Понятие закона. Виды, иерархия и сила нормативно-правовых актов, их действие во времени и пространстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Закон представляет собой актуализацию и конкретизацию правовых идей и принципов, шаг на пути к конкретному праву, но он еще не является правом во всей его полноте. Это право на определенном этапе его становления. Закон это общая норма для множества возможных случаев. И существует он как суждение о должном. К феноменологии закона относится также то, что он действует как законодательный акт, или система законодательства (его внешняя форма), которая устанавливается субъектом власти, коренится в авторитете законодателя.

Работа содержит 1 файл

К.р. по правоведению_вариант 10.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Вариант №10

1. Понятие закона. Виды, иерархия и сила нормативно-правовых актов, их действие во времени и пространстве

 

     Закон представляет собой актуализацию и  конкретизацию правовых идей и принципов, шаг на пути к конкретному праву, но он еще не является правом во всей его полноте. Это право на определенном этапе его становления. Закон это общая норма для множества возможных случаев. И существует он как суждение о должном. К феноменологии закона относится также то, что он действует как законодательный акт, или система законодательства (его внешняя форма), которая устанавливается субъектом власти, коренится в авторитете законодателя.

     Правовой  закон имеет разные формы своего бытия: правовые нормы, отношения, сознание, правосубъектность, правовые процедуры, процессуальные формы, правовой статус и правовой режим, правовой договор, иск и обвинение и т.д. Различие между ними носит функциональные, а не сущностные характеристики.

     Смысл принципа формального равенства  выражается, например:

     - в правовой норме - в виде  правил поведения субъектов права;

     - в правовом отношении - в виде  взаимоотношений формально равных, свободных и независимых друг  от друга субъектов права; 

     - в правосознании - в форме осознания  смысла и требований принципа  права членами данного правового  сообщества;

     - в правосубъектности - в форме  признания индивидов (их объединений,  союзов) формально равными, свободными, независимыми друг от друга  субъектами правового типа общения; 

     - в правовых процедурах - в форме  равного и справедливого порядка  приобретения и реализации прав и обязанностей всеми субъектами, разрешения спора о праве и т.д.

     Так что право существует во всех этих правовых формах, где соблюдается  и применяется принцип формального  равенства1.

     Нормативный правовой акт - это официальный властный документ компетентного правотворческого органа, направленный на установление, изменение, отмену, утверждение правовых норм общего характера.

     В данном определении содержатся следующие  основные характеристики данного источника.

     1. Нормативный правовой акт образуется в результате правотворческой деятельности компетентных органов. Это могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, коммерческие фирмы, предприятия. В особых случаях нормативный правовой акт может быть принят в результате прямого народного волеизъявления (референдум). Полномочия правотворческих органов на издание нормативных актов устанавливаются в Конституции, законе или ином акте. Правотворческая деятельность органов и организаций заключается в особом порядке его подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу. Такой порядок регламентирован Конституцией РФ, федеральными законами, подзаконными нормативными актами (Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» и др.). Соблюдение специально установленной правотворческой процедуры - обязательное условие законности и эффективности подготавливаемых нормативных решений,

     2. Каждый правотворческий орган имеет право на издание нормативных правовых актов только конкретного вида (закон, указ, постановление, приказ и т.д.), закрепленного в Конституции, законе или ином акте, и только по тем вопросам, регулирование которых входит в компетенцию этого правотворческого органа.

     3. В нормативных правовых актах  устанавливаются нормы права,  представляющие собой общеобязательные  государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение. Правовые нормы распространяют свое действие на всех вступающих в определенные общественные отношения субъектов - участников правоотношений или на определенную категорию лиц; действуют постоянно и непрерывно, применяются многократно при регулировании тех или иных видов общественных отношений. Причем содержащиеся в нормативных актах правовые нормы распространяются на неперсонифицированный круг субъектов, т.е. адресаты нормы в тексте самой нормы не названы. Эти признаки позволяют характеризовать норму как абстрактно сформулированное предписание общего характера.

     Наличие в актах правовых норм, обладающих вышеуказанными характеристиками, позволяет относить их к группе нормативных правовых актов и отделять от них ненормативные правовые акты. К последним относятся акты, содержащие индивидуальные предписания, акты-разъяснения норм права (правила применения и правила понимания норм права), оперативно-распорядительные акты, содержащие «ограниченные во времени конкретные предписания, адресованные определенным субъектам»2.

     К нормативным правовым актам следует относить также акты, направленные на утверждение, изменение или отмену действия правовых норм, но не содержащие их. Данную группу рассматривают в качестве «актов нормативно-вспомогательного значения»3 и относят к правотворческим актам в качестве одной из разновидностей нормативного правового акта. Необходимость в этом обусловлена тем, что они учитываются при издании новых актов, составлении перечня актов, утративших юридическую силу, при подготовке хронологических и систематических собраний законодательства (например, для Свода Законов Российской Федерации), для определения, какие из разрозненных некодифицированных норм действуют в настоящее время, какие виды отношений урегулированы ими.

     Применительно к актам, отменяющим действие других нормативных актов, А.С. Пиголкин замечает: «Перечни актов, признанных утратившими силу ..., действуют однократно. Но все же это нормативные акты, поскольку они являются составным элементом общего регулирования общественных отношений»4. Примерами актов нормативно-вспомогательного значения могут служить законы, отменяющие различные акты в связи с принятием нового закона, законы о введении в действие других законов, или «вводные законы». К данной группе относятся также указы Президента Российской Федерации об изменении, дополнении или отмене ранее изданных указов, указы о приостановлении действия нормативных актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. К данной группе нормативных актов относятся постановления Правительства России об утверждении различного рода инструкций, положений, правил.

     4. Все виды нормативных правовых  актов образуют систему, основанную на принципе иерархической соподчиненности. Благодаря этому принципу обеспечивается формально-логическая непротиворечивость и согласованность правовых норм. Каждый вид занимает строго определенный уровень (место) в иерархии нормативных правовых актов исходя из нормативно закрепленного положения в правовой системе Российской Федерации, как правило, из соотношения с законом.

     В ряде случаев в качестве критерия для определения места акта в иерархии нормативных правовых актов служит положение издающего их органа в системе государственно-властных органов. Данный критерий был главным в формировании системы нормативных актов в советское время, в современной российской правовой системе он не имеет основополагающего значения, однако может использоваться при определении юридической силы актов органов управления.

     Нарушение правотворческим органом установленных  юридических зависимостей по отношению к Конституции, закону влечет за собой признание нормативного правового акта неконституционным, незаконным, недействительным, утратившим юридическую силу, он может быть отменен, приостановлен и т.д.

     5. Нормативный правовой акт имеет  официально-документальную форму и особую структуру. Само понятие «акт» является родовым для наименования данного источника права. В нормативном правовом акте в обязательном порядке должны содержаться определенные элементы (реквизиты), в частности наименование органа (лица), его принявшего, вид акта, формулировка вопроса, которому он посвящен, место и дата принятия, порядковый номер. Структура акта должна включать разделы, главы, статьи (пункты - для подзаконных актов), части (подпункты), подпись уполномоченного лица и т.д.

     В научной литературе мы часто встречаем упрощенное название рассматриваемого источника - нормативный акт. Вместе с тем в Конституции несколько раз упоминается именно термин «нормативный правовой акт». И это не случайно, поскольку термин «правовой» указывает на особую группу нормативных актов, которые связаны с правом и сферой правового регулирования общественных отношений