Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 16:58, реферат

Описание работы

Государство должно поддерживать такую конкуренцию, которая в конечном счете соответствовала бы достижению общественных (социальных) целей, балансу интересов предпринимателей и потребителей, цивилизованному развитию производства, торговли, научно-технического прогресса и т.п., а не варварскую борьбу всех против всех по так называемым законам джунглей с целью скорейшего получения прибыли "любой ценой". Следовательно, государство должно обеспечивать поддержку именно добросовестной (правомерной) конкуренции между субъектами предпринимательства, предоставив предпринимателям право осуществлять конкурентные действия и установив необходимые ограничения (пределы) осуществления данного права.

Содержание

Понятие конкуренции. Правовое регулирование конкуренции 2
Основные понятия в сфере антимонопольного законодательства 16
Правовые формы ограничения монополистической деятельности 18
Государственное регулирование монополистической деятельности 21
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Министерство образования5 и науки РФ.docx

— 51.21 Кб (Скачать)

Следует учитывать, что указанная  правовая возможность предпринимателя  была предусмотрена еще Законом  РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности". В соответствии со ст.20 этого Закона в РСФСР гарантировалось равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий, независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм, а также свободный выбор предпринимателем сферы деятельности предприятия в пределах, установленных законодательством РСФСР и заключенными договорами.

Для привлечения потребительского спроса субъекты предпринимательства  вправе совершать другие (ценовые  и неценовые) конкурентные действия, о которых уже ранее упоминалось: снижение цен, занятие более удобного месторасположения, использование  оригинальной упаковки, товарных знаков, рекламы и многие другие.

Осуществление конкурентных действий объективно связано с причинением  определенных "помех" другим субъектам  предпринимательства (конкурентам), и  такое причинение "помех" зачастую нельзя назвать противоправным, на что указывалось и в научной  литературе. Так, еще Г.Ф. Шершеневич отмечал, что "открытие торгового заведения рядом или против прежнего магазина способно подорвать торговлю последнего; но какой бы вред ни наносила такая конкуренция, она составляет только осуществление права". Р. Саватье особо упоминает в перечне прав, существующих во Франции, право "причинять помехи другому лицу". К ним, в частности, относится "право конкурировать в любой области с другим лицом даже и таким способом, как переманивание клиентуры или захват более удобного места". В. Шретер писал: "Факт нарушения интересов конкурента сам по себе не дает еще права требовать судебной защиты. Ведь соревнование в торговле это постоянная борьба интересов, где торжество над конкурентом вплоть до его полного разорения явление обычное и, как это ни сурово, вполне законное".

 

В соответствии с п.2 ст.1 ГК РФ граждане и юридические лица осуществляют свои гражданские права своей  волей и в своем интересе. Основной интерес конкурирующего предпринимателя - получение прибыли в результате победы (приоритета) над другими  конкурентами путем привлечения  к себе (своим товарам, работам, услугам) покупательского (потребительского) спроса. Ради этого конкурирующий субъект  готов порой какое-то время нести  убытки от снижения цен на свои товары, производить существенные расходы  на внедрение новых технологий, дорогостоящую  рекламу, более удобное местонахождение  и т.д.

Возможность причинения "помех" вытекает из самой сущности права  на конкуренцию (как права на состязательные действия, объективно ведущие к победе одних субъектов предпринимательства  и поражению других). Поражение  же в конкурентной борьбе и как  следствие - уменьшение прибыли или  разорение (банкротство) субъекта предпринимательства  выступает в качестве разновидности  предпринимательских рисков.

Право на конкуренцию имеет  пределы своего осуществления. Управомоченное лицо само обязано не злоупотреблять своим правом на конкуренцию, т.е. не совершать действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, не осуществлять конкурентные действия исключительно с намерением причинить вред другим лицам (конкурентам, потребителям).

Правомочие требования состоит  в возможности конкурирующего субъекта предпринимательства требовать  от всех лиц (от других предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления и  их должностных лиц и т.д.), чтобы  они не нарушали принадлежащее ему  право осуществлять конкурентные действия (например, чтобы предприниматели  не осуществляли запрещенную законом  монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию и т.п.).

Правомочие на защиту субъект  предпринимательства вправе осуществить  посредством мер самозащиты своего права, а также применения к правонарушению мер государственно-принудительного  воздействия на основании норм гражданского, административного и уголовного законодательства (в основном, за осуществление  монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции). Ограничения  права субъекта предпринимательства  на конкуренцию могут вводиться  лишь на основании норм федеральных  законов для защиты общественных и государственных интересов (например, недопущение конкуренции для  предпринимателей в сферах государственных  и естественных монополий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия  в сфере антимонопольного законодательства

Основные понятия в  сфере антимонопольного законодательства определены статьей 4 Закона "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках":

  • товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена;
  • взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг с другом в процессе потребления (в том числе производственного);
  • товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, ибо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя их экономической возможности покупателей приобрести товар на соответствующей территории;
  • хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие организации и их объединения, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а так же индивидуальные предприниматели;
  • конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке;
  • недобросовестная конкуренция - любые направления на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации;
  • доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых клиентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.
  • руководитель субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта) - лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта);
  • монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;
  • естественная монополия (статья 3 Федеральный закон РФ "О естественных монополиях") - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектом естественной монополии, не могут быть заменены другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке на товар, производимый субъектом естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
  • субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
  • потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии;
  • монопольно высокая цена - цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара;
  • монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли им (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка;
  • приобретение акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ - покупка, а также получение иной возможности осуществления самостоятельно или через представителей воплощенных в этих акциях (долях) прав голоса на основании договоров доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или на основании иных сделок;
  • группа лиц - совокупность юридических или юридических и физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий:
  • между двумя или более лицами заключен договор, которым предоставлено право определять условие ведения предпринимательской деятельности одного или нескольких участников договора или иных лиц либо осуществлять санкции их исполнительного органа;
  • лицо имеет право назначения более 50% состава исполнительного органа и (или) Совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;
  • одни и те же физические лица представляют собой более 50% состава исполнительного органа и (или) Совета директоров (наблюдательного совета) двух и более юридических лиц.

 

Правовые формы  ограничения монополистической  деятельности

"Закон конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" устанавливает две формы монополистической  деятельности:

  1. . Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке;
  2. Соглашение (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

Ст. 5 Закона устанавливает, что: Запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего  доминирующее положение, которые имеют  либо могут иметь своим результатом  ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих  субъектов или физических лиц, в  том числе такие действия, как:

  • изъятие товаров из обращения, целью и результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
  • навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);
  • включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
  • согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
  • создание препятствий доступу на рынок (выходу на рынок) другим хозяйствующим субъектам;
  • нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
  • установление монопольно высоких (низких) цен; сокращения или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
  • необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Соглашения (согласованные  действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

Ст. 6 Закона устанавливает, что: запрещаются и в установленном  порядке признаются недействительными  полностью или частично достигнутые  в любой форме соглашения (согласованные  действия) конкурирующих хозяйствующих  субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения, направленные на:

  • установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
  • повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
  • раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
  • отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Также запрещаются и в  установленном порядке признаются недействительными полностью или  частично достигнутые в любой  форме соглашения (согласованные  действия) неконкурирующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его  поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные  действия) имеют либо могут иметь  своим результатом ограничение  конкуренции.

Кроме того, запрещается  объединениям коммерческих организаций (союзам или ассоциациям), хозяйственным  обществам и товариществам осуществление  координации предпринимательской  деятельности коммерческих организаций, которая имеет или может иметь  своим результатом ограничение  конкуренции.

Нарушение требований является основанием для ликвидации в судебном порядке объединения коммерческих организаций (союза или ассоциации), хозяйственного общества или товарищества, осуществляющего координацию предпринимательской  деятельности, по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции). 

 

Государственное регулирование монополистической  деятельности

Для развития товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической  деятельности, пресечения недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей существует Государственный комитет  РФ по антимонопольной политике и  поддержке новых экономических  структур (Антимонопольный комитет). В его составе имеется два  отдела: по развитию конкуренции и  по поддержке предпринимательства. Комитет образует свои территориальные  управления.

Антимонопольный комитет  входит в блок экономических министерств  и ведомств исполнительной власти, наряду с министерствами экономики, финансов, и госимущества. Однако, по логике вещей, он должен быть независимым, он ближе к Банку России.

Антимонопольный комитет, согласно Положению о нем, выполняет следующие  задачи в отношении хозяйствующих  субъектов и органов власти. Дает обязательные для исполнения предписания:

  • о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;
  • о расторжении (изменении) договоров, противоречащих Закону;
  • о восстановлении первоначального положения;
  • об отмене (изменении) принятых неправомерных актов;
  • о принудительном разделении.

Принимает решения о наложении  штрафов:

  • за нарушения антимонопольного законодательства;
  • за неисполнение предписаний Комитета.

Обращается в суд или  арбитраж с исками и заявлениями, участвовать при рассмотрении дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.

Направляет в органы прокуратуры  материалы о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных  с нарушением антимонопольного законодательства.

В отношении хозяйствующих  субъектов контролирует соблюдение антимонопольных требований при  создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующего субъекта; контролирует крупные продажи и покупки  акций, ведущие к доминирующему  положению хозяйствующего субъекта; представляет заключение о возможности  приватизации предприятий монополистов.

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Конституция РФ М., 2007

2. Мамаев А.М. Конкурентное право. Практический комментарий, Владимир, 2004

3. Паращук С.А. Конкуренция: от экономической многозначности к правовой определенности. Право на конкуренцию. Хозяйство и право, 1998

4. Паращук С.А. Предпосылки недобросовестной конкуренции. Предпринимательское право М., 2006

5. Трофимов В.Н. Применение антимонопольного законодательства. Сборник судебной практики с комментариями. М., 2006

6. Глазова Е. В.  Предпринимательское право  2006

7. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

 


Информация о работе Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности