Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 16:58, реферат

Описание работы

Государство должно поддерживать такую конкуренцию, которая в конечном счете соответствовала бы достижению общественных (социальных) целей, балансу интересов предпринимателей и потребителей, цивилизованному развитию производства, торговли, научно-технического прогресса и т.п., а не варварскую борьбу всех против всех по так называемым законам джунглей с целью скорейшего получения прибыли "любой ценой". Следовательно, государство должно обеспечивать поддержку именно добросовестной (правомерной) конкуренции между субъектами предпринимательства, предоставив предпринимателям право осуществлять конкурентные действия и установив необходимые ограничения (пределы) осуществления данного права.

Содержание

Понятие конкуренции. Правовое регулирование конкуренции 2
Основные понятия в сфере антимонопольного законодательства 16
Правовые формы ограничения монополистической деятельности 18
Государственное регулирование монополистической деятельности 21
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Министерство образования5 и науки РФ.docx

— 51.21 Кб (Скачать)

Финансовая организация - юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг, индивидуальный предприниматель, осуществляющий на основе соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг (ч.3 ст.3 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

Одним из необходимых условий  отнесения указанных лиц к  субъектам конкурентных отношений  является осуществление ими предпринимательской  деятельности.

Участники имущественного оборота, не являющиеся субъектами предпринимательства, не могут быть признаны конкурентами. В частности, к ним относятся  физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Не имеют права осуществлять конкурентные действия органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица.

Конкурентные действия могут  осуществляться между субъектами предпринимательства, являющимися потенциальными или  реальными поставщиками (производителями), изготовителями, исполнителями и  продавцами товаров, работ, услуг в  качестве одной из сторон соответствующих  договоров.

Понятия "реальные конкуренты" и "потенциальные конкуренты" .используются в нормативных актах о конкуренции и монополии. Однако определение понятия "реальный конкурент" в законодательстве не раскрывается.

К реальным конкурентам, как  правило, относятся субъекты предпринимательства, фактически состоящие в конкурентных отношениях со своими соперниками, обладающие имущественной, организационной и  юридической самостоятельностью. Это  может выражаться, в частности, в  совершении конкурентных действий по продаже однородных (или взаимозаменяемых) товаров (работ, услуг) на определенном рынке.

Потенциальными конкурентами являются:

1) субъекты предпринимательства,  которые имеют материально-техническую  базу, кадры, технологии для изготовления  данного товара, но по разным  причинам не реализуют эти  возможности;

2) субъекты предпринимательства,  которые изготовляют данный товар,  но не продают его на территории  исследуемого товарного рынка;

3) новые субъекты предпринимательства,  входящие на данный товарный  рынок (п.7.2 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке).

Субъектами конкуренции (а также монопольного положения  на рынке) выступают не только отдельные  субъекты предпринимательства, но и  группа лиц.

Группа лиц - совокупность юридических и физических лиц, которые в результате определенных законом способов контроля и влияния друг на друга рассматриваются как единый субъект рынка.

В норме ч.13 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках предусмотрены следующие способы контроля и влияния физических и юридических лиц друг на друга, свидетельствующие о существовании группы лиц:

1. Право одного или  нескольких лиц распоряжаться  более чем 50% от общего количества  голосов, приходящихся на голосующие  акции либо составляющие уставный  или складочный капитал (вклады, доли) одного юридического лица.

Такое право данные лица могут получить на основании соглашений (договоров купли-продажи, доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или иных сделок) и согласованных  действий. Закон упоминает о возможности  косвенного распоряжения голосами путем  фактического распоряжения ими через  третьих лиц, по отношению к которым  первое лицо обладает вышеперечисленным  правом или полномочием.

Право распоряжения голосами может также следовать из родственных  отношений, в частности, когда такими лицами являются супруги, родители, дети, братья, сестры. Группой лиц признается также ситуация, когда указанные  субъекты одновременно составляют более  50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица.

2. Право (возможность)  одного или нескольких лиц  определять решения, принимаемые  другими лицами (лицом), в том числе  определять условия ведения ими  (им) предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия  его (их) исполнительного органа. Такую возможность данные лица  могут получить на основании  соглашений или иными вышеуказанными  способами.

3. Право лица осуществлять  полномочия единоличного исполнительного  органа или назначать данный  орган и (или) более 50% состава  коллегиального исполнительного  органа юридического лица и  (или) по предложению лица избрано  более 50% состава Совета директоров  или иного коллегиального органа  управления юридического лица.

4. Право физического лица, исполняющего трудовые обязанности  в юридическом лице или во  входящих в одну группу лиц  юридических лицах, одновременно  являться единоличным исполнительным  органом другого юридического  лица, а также если физические лица, исполняющие трудовые обязанности в юридическом лице или во входящих в одну группу лиц юридических лицах, составляют более чем 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица.

5. Факт, когда одни и те же физические лица и их родственники и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц, или по предложению одних и те же юридических лиц избрано более 50% состава Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц.

6. Факт участия юридических  лиц в составе одной финансово-промышленной  группы.

Закон распространяет нормы, касающиеся группы лиц, на каждое входящее в указанную группу лицо. Необходимым  условием для квалификации антимонопольными органами группы лиц в качестве одного субъекта является условие отсутствия у субъектов предпринимательства, входящих в группу, реальной (фактической) самостоятельности для того, чтобы  принимать независимые решения  по определению поведения на рынке.

Российское законодательство о конкуренции и монополии  содержит также понятие "аффилированные лица", которое необходимо соотнести  с понятием "группа лиц".

Аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные  оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ч.14 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках). Выделяются аффилированные лица юридического и физического лица.

