Правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 04:23, реферат

Описание работы

Функцию правового регулирования предпринимательской деятельности выполняют нормы самых различных отраслей права: конституционного, международного, гражданского, административного, трудового, финансового, экологического, земельного и др. Совокупность таких норм, имеющих отношение к регулированию предпринимательства, часто объединяют под общим названием «предпринимательское право» (хозяйственное право).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ…………..4
2 Правовая сущность и статус индивидуального предпринимателя……………..7
3 Государственная регистрация и лицензирование……………………………...12
Заключение………………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат по гражданскому праву.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

     В других случаях запрет на занятие  предпринимательской деятельностью  выступает результатом наказания. В частности Уголовным кодексом Российской Федерации определено, что  незаконное предпринимательство в сфере торговли наказывается наряду с лишением свободы или штрафом еще и лишением права заниматься предпринимательской деятельностью в торговле на срок до пяти лет.

     Помимо вышеуказанных требований занятие определенными видами предпринимательской деятельностью требует наличия определенных профессиональных навыков и профессиональной  подготовки. Некоторые законы и иные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления той или иной  деятельности, содержат квалификационные требования, предъявляемые к гражданам, желающим заниматься такой деятельностью. Например, в соответствии с Законом Российской Федерации “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”, частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность. Это означает, что индивидуальный предприниматель вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом. Вместе с тем отдельными видами деятельности, перечень которых должен быть определен законом, он может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

     Итак, при соблюдении всех установленных  требований гражданин приобретает  статус индивидуального предпринимателя  с момента государственной регистрации гражданина в данном качестве. Документом, удостоверяющим статус гражданина-предпринимателя, является бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрируется как предприятие. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещается.

     К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, актов Президента РФ и Правительства РФ или существа правоотношения.

     Следовательно, правовой статус индивидуального предпринимателя  приобретает дееспособный и правоспособный гражданин после государственной  регистрации и наделяется в соответствии с ним правами и обязанностями субъекта предпринимательства. Однако законодательство устанавливает так же, что некоторые категории граждан лишены права заниматься предпринимательской деятельностью в силу их общественного положения или наказания. Государственная регистрация субъектов является одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности. 
 
 

     3 Государственная  регистрация и  лицензирование 
 

     Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности является процедурой, необходимой для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля  за законностью создания, реорганизации и ликвидации предприятии, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении.

     Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей устанавливает Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон «О государственной регистрации»).

     Этот  закон регулирует отношения, возникающие  в связи с государственной  регистрацией юридических лиц при  их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в их учредительные  документы, в связи с государственной  регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров – Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

     В соответствии с Законом «О государственной  регистрации», государственная регистрация  физического лица изъявившего желание  заниматься предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица в России осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

     Как указано в Постановлении Правительства РФ от 17 мая 2002 г. №319, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, с 1 января 2004 г. – государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.

     Однако  следует отметить, что после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506?Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе”, упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а её правопреемниками в установленной сфере деятельности являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы.

     Из  этого можно сделать вывод, что  на данный момент органом, осуществляющим государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, является Федеральная налоговая  служба и её территориальные органы.

     До  подачи заявления на регистрацию, гражданин  должен уплатить государственную пошлину (регистрационный сбор), величина которой  установлена частью второй Налогового кодекса РФ в статье 333.33. Категории  плательщиков, освобождаемых от уплаты этого сбора или имеющих по нему льготу, определены в статье 333.35 НК РФ. Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, наделенные полномочиями принимать платежи от населения в доход бюджета.

     В некоторых случаях возможен возврат  государственной пошлины, в соответствии со статьёй 333.40 НК РФ к ним относятся:

     уплаты  государственной пошлины в большем  размере;

     отказ лица, уплатившего государственную  пошлину, от совершения юридически значимого  действия до обращения в уполномоченный орган;

     Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной суммы. Возврат суммы излишне уплаченной государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата. Государственная пошлина не подлежит возврату в случае отказа в государственной регистрации.

     В соответствии со ст. 22.1 Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вместе с квитанцией об уплате регистрационного сбора гражданин должен представить в регистрирующий орган следующие документы:

     1. подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

     2. копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);

     3. копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);

     4. копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);

     5. копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

     6. копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

     7. подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

     8. нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним).

     Документы представляются в регистрирующий орган лично, либо направляются в регистрирующий орган ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. Верность копий документов, предоставляемых при указанной государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, когда заявитель представляет их в регистрирующий орган непосредственно и одновременно с документом в подлиннике, который возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом предусмотренной Федеральным Законом расписки о принятии документов. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в срок не более чем на пять рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган.

     При положительном рассмотрении заявления выносится решение о государственной регистрации, что является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение такой записи.

     Не  позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи.

     В соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” отказ в государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя допускается в случае:

     Непредставление определенных Федеральным Законом  необходимых для государственной  регистрации документов;

     Представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

     Внесения  изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с  переменой им места жительства ( п.4 ст.22.1Федерального закона).

     Решение регистрирующего органа об отказе в  государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на указанные нарушения. При этом решение об отказе должно быть  принято в срок не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о его вручении.

     Выбирая направление своей деятельности, будущий предприниматель должен помнить, что согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” некоторые виды деятельности, осуществляемые на территории РФ предприятиями, организациями, учреждениями, а также физическими лицами, ведущими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подлежат лицензированию.

Информация о работе Правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