Предпринимательская деятельность в театре

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение взаимодействия коммерческой и творческой деятельности учреждений культуры.
Задачами данной работы являются:
Описать особенности коммерческой деятельности учреждений СКС;
Выявить влияние коммерческой деятельности на творческую деятельность учреждений культуры;
Провести анализ взаимодействия коммерческой и творческой деятельности на примере театра.

Работа содержит 1 файл

Курсовая на тему предпринимательство в сфере театрального искусства.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

 

Кроме того, предпринимательство  бывает крупным, средним и малым. Малое предпринимательство выступает  как динамичная форма хозяйствования, для которой характерны гибкость и способность чутко реагировать  на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируются, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса.

Итак, мы рассмотрели  сущность предпринимательства, его  основные виды и формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

 

Сегодня практически  все учреждения социально-культурной сферы оказывают определенные услуги за плату. Традиционно выделяют следующие группы образовательных, информационных и культурных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю за Плату:

  • платные занятия в студиях, классах, кружках, секциях, коллективах художественной самодеятельности, технического творчества, физической культуры;
  • лекции и консультации, тематические праздники, представления, вечера отдыха и танцев, дискотеки концерты и спектакли, экскурсии, восстановительные и оздоровительные процедуры, выставки-продажи;
  • услуги обслуживающего плана: настройка и прокат инструментов, инвентаря, реквизита, снаряжения, оборудования и аппаратуры;
  • кино-, фото- и видео-обслуживание, пользование аттракционами, игровыми автоматами, тирами, тренажерами, мастерскими;
  • услуги по информационному обслуживанию: фото- и ксерокопирование, микрофильмирование материалов и документов из библиотечных, музейных и других фондов, услуги Интернета.

Как представляется, в  настоящее время величина доходов  от платных форм культурной деятельности зависит от следующих факторов:

  • социально- культурной значимости услуг;
  • степени их востребованности конкретными потребителями;
  • ценовой политики, предусматривающей приоритет коммерческих или некоммерческих видов деятельности;
  • уровня профессионализма менеджеров;
  • общей экономической ситуации в стране и, как следствие, от уровня платежеспособности населения. Высокий спрос на определенные услуги учреждений культуры позволяет им устанавливать высокие цены и не только компенсировать понесенные при этом затраты, но и получать значимую прибыль. Например, в настоящее время устойчивым спросом пользуются услуги, имеющие для потребителя возможный экономический результат (казино, тотализаторы, игровые автоматы, лотереи) и услуги развлекательного характера (шоу-программы, ночные дискотеки, стриптиз-шоу и пр.).

Любые платные формы  социально-культурной деятельности культурно-просветительных учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью расходуется на их развитие и совершенствование.

Для некоммерческих организаций  определяющим при формировании цены является социальная политика обеспечения доступности широких слоев населения к культурным благам. В то же время, как показало исследование деятельности учреждений культуры и искусства, инфляционные процессы и рост текущих издержек побуждают некоммерческие организации культуры повышать цены на услуги, несмотря на снижающийся спрос.

Большая часть средств, получаемых от платных услуг, идет на покрытие расходов, связанных с их оказанием. Любые платные услуги вводят определенные ограничения на доступ к ним населения. Именно поэтому платные услуги, с точки зрения перспективы финансирования учреждений культуры, не будут играть в этом процессе главной роли.

Расширение сферы платных  услуг учреждениями культуры имеет  своей целью наиболее полное удовлетворение интересов и увлечений, формирование и развитие творческих, технических, физических, организаторских способностей и дарований, воспитание высоких эстетических и моральных качеств, удовлетворение культурных и бытовых потребностей и запросов, организацию содержательного досуга.

Расширение платных  услуг, оказываемых населению, имеет  также своей целью укрепление материально-технической базы учреждении культуры, предоставление их руководителям  возможности больше проявлять деловую, хозяйственную предприимчивость, находчивость и инициативу, более глубоко изучать интересы и запросы населения, постоянно искать новые формы и методы связей и работы с массами, т е. быстрее решать вопросы перехода организационно-хозяйственного механизма учреждения культуры на рыночные отношения, улучшать качество работы во всех звеньях культурного и бытового обслуживания населения.

Работники учреждений культуры должны постоянно помнить и учитывать  то, что у различных категорий  населения имеются свои интересы и увлечения, что посетители будут пользоваться лишь теми услугами, которые соответствуют их вкусам, интересам увлечениям, в которых смогут найти новое, нужное, полезное, содержательное для удовлетворения своих потребностей. Только при соблюдении этих условий учреждения культуры станут местом подлинного общения, удовлетворения постоянно возрастающих культурных интересов и запросов.

Отсюда можно сделать  вывод, что несмотря на то что многие организации культуры в той или иной степени имеют возможность заработать средства, реализуя свой творческо-производственный продукт (услугу), нельзя отрицать необходимость удовлетворения потребностей большинства людей в культурных благах по ценам, доступным для всех социальных слоев населения.

К сожалению, бюджетные  средства, реально выделяемые учреждениям культуры, не обеспечивают даже их выживания. Из-за чего они вынуждены искать другие источники доходов. К другим доходам и поступлениям некоммерческих организаций, как правило, относят результаты предпринимательской деятельности. К предпринимательской деятельности относятся:

  • реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества для целей, не связанных с культурной деятельностью;
  • торговля покупными товарами и оборудованием;
  • оказание посреднических услуг;
  • долевое участие в создании коммерческих предприятий;
  • приобретение акций, облигаций, ценных бумаг и получение доходов по ним;
  • осуществление приносящих доход и не предусмотренных Уставом операций, работ, услуг.

Снижение посещаемости должно побуждать учреждения культуры и искусства к поиску дополнительных источников доходов за счет развития предпринимательской деятельности. Однако тенденция снижения доли собственных доходов в структуре их финансовых ресурсов об этом не свидетельствует.

Таким образом, можно  выделить следующие тенденции формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций:

• увеличение поступлений в абсолютном выражении и снижение доли расходов на культуру и искусство в структуре расходов бюджетов на социально-культурные мероприятия как на федеральном, так и на региональных уровнях;

  • изменение соотношения долей расходов на культуру и искусство, выделяемых федеральным бюджетом и бюджетами регионов в сторону последних;
  • увеличение собственных доходов от оказания платных услуг населению не столько за счет привлечения посетителей, сколько за счет повышения цен на билеты, при этом доля собственных доходов в структуре финансовых ресурсов уменьшается;
  • поскольку в официальной статистике отсутствуют данные о доле спонсорской и меценатской помощи, банковских кредитах и предпринимательской деятельности в структуре доходов государственных организаций культуры и искусства, можно лишь предположить, что существенной роли они пока не играют.

Для коммерческих организаций  источником финансовых ресурсов является только собственные средства, полученные в результате их деятельности.

Анализ основных тенденций  в формировании ресурсов государственных  учреждений культуры и искусства  на позволил так же сделать вывод: в условиях экономической нестабильности, снижения уровня доходов основной массы населения, снижения посещаемости большинства учреждений культуры и искусства бюджетные ассигнования по-прежнему являются одним из значимых источников формирования их финансовых ресурсов.

Помимо традиционных платных культурных услуг, это могут  быть и банковский депозит, и сдача помещений в аренду и пр. Однако пассивное отношение, например, к сдаче помещений в аренду («лишь бы сдать кому угодно») имеет печальные последствия. Различные разбирательства, суды с арендаторами доставили многим учреждениям культуры множество неприятностей, несоизмеримых с размерами арендной платы. «Лопнувшие» фирмы, криминализированные структуры, сеансы массового «исцеления» сильно подорвали авторитет учреждений культуры и их руководителей. Более эффективна «активная» аренда, использование потенциала учреждений культуры для PR-деятельности, участие в стимулировании продаж, рекламных акциях и т. п., о чем уже говорилось ранее.