Аффилированными лицами юридического лица являются:

1) член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного  коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного  органа, а также лицо, осуществляющее  полномочия его единоличного  исполнительного органа;

2) лица, принадлежащие к  той группе лиц, к которой  принадлежит данное юридическое  лицо;

3) лица, которые имеют  право распоряжаться более чем  20% общего количества голосов,  приходящихся на голосующие акции  либо составляющие уставный или  складочный капитал (вклады, доли) данного юридического лица;

4) юридическое лицо, в  котором данное юридическое лицо  имеет право распоряжаться более  чем 20% общего количества голосов,  приходящихся на голосующие акции  либо составляющие уставный или  складочный капитал (вклады, доли) данного юридического лица;

5) если юридическое лицо  является участником финансово-промышленной  группы, к его аффилированным  лицам относятся также члены  Советов директоров (наблюдательных  советов) или иных коллегиальных  органов управления, коллегиальных  исполнительных органов участников  финансово-промышленной группы, а  также лица, осуществляющие полномочия  единоличных исполнительных органов  участников финансово-промышленной  группы.

Аффилированными лицами физического  лица, осуществляющего предпринимательскую  деятельность, считаются:

1) лица, принадлежащие к  той группе лиц, к которой  принадлежит данное физическое  лицо;

2) юридическое лицо, в  котором данное физическое лицо  имеет право распоряжаться более  чем 20% общего количества голосов,  приходящихся на голосующие акции  либо составляющие уставный или  складочный капитал (вклады, доли) данного юридического лица.

Таким образом, понятие "аффилированные лица" используется для характеристики отдельных физических и юридических  лиц, способных оказывать влияние  на деятельность других субъектов предпринимательства (см. ч.14 ст.4 Закона о конкуренции  на товарных рынках). В ряде случаев  аффилированные лица могут входить  в состав группы лиц, хотя происходит это не всегда.

Аффилированными лицами признаются только те физические и юридические  лица, которые способны оказывать  влияние на других юридических (физических) лиц. Однако, характеризуя аффилированных лиц физического (юридического) лица, закон, например, относит к их числу  юридическое лицо, в котором данное физическое (юридическое) лицо имеет  право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов (т.е. на деятельность которого оказывается влияние).

Наибольшее распространение  в доктрине и на практике получила позиция, согласно которой аффилированными  лицами следует считать физических и юридических лиц, способных  оказывать влияние на деятельность других предпринимателей, а также  последних, т.е. на деятельность которых  оказывается влияние, даже если они (подконтрольные) сами не оказывают  влияние на деятельность первых.

В отношении физических и  юридических лиц, на которых оказывается  влияние, закон предъявляет обязательное требование, чтобы они осуществляли предпринимательскую деятельность.

Значение правовой категории  аффилированных лиц заключается  в том, чтобы выявить конкретных лиц, способных оказывать влияние  на деятельность предпринимателей, как  образуя с ними единого субъекта на рынке (группу лиц), так и без  этого. Способность оказывать влияние  на предпринимателей со стороны влияющих лиц дает последним реальные преимущества в конкурентной борьбе, может привести к монопольному (доминирующему) положению  и совершению различных правонарушений. Поэтому за аффилированными лицами устанавливается государственный  контроль.

Конкурентные отношения  могут существовать в определенных сферах предпринимательской деятельности, именуемых конкурентными рынками (товарными и финансовыми), т.е. характеризуемых  наличием на них конкурентной среды.

Конкурентная среда на рынке - это состояние рынка, при  котором субъекты предпринимательства  могут реализовать свои возможности  конкурировать между собой (осуществлять конкурентные действия). Соответствующую  среду формирует государство  посредством принятия мер по поддержке  конкуренции, а также сами субъекты предпринимательства, осуществляя  свои права.

Право предпринимателя на конкуренцию является важнейшим  элементом права на осуществление  предпринимательской деятельности, одним из правомочий субъекта предпринимательства. Оно состоит в правовой возможности  предпринимателя в процессе осуществления  своей деятельности конкурировать (совершать конкурентные действия) с другими предпринимателями  для получения наибольшей прибыли  посредством приоритетной продажи (предоставления) своих товаров (работ, услуг) покупателям (потребителям).

 

Право на конкуренцию необходимо для того, чтобы субъект предпринимательства  имел возможность противодействовать монополизации рынка (и действиям  конкретных монополистов по контролю на рынке), осуществляя свои правомочия на осуществление аналогичной (сходной) предпринимательской деятельности на этом же рынке с совершением  различных конкурентных действий по привлечению потребительского спроса и получению прибыли (а также  правомочия требования и защиты данного  права).

Право на конкуренцию в  Российской Федерации основано на конституционных  принципах свободного перемещения  товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности, поддержке конкуренции (ч.1 ст.8 Конституции  РФ), а также на конституционном  праве граждан на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической  деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ).

Содержание права на конкуренцию  включает правомочия на собственные  действия; правомочия требования; правомочия на защиту.

Правомочие на собственные  действия, на наш взгляд, состоит  в возможности субъекта предпринимательства  совершать конкурентные действия по отношению к другим предпринимателям (конкурентам) с целью привлечения  к своим товарам (работам, услугам) потребительского (покупательского) спроса (т.е. действия за приоритетное приобретение их товаров (работ, услуг) потребителями (покупателями).

Важнейшим правомочием субъекта предпринимательства, характеризующим  его право на конкуренцию, является возможность свободного (т.е. юридически равного для всех предпринимателей) доступа на рынок и осуществления  аналогичной (сходной) предпринимательской  деятельности в целях получения  прибыли посредством удовлетворения покупательского (потребительского) спроса. Появление на рынке, например, нового производственного или торгового  предприятия уже порождает конкурентное отношение между ним и существующими  предприятиями и направлено на привлечение  покупательского спроса к его  товарам (работам, услугам).

Информация о работе Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности