Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:01, контрольная работа
Закон представляет собой актуализацию и конкретизацию правовых идей и принципов, шаг на пути к конкретному праву, но он еще не является правом во всей его полноте. Это право на определенном этапе его становления. Закон это общая норма для множества возможных случаев. И существует он как суждение о должном. К феноменологии закона относится также то, что он действует как законодательный акт, или система законодательства (его внешняя форма), которая устанавливается субъектом власти, коренится в авторитете законодателя.
После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает его самостоятельно, распускает Думу и назначает новые выборы.
Естественно, что в обычных условиях роспуск Государственной Думы РФ и назначение ее новых выборов не очень желательны для депутатов, что нередко использовалось первым Президентом РФ Б.Н.Ельциным как средство давления на них при решении вопроса о согласии.
Конституция РФ не указывает, должен ли Президент РФ после отклонения первой кандидатуры вносить во второй раз другую кандидатуру и в третий раз – третью (то есть каждый раз новых лиц) или он вправе трижды предлагать одно и то же лицо. Регламент Государственной Думы РФ исходит из того, что это должны быть разные кандидатуры, но конституционных оснований для этого нет, а нормы Регламента не обязательны для Президента РФ.
После назначения Председателя формирование Правительства происходит достаточно простым способом: Председатель Правительства не позднее недельного срока после его назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (что имеет прямое отношение к последующему формированию состава Правительства), а также кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (из которых в соответствии со ст. 110 Конституции и состоит Правительство), а президент их рассматривает и назначает (ч. 2 ст. 112 Конституции РФ).
При обсуждении этих кандидатур Президент не может не считаться с мнением главы Правительства о лицах, которых предполагается внести в состав Правительства, однако последнее слово остается за Президентом, так как он решает вопрос о назначении на должность.
По мнению В.А.Ренжина, в подходе к порядку формирования Правительства, закрепленного в Конституции, есть определенные недостатки.
Во-первых, Правительство фактически стало органом, не играющим существенной роли в политической жизни страны; оно приводит в исполнение инициативы Президента.
Во-вторых, абсолютный президентский контроль над Правительством, формируемым без учета итогов парламентских выборов, порождал проблемы, связанные с отсутствием пропрезидентского большинства в первой и второй Государственной думах РФ. В результате многие из необходимых реформ годами не получали законодательного оформления и проводились посредством президентских указов (что привело к появлению так называемого «указного права», состоящего на момент отставки первого Президента РФ Б.Н.Ельцина из более чем 3 тысяч указов, нередко противоречащих законам).
В-третьих, доминирование в политической системе исполнительной власти при неучастии парламента в формировании Правительства, слабости парламентского контроля над деятельностью последнего, агрессивном вмешательстве в политическую жизнь финансово-промышленных групп (так называемых «олигархов») – все это предопределило расцвет коррупции8.
Состав Правительства РФ определяется Конституцией РФ, согласно которой Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ч. 2 ст. 110). Таким образом, Конституция РФ выделяет три вида членства в федеральном Правительстве: 1) Председатель Правительства РФ; 2) заместитель (заместители) Председателя Правительства РФ и 3) федеральные министры.
Количество заместителей Председателя Правительства РФ законодательно не установлено, оно самостоятельно определяется главой государства исходя из потребностей государственного управления. Так, Правительство РФ, сформированное 9 марта 2004 г., насчитывало только одного заместителя Председателя Правительства; в Правительстве, сформированном 12 мая 2008 г., имелись 7 заместителей, в том числе 2 первых заместителя Председателя Правительства, заместитель Председателя Правительства - Руководитель Аппарата Правительства и заместитель - Министр финансов РФ.
Ни Конституция, ни Закон «О Правительстве Российской Федерации» не выделяют категорию первых заместителей Председателя Правительства, существующую в практике правительственной деятельности. В то же время должность первого заместителя главы Правительства является вполне легитимной, она фигурирует в президентских указах о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, которые обладают признаками нормативных правовых актов.
Конституция РФ и Закон «О Правительстве Российской Федерации» предусматривают вхождение в состав федерального Правительства наряду с Председателем Правительства и заместителями Председателя Правительства только федеральных министров, т.е. руководителей федеральных министерств. Таким образом, вхождение в состав Правительства РФ руководителей иных органов исполнительной власти не предусмотрено.
Представляется, что состав Правительства РФ не должен быть жестко связан видом исполнительных органов, руководители которых являются членами Правительства. Конституционную формулу о том, что Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ч. 2 ст. 110), следует дополнить предложением следующего содержания: «По предложению Председателя Правительства РФ в состав Правительства РФ могут быть включены руководители иных органов исполнительной власти с присвоением им ранга министра». Это позволит более рационально формировать состав федерального Правительства, придавая ему необходимую мобильность с учетом потребностей управленческой деятельности, не вступая в формальное противоречие с Конституцией.
В практике правительственной деятельности существует институт «министров без портфеля». Так называемый министр без портфеля не является руководителем определенного органа исполнительной власти, но входит в состав Правительства и пользуется равным голосом с другими его членами. Обычно он выполняет отдельные (постоянные либо временные) поручения премьера, который, таким образом, и формирует его служебный статус.
Должность «министра без портфеля» в современной России учреждалась в разных формах. В одних случаях Президент РФ назначал отдельных лиц членами Правительства без определения служебного профиля. Преимущественно это были известные политики, участие которых в Правительстве давало им высокий должностной статус. Таким членами Правительства в разное время назначались Е.Г. Ясин, А.Я. Лившиц, К.Д. Лубенченко, В.Ю. Зорин. В других случаях Президент присваивал звание министра с обозначением определенной сферы деятельности.
Правительство РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. От других федеральных органов Правительство РФ отличается предметом и сферой деятельности. Как высший исполнительный орган государственной власти, Правительство РФ в пределах своих полномочий:
1)
организует исполнение
2)
осуществляет систематический
3) принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ;
4)
разрабатывает меры социально-
Выполняя свои задачи, Правительство РФ взаимодействует с другими органами государственной власти. Оно находится в тесном взаимодействии с Президентом РФ, который, в частности, вправе присутствовать на его заседаниях и указы которого оно обязано исполнять. Правительство РФ взаимодействует с Федеральным Собранием РФ, назначая своих представителей. Кроме того, правительство может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах и осуществлять другое взаимодействие с палатами парламента. Деятельность Правительства РФ тесно связана с судебными органами. Представитель Правительства РФ есть в Конституционном Суде РФ. Правительство РФ через соответствующие органы и учреждения (министерства юстиции, внутренних дел, их исправительные учреждения, судебных исполнителей и т.д.) обеспечивает исполнение судебных решений.
Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации, а также принимает акты, не имеющие правового характера (такое право предусмотрено ст. 23 Закона о правительстве), и дает поручения федеральным органам исполнительной власти, соответствующим должностным лицам.
В
любом государстве
Сформулируем общие, присущие Правительству функции, обусловленные его природой, а также конституционно-правовым статусом.
Первая функция - это руководство и направление деятельности в основных жизненно важных сферах и областях государственной жизни: экономической, социально-культурной, правоохранительной, внешнеполитической.
Как высший орган исполнительной власти правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан.
С данной функцией (либо функциями) тесно взаимосвязана и обусловлена ею (ими) вторая важная функция – объединение, координация и практическое направление деятельности федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Взятые в совокупности указанные функции характеризуют в целом Правительство как орган, имеющий общую компетенцию; т. е. это такой исполнительный орган, который осуществляет руководство всеми основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, а также административно-политической деятельности (данный термин является весьма условным, охватывающим оборону, внешнюю разведку и контрразведку, иностранные дела, внешнеэкономические связи и таможенное дело, а также собственно правоохранительные отрасли: внутренние дела, юстицию), относящимися к ведению Российской Федерации совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, а также межотраслевую сферу.
В реальности Правительство участвует в руководстве государством и осуществлении всей государственной политики (тем более, что членами Правительства являются министры иностранных дел, обороны, внутренних дел и т.д.) По нормам Конституции и Закона «О Правительстве» оно занимается всеми проблемами внутренней и внешней политики, обороноспособности и безопасности государства. Но так сложилось на практике, что в первую очередь Правительство ведает вопросами народного хозяйства страны, социально-культурного строительства. Однако в большей мере соответствующие вопросы находятся в центре внимания Президента, а усилия Правительства концентрируются Президентом на экономической, социальной, культурно-просветительской сферах.9
Статья 4 Закона «О правительстве» закладывает функции Правительства РФ по организации исполнения законов и иных нормативных актов. К основным направлениям указанной деятельности статья относит:
- организацию исполнения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ. Следует заметить, что в отличие от иных нормативных актов, констатирующих примат ратифицированных международных актов над национальным законодательством, статья 4 ФКЗ «О правительстве» называет их в последнюю очередь;
-
систематический контроль за
их исполнением федеральными
органами исполнительной
- принятие мер по устранению нарушений законодательства РФ.
Выполняя свои функции, Правительство заинтересовано в наличии хорошей нормативной правовой базы. В этом плане задачей Правительства можно считать подготовку и обеспечение прохождения в парламенте необходимых законов РФ, подготовку нормативных актов Президента, а также принятие в целях регулирования общественных отношений собственных нормативных актов в развитие Конституции РФ, федеральных законов и актов Президента.
С учетом сказанного можно выделить следующие главные задачи, которые реализует Правительство:
-
участие в руководстве
-
организация и контроль
-
руководство и организация
-
участие в правотворческом