Поэтому следует наращивать дополнительную активную коммерческую деятельность. Например, мало что мешает создать банк культуры — обыкновенный, в принципе, банк, с той лишь разницей, что он будет иметь льготную тарифную ставку, разница которой, например, со средневзвешенной ставкой может идти на нужды поддержки и развития сферы культуры, в том числе и через Фонд развития культуры и искусства. Чрезвычайно перспективным представляется и развитие страховой деятельности в сфере культуры — в отличие от зарубежной практики, в РБ практически отсутствует страхование деятельности в сфере культуры. Представляется очевидным, что активность в инициировании и стимулировании страховой деятельности — дело органов государственного управления сферой, так как часть доходов от страхования также может направляться на нужды культуры.

Уже из приведенного перечня  возможных источников финансирования деятельности учреждений культуры возникают несколько очевидных вопросов, важных для практического менеджмента в сфере культуры. Во-первых, это определение соотношения между бюджетным и внебюджетным финансированием. Иначе говоря, что может обеспечиваться на коммерческой основе, а что — только на основе бюджетного финансирования. Значит, во-вторых, это определение приоритетов для бюджетного финансирования: кому и что должно быть гарантировано в сфере культуры государством. В-третьих, каким образом могут быть привлечены и аккумулированы («сшиты») средства из различных источников.

Существует еще один способ – самофинансирование, получивший распространение в условиях современных  рыночных отношений и также направленный на удовлетворение культурно- досуговых потребностей клиентов, пользующихся услугами. В обиходе учреждений культуры это обычный коммерческий обмен (деньги-товар, услуги-деньги) либо некоммерческий (благотворительный). Разумеется, деление на коммерческий и некоммерческий сектор условно, поскольку различные по направленности жанровые формы культурно-досуговых занятий и услуг характеризуются различными уровнями коммерциализации. Так, в структуре ежегодного денежного оборота на рынке альтернативных услуг в сфере культуры большую часть составляет оборот от видео обслуживания, дискотек, игорного и шоу-бизнеса, эстрады и т.п., в то же время сокращается посещаемость театров, кинотеатров, концертных залов. Тем не менее строгой привязки каждого объекта культуры к коммерческому или некоммерческому сектору не существует. Многие традиционно бюджетные государственные учреждения культуры и искусства – клубы и Дома культуры, библиотеки, парки, музеи, театры, цирки и другие – в поисках дополнительных средств используют как коммерческие, так и полукоммерческие проекты.

Таким образом, значительный объем культурно-досуговых услуг  формируется за счет предпринимательской  активности организаций культуры и  досуга. Чем более деятельность конкретной организации досуга носит коммерческий характер, тем в меньшей степени ее персонал рассчитывает на финансовую помощь извне, но большей ориентируется на потребительский спрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СУЩНОСТЬ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ И  ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕРЕЖДЕНИЯХ 

3.1 Теоретические аспекты взаимодействия коммерческой и творческой деятельности в учреждениях СКС

 

Коммерческая и творческая деятельность учреждений СКС между  собой взаимосвязаны, так как  творческая деятельность учреждения СКС  зависит от умения введения коммерческой деятельности, так как деятельность предприятия культуры в условиях рынка направлена на:

  • производство художественного продукта для удовлетворения соответствующих потребностей индивидуумов, отдельных групп населения и общества в целом;
  • всемерное расширение реальной аудитории различных видов культуры и искусства и освоение свободного времени культурным обслуживанием населения;
  • обеспечение представительства всех возрастных групп и социальных слоев общества в аудитории различных видов художественного продукта сферы культуры;
  • сохранение и развитие национальных культурных традиций народов РБ, взаимообогащение национальных культур;
  • создание и распространение высокохудожественных ценностей, имеющих нравственное значение и отвечающих задачам собственного развития культуры и искусства.

Информация о работе Предпринимательская деятельность в театре