Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 02:36, реферат
Уровень развития предпринимательства является важным показателем эффективности проводимых в стране экономических реформ. Несмотря на то, что в Российской Федерации в настоящее время наблюдается экономический рост, и имеются значительные предпосылки (природные, материальные, трудовые и иные ресурсы) для осуществления предпринимательской деятельности, последняя развивается неравномерно, низкими по сравнению с развитыми странами темпами. Предпринимательская активность преимущественно сконцентрирована в крупных городах, таких, как Москва, Санкт-Петербург, и вокруг них.
Введение……………………………………
1. Понятие и сущность предпринимательской среды
2. Экономическая свобода – ведущий элемент
предпринимательской среды
3. Внешняя предпринимательская среда
4. Рынок – среда существования предпринимателей
5. Внутренняя предпринимательская среда
Заключение………………………
Список литературы………………………………
Экономический порядок характеризуется разделением в определенной форме между государством и отдельными лицами, между различными государственными учреждениями и отдельными личностями прав принятия экономических решений – особенно прав распоряжения производственными факторами, прав принятия решения относительно производства (т. е. что, в каком количестве и какого качества, где и как должно осуществляться) и прав принятия решения относительно удовлетворения потребностей1.
По мнению X. Ламперта, экономический порядок представляет собой компонент целостного жизненного порядка общества (включающий политический, государственный и правовой), неразрывно с ним связанный (реализованный). Его составляющими являются совокупность институтов и норм, связанных с экономическими организациями и типами экономического поведения (не все из которых имеют экономическую природу) и регулирующих отношения между элементами народного хозяйства (домашними хозяйствами, предприятиями, государственными и экономическо-политическими инстанциями и иностранными экономическими единицами). Задачами экономического порядка являются создание и обеспечение способности экономики к функционированию, оптимальное управление экономическим процессом в рамках системы внеэкономических и экономических целей общества, а также способствование достижению общественно-политических целей.
В России, по мере формирования нового экономического порядка, хозяйствующие субъекты, с одной стороны, получают все больше экономических свобод, так как в процессе экономических реформ (особенно приватизации) удельный вес предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности, в 1999 г. составил 5,1%, в муниципальной – 6,3%; а в частной собственности – 74,0%, остальные предприятия находятся в прочих формах собственности. Таким образом, в российской экономике по удельному весу доминируют предприятия и организации, находящиеся в частной собственности, владельцы которых имеют право свободно, в соответствии с самостоятельными решениями, распоряжаться результатами своей деятельности и пользоваться экономическими правами. Но, с другой стороны, в российской экономике налицо необходимость ужесточения государственного контроля и регулирования деятельности предприятий и организаций независимо от их форм собственности, поскольку многими хозяйствующими субъектами несвоевременно выплачиваются налоги, нарушаются положения договоров, увеличивается число неплатежеспособных предприятий.
Как указывалось выше, основным законом страны гарантируется свобода экономической деятельности субъектов предпринимательства, за исключением незаконного предпринимательства, лжепредпринимательства, незаконной банковской деятельности.
Важнейшие условия защиты экономической свободы и развития предпринимательства установлены в ст. 1 ГК РФ, в которой сформулированы важнейшие условия и принципы, гарантирующие экономическую свободу субъектам предпринимательства:
Следовательно, пределы экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности устанавливаются гражданским законодательством, регулирующим все виды и сферы предпринимательской деятельности. И, как видно из вышеизложенного, пределы экономической свободы предпринимателей, их права, а также обязанности и ответственность устанавливаются федеральным законодательством: гражданским, административным, уголовным и др. Важное значение имеет законодательство субъектов РФ, регулирующих ведение предпринимательства на территориях соответствующих регионов РФ.
Таким образом, самостоятельность и экономическая свобода в предпринимательстве означают: самостоятельность индивидуумов в организации собственного дела в любой экономической сфере, кроме запрещенной законом; свободный выбор предмета деятельности и вида бизнеса; наличие у предпринимателей определенной совокупности прав и гарантий, позволяющей им организовывать и развивать свой бизнес, использовать его результаты по своему усмотрению в соответствии с учредительными документами и нормативными актами.
