Правовое регулирование оценочной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Профессиональная оценка помогает решать важные задачи: более обоснованно совершать сделки купли-продажи и аренды с недвижимым имуществом, брать кредит под залог имущества. Оценка необходима и в случае страхования имущества, так как требуется определить страховую стоимость этого имущества или оспорить сумму, в которую страховая компания оценила ущерб. В случае раздела имущества при разводе, при составлении брачных контрактов, также бывает необходимо привлечение оценщика для определения стоимости имущества.

Содержание

1. Введение 3-4
2. Понятие оценочной деятельности. Субъекты оценочной деятельности. Объекты оценки. 4-7
3. Источники правового регулирования оценочной деятельности. 7-16
4. Основания для осуществления оценочной деятельности. Принципы осуществления оценочной деятельности. 16-17
5. Заключение. 18
6. Список литературы 19-20

Работа содержит 1 файл

коммерческое право .docx

— 39.50 Кб (Скачать)

       План: 

       Правовое  регулирование оценочной  деятельности 

  1. Введение 3-4
  2. Понятие оценочной деятельности. Субъекты оценочной деятельности. Объекты оценки. 4-7
  3. Источники правового регулирования оценочной деятельности. 7-16
  4. Основания для осуществления оценочной деятельности.  Принципы осуществления оценочной деятельности. 16-17
  5. Заключение. 18
  6. Список литературы 19-20
 

 

 

       Введение

       Оценочная деятельность как объект правового  регулирования представляет с одной  стороны услугу оценщиков – независимых  экспертов по определению рыночной стоимости, с другой стороны –  юридическим фактом, устанавливающим  стоимость объекта оценки для  определенных в договоре об оценке (или иного основания проведения оценки) цели (целях). Поэтому оценка, проведенная в соответствии с  законодательством РФ может повлечь  за собой определенные правовые последствия.

       С развитием в России рыночных отношений  категория стоимости имущества  из объекта планового регулирования  переросла в рыночную категорию. Стоимость имущества определяет намного большее число факторов, по сравнению с плановой экономикой. Определение стоимости, в экономике, где основным фактором цены товара является соотношение спроса и предложения, представляет сложный процесс, осуществление  которого требует серьезного экспертного  исследования.

       Экспертное  установление стоимости имущества  необходимо во многих ситуациях делового оборота, а отчет о стоимости, составленный экспертом оценщиком  должен иметь доказательственное значение. В целях упорядочивания деятельности экспертов-оценщиков, а также в  целях установления их правового  статуса Российская Федерация установила ряд законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих оценочную деятельность. Если широко определить понятие оценочной  деятельности, то оценка представляет собой суждение кого-либо обладающего  специальными знаниями об объекте окружающей действительности.

       Профессиональная  оценка помогает решать важные задачи: более обоснованно совершать  сделки купли-продажи и аренды с  недвижимым имуществом, брать кредит под залог имущества. Оценка необходима и в случае страхования имущества, так как требуется определить страховую стоимость этого имущества  или оспорить сумму, в которую  страховая компания оценила ущерб. В случае раздела имущества при разводе, при составлении брачных контрактов, также бывает необходимо привлечение оценщика для определения стоимости имущества. 
 

       Понятие оценочной деятельности. Субъекты оценочной  деятельности. Объекты  оценки.

       Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

       Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

  • одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
  • стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
  • объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
  • цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
  • платеж за объект оценки выражен в денежной форме.1
 

       Исходя  из логики законодательства об оценке, деятельность, направленная на установление рыночной стоимости, осуществляемая не субъектами оценки, не подпадает под  регулирование законодательства об оценочной деятельности. Отчет, составленный не оценщиками, не может иметь доказательственного  значения и такая стоимость не является рекомендуемой для совершения сделок с имуществом. Однако, оценка, не соответствующая требованиям  законодательства не запрещена законом. На практике инвестиционные, аналитические  компании, другие юридические и физические лица, государственные органы определяют и анализируют стоимость отдельных  видов имущества. Даже на бытовом  уровне мы часто анализируем стоимость  различных товаров, услуг, объектов недвижимости и прочее. Однако, суждение о стоимости, не подпадающие под  сферу правового регулирования  законодательства об оценке, не может  являться независимым экспертным заключением  о стоимости объекта оценки, и  не имеет законного доказательственного  значения. Таким образом, одним из существенных условий признания  доказательственной силы суждения о  стоимости является осуществление  этой деятельности субъектами оценочной  деятельности в соответствии с законодательством.2

       Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». 3

       Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом.

