимательства в теории  конкурентных преимуществ…………..9

Глава 3. Теневая экономика мира

3.1 Формы  теневой экономики……………………………………………………..10

3.2. Оценка  масштабов теневой экономики……………………………………….11

 3.3 Факторы, определяющие развитие теневой экономики……………………...11

 3.4. Роль неформальной экономики  в хозяйственной жизни…………………….12

 3.5. Особенности неформальной экономики в различных группах……………..14

 3.6. Криминальная экономика……………………………………………………...16

 3.7. Фиктивная экономика………………………………………………………….18

 3.8. Теневая экономика в России…………………………………………………..19

Выводы………………………………………………………………………………20

Литература…………………………………………………………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Предпринимательство  как экономический  ресурс

 1.2 Понятие предпринимательского ресурса и предпринимательства

 Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) – это способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов – труда, земли, капитала, знаний – для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е.  при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители – предприниматели, его инфраструктура – рыночные институты, его этика и культура.

 К предпринимателям относят владельцев компаний и менеджеров, не являющихся собственниками компаний, а также тех организаторов бизнеса, которые сочетают в одном лице владельцев и управляющих. В русском языке у термина «предприниматель» есть два значения: капиталист, владеющим предприятием, и предприимчивый человек, делец. Таким образом, предприниматель – это лицо, занимающееся организацией экономических процессов на микроуровне. Границы слоя предпринимателей расплывчаты. Так, многие владельцы компаний не принимают реального участия в их управлении. Большинство менеджеров низшего звена являются в основном простыми исполнителями, а не организаторами экономических процессов, и поэтому они также не могут быть отнесены к предпринимателям. К ним нельзя отнести и чиновников государственных учреждений, хотя их деятельность оказывает серьезное воздействие на предпринимательство.

 Выдающийся  американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер в  рамках своей теории созидательного разрушения (создавая новые эффективные  производства, капитализм разрушает  прежние неэффективные) главную  роль отводит предпринимателю. Внедряя в хозяйственную жизнь и реализуя на рынке на свой страх и риск новые изобретения, идеи, организационные мероприятия, предприниматель осуществляет тем самым нововведения (инновации). Подобная инновационная деятельность предпринимателей и является, по Шумпетеру, двигателем экономического развития. С его точки зрения, предпринимательские способности – это уникальная и нечасто обнаруживаемая способность продвижения инноваций посредством рискового бизнеса.

 Другая  составная часть предпринимательского ресурса той или иной страны – это рыночная инфраструктура, т.е. такие институты и нормы рыночной экономики, как биржи и банки, страховые и аудиторские компании, консультационные и юридические фирмы, суды, государственные экономические органы, хозяйственное законодательство.  

 Наконец, составная часть национального  предпринимательского потенциала –  это этика и культура, сам предпринимательский  дух общества. Если предпринимательская  этика (а не только национальное законодательство) не допускает обмана партнера, а культура предпринимательства имеет длительную историю и значительная часть общества стремится к нему, то подобная атмосфера способствует изобилию предпринимательского ресурса в стране.

 В целом  можно сделать вывод, что в  той или иной стране предпринимательский ресурс обилен, если в нем немало опытных и образованных предпринимателей, развита рыночная инфраструктура, имеет глубокие корни предпринимательская этика и культура, а сам дух общества не просто благожелателен к предпринимательству, а пронизан стремлением к нему значительной части населения. Подобными характеристиками обладают прежде всего развитые страны, большинство из которых взращивали предпринимательский ресурс столетиями (Европа) или являются наследниками старой предпринимательской культуры (Северная Америка и другие переселенческие страны), а также некоторые из новых развитых и новых индустриальных стран с глубокими торговыми традициями.

 Мировой опыт также показал, что предпринимательские  способности наиболее эффективно реализуются  в указанных странах, если сильная степень либерализации хозяйственной деятельности сочетается с высокой эффективностью государственных институтов, а также активной государственной поддержкой мелкого и среднего предпринимательства и политикой поощрения конкуренции на внутреннем рынке.

 1.2 Предпринимательский потенциал России и его характерные черты

 У России состояние её предпринимательского потенциала обусловлено переходным характером российской экономики. С одной стороны, в нашей стране быстро растет численность и квалификация предпринимателей (этому способствует сравнительно радикальный характер экономической реформы и высокий уровень образования населения), расширяется предпринимательская (рыночная) инфраструктура, увеличивается число желающих стать предпринимателями, а с другой стороны, значительная часть российских предпринимателей не имеет необходимого опыта и соответствующего образования, слабы и неэффективны многие институты рыночной инфраструктуры, очень низка предпринимательская этика и культура, значительная часть населения враждебно относится к предпринимателям как слою общества.