Самостоятельность
и экономическая
свобода субъектов
предпринимательской
деятельности не означают
их своеволия, поэтому законодательством
устанавливаются меры государственного
регулирования предпринимательской деятельности
и ответственности предпринимателей за
нарушение соответствующих правовых актов,
что и экономически, и в правовом отношении
абсолютно оправданно. Вопрос лишь в том,
каковы пределы ограничения экономической
свободы, стабильности действия законодательных
актов. Главным при установлении таких
пределов должен стать основополагающий
принцип: предпринимательство развивается
на основе самостоятельного принятия
его субъектами решений в рамках закона,
а государство не должно вмешиваться в
конкретную деловую жизнь предпринимателей.
3. Внешняя
предпринимательская
среда
Состояние
внешней предпринимательской
Внешняя
предпринимательская среда
Приведем краткую характеристику отдельных подсистем, в совокупности составляющих интегрированную внешнюю предпринимательскую среду. Так, существенное значение для развития в стране предпринимательства имеют позитивное экономическое положение, характеризующееся формированием условий для становления конкурентного рынка как среды существования предпринимателей, а также поступательное осуществление экономических реформ, обеспечивающих возможность доступа предпринимателей ко всем видам ресурсов (кроме запрещенных законом), необходимых для развития их деятельности. На развитие предпринимательства положительно (или отрицательно) влияют следующие экономические инструменты:
Успешному
развитию предпринимательства
В
России для становления
Несомненно, что для развития предпринимательства требуются стабильность политической обстановки в стране и в отдельных регионах, согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех отраслей экономики и повышение благосостояния общества. Важно, чтобы в России наконец-то всем обществом была безоговорочно поддержана идея о том, что в стране формируется социально-ориентированная экономика и что экономическим реформам нет альтернативы.
Развитие предпринимательства возможно только при создании адекватной перспективному развитию страны правовой среды, не декларирующей, а четко устанавливающей права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательской или иной законной экономической деятельностью, защищающей цивилизованных предпринимателей от противоправных действий государственных (муниципальных) органов, должностных лиц, криминальных структур. Необходимо четкое установление ответственности предпринимателей за нарушение законодательных и нормативных актов, регламентирующих хозяйственную (предпринимательскую) деятельность. В стране должен «править бал» его Величество закон, а не чиновники, пусть даже очень высокого ранга, не олигархи, не рэкетиры и не криминальные элементы. Если это положение станет правилом, а не исключением, то можно с уверенностью сказать, что предпринимательство в России будет развиваться поступательно.
За последние годы (1995 – 2000 гг.) приняты и начинают положительно влиять на формирование предпринимательского слоя такие важнейшие федеральные законы, как Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2), Арбитражный и Арбитражно-процессуальный кодексы РФ, Уголовный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ (ч. 1 и 2), федеральные законы об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о народных предприятиях, о производственных кооперативах, Налоговый кодекс РФ (ч. 1 и 2) о налоговой системе, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (в новой редакции), о банках и банковской системе, о рынке ценных бумаг, о внешнеторговой деятельности, о мерах по государственной поддержке малого предпринимательства и др. Однако многие правовые акты декларативны, не имеют прямого воздействия на развитие предпринимательства. Главный же недостаток большинства правовых актов – они не исполняются. Другим существенным недостатком является изобилие подзаконных актов (инструкций, положений, указаний), фактически тормозящих развитие предпринимательства.
В связи с вышеизложенным, на нынешнем этапе развития экономики большое значение, на наш взгляд, имеют усиление регулирующей роли государства в процессе становления цивилизованного предпринимательства, защита законных интересов предпринимателей, обеспечение им гарантий как гражданам и организациям.
Как уже отмечалось, особая роль в регулировании предпринимательской деятельности принадлежит федеральным законам, многие из которых осуществляют не только косвенное, но и прямое регулирование. Важная роль в регулировании и поддержке предпринимательства принадлежит таким высшим государственным органам, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, а также Конституционный, Арбитражный и Верховный суды РФ, Генеральная прокуратура РФ и ее органы в субъектах РФ, другие правоохранительные органы, а также федеральные органы по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, финансов, экономике, юстиции и другим. Определенная роль в регулировании и поддержке предпринимательства принадлежит представительной и исполнительной властям субъектов РФ, о чем, в частности, свидетельствует опыт поддержки и развития малого предпринимательства в Москве, Московской области и других регионах.