    К субъектам оценочной  деятельности можно  отнести:

  • органы исполнительной власти Российской Федерации (РФ), субъектов Федерации, муниципальных образований;
  • оценщиков — индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, профессиональные объединения оценщиков;
  • заказчиков оценщиков — юридических и физических лиц, по инициативе которых на основании заключенного между ними и оценщиком в письменной форме договора проводится оценка того или иного объекта;
  • потребителей оценочных услуг — юридических или физических лиц органов исполнительной власти, использующих информацию, содержащуюся в отчете об оценке.

       К объектам оценки относятся:

  • отдельные материальные объекты (вещи);
  • совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
  • право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
  • права требования, обязательства (долги);
  • работы, услуги, информация;
  • иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
 

       В зависимости от объекта оценки, учитывая особенности методики и технологии, можно выделить несколько направлений  специализации или видов оценочных  работ, например: оценка станков, машин, оборудования, транспортных средств; оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности; оценка недвижимости и земли; оценка предприятия (бизнеса).4 

       Источники правового регулирования  оценочной деятельности.

       Оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»5, а также другими ФЗ и иными НПА РФ, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.

       Настоящий ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

       Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в РФ, состоит из названного закона, иных федеральных законов и нормативных  правовых актов РФ и ее субъектов, а также из международных договоров  РФ. Субъекты РФ регулируют оценочную  деятельность в соответствии с федеральным  законом.

       В законе «Об оценочной деятельности в РФ» дано определение оценочной деятельности. Под ней понимаются действия субъектов оценочной деятельности, направленные на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Рыночная стоимость определяется как наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

       Основанием  для проведения оценки является договор  между оценщиком и заказчиком. Если в договоре об оценке объекта  не определен конкретный вид стоимости, установлению подлежит именно рыночная стоимость данного объекта. Договор  заключается в письменной форме  и не требует нотариального удостоверения. Законом установлен ряд требований к оценщику, среди которых:

  • наличие у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности;
  • своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта;
  • неразглашение конфиденциальной информации, полученной от заказчика;
  • независимость оценщика, т. е. отсутствие у оценщика в отношении объекта оценки вещных прав или обязательств вне договора. Также оценщик не должен являться учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки;
  • наличие договора о страховании гражданской ответственности оценщика и др.

       Законом «Об оценочной деятельности в РФ» для РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц установлено безусловное право на проведение оценки любых принадлежащих им объектов независимо от установленного порядка статистического учета, бухгалтерского учета и отчетности. Проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям.

       Не  обязательно, но возможно проведение оценки и в других целях, например с целью  отражения в отчетности; купли-продажи, мены, иного отчуждения; проведения конкурсов, аукционов, торгов; аренды, доверительного управления, лизинга; залога; раздела, наследования, дарения; страхования; исчисления налогов, пошлин, сборов; выкупа, конфискации, изъятия; ликвидации; разрешения имущественных споров; передачи прав собственности; переуступки долговых обязательств; внесения имущества в  уставный капитал; определения доли имущественных прав; передачи в доверительное  управление; инвестиционного проектирования; коммерческой концессии; возмещения ущерба; хранения; составления брачного контракта  и др.

    Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Согласно статье 20.3. Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве (введена Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ) привлекаемые арбитражным управляющим в соответствии с настоящим Федеральным законом реестродержатель, аудиторская организация (аудитор), оценщик и организатор торгов не могут быть заинтересованными лицами по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам. А так же статья 20.7. Расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (введена Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ) за счет средств должника в размере фактических затрат осуществляется оплата расходов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе расходов на оплату услуг оценщика (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 429-ФЗ).6

       Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ определяет порядок привлечения независимого оценщика для оценки вклада в уставный капитал общества в случае, если его номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости), оплачиваемая неденежным вкладом. Номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму оценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком. В случае внесения в уставный капитал общества неденежных вкладов участники общества и независимый оценщик в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов.7

Информация о работе Правовое регулирование оценочной деятельности