 Характерными  чертами предпринимательства в  России является тесная связь предпринимателей с государственным аппаратом. Во-первых, в стране сохраняется огромное число полугосударственных предприятий, которые были приватизированы не полностью, и поэтому их нынешние руководители должны учитывать возможности государственного вмешательства в управление этими фирмами («Газпром», «ЕЭС России» и др.). Во-вторых, очень высока зависимость даже целиком частных компаний от государственного аппарата из-за высокой бюрократизации и коррумпированности всей жизни в стране, в том числе хозяйственной. В-третьих, многие российские чиновники сами являются негласными предпринимателями (временно выйдя из бизнеса на период госслужбы или создав свой бизнес за счет взяток на госслужбе), руководя своими фирмами через подставных лиц.

 В принципе тесная связь бизнеса и государственного аппарата может иметь как позитивное воздействие на национальную экономику (пример Японии и в меньшей степени — Южной Кореи), так и негативное (пример Индии, отчасти — Бразилии).

 Пример Японии и Южной Кореи говорит о возможности повышении эффективности национальной экономической политики путем тесного взаимодействия между предпринимателями и чиновниками на основе высокого профессионализма, большого чувства ответственности у обеих групп, а также исторически сложившихся тесных связей между ними. Пример Индии и Бразилии свидетельствует об обратном - о снижении эффективности экономической политики из-за переплетения предпринимателей и чиновников на основе их коррумпированности, в результате чего доходы национального бизнеса во многом зависят не от наличия предпринимательских способностей, а от близости к государственному аппарату. Подобное хозяйственное поведение называют «рентоориентированным», т.е. нацеленным на получение ренты от своих личных связей, а не обычной, классической предпринимательской прибыли. Как писал известный американский специалист по вопросам управления Питер Друкер, «опыт Японии учит нас одному: необходимо поддерживать самые тесные отношения между правительством и бизнесом. Но это возможно лишь в одном случае, если и правительство, и бизнес высокоразвиты и достаточно компетентны. В противном случае — как можно убедиться на примере Индии и Бразилии — эти отношения сведутся к панибратству и коррупции вместо выработки и проведения правильной политики и достижения успехов в развитии. Другими словами, урок Японии больше пригоден для развитых, чем для развивающихся стран»1.

 Еще более опасной чертой российского предпринимательства является его сильная криминализация и принадлежность целых секторов экономики к теневой экономике2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава 2. Предпринимательство в условиях глобализации хозяйственной деятельности

 2.1. Рост значения предпринимательского ресурса в условиях глобализации

 В современных  условиях глобализации и либерализации  хозяйственной деятельности, когда даже малым и средним предпринимателям становятся доступны трудовые, природные, капитальные и интеллектуальные ресурсы далеких от них государств и тем более их товары и рынки сбыта, еще большее значение приобретает предпринимательский ресурс. Это объясняется следующим:

 1) по мере большей доступности экономических ресурсов разных стран мира в хозяйственной жизни возрастает значение не природных ресурсов и капитала, а трудовых ресурсов (точнее, квалифицированных трудовых ресурсов) и особенно знаний и предпринимательского ресурса. Это происходит из-за того, что в современных условиях именно эти ресурсы дают наибольшую отдачу от вложенных в них средств;

 2) даже компании, не связанные с внешним рынком, испытывают все большее давление со стороны иностранных конкурентов на внутреннем рынке, и, чтобы ее выдержать, им нужно постоянно повышать уровень менеджмента, т.е. более эффективно использовать свой предпринимательский потенциал.

 В результате «в качестве решающего фактора производства теперь выступает менеджмент. Именно менеджмент определяет теперь позицию, занимаемую той или иной страной в конкуренции»3. Особо важен предпринимательский ресурс фирмам, постоянно и активно действующим на внешних рынках (ТНК). Согласно модели монополистических преимуществ ТНК и вобравшей ее как составную часть эклектической модели Даннинга4, у транснациональной корпорации должны быть преимущества перед местными конкурентами Одним из таких преимуществ может быть большой предпринимательский потенциал ТНК, базирующийся на знании и опыте работы в условиях жесткой конкуренции.

 2.2 Роль предпринимательства в теории конкурентных преимуществ

 Американский  экономист Майкл Портер в своей  книге «Международная конкуренция», объясняя разную конкурентоспособность различных отраслей и подотраслей той или иной страны на мировом рынке, приходит к следующему выводу: высокого уровня международной конкурентоспособности достигают в стране часто те отрасли, где есть возможность применить в организации и управлении фирм те национальные особенности страны, которые повышают их конкурентоспособность. В Италии, стране с сильными семейными связями и огромным культурным наследием, это отрасли с преобладанием мелкого, нестандартного и требующего художественного вкуса производства. В Германии, с ее высокой дисциплиной и отличным инженерным образованием, это высокотехнологичные отрасли с иерархически организованными фирмами и высокой дисциплиной производства. В Японии высококонкурентоспособны те отрасли, где требуется высокая кооперация между всеми работниками, т.е. отвечающие такой яркой черте японского национального характера, как сплоченность.

Информация о работе Предпринимательские ресурсы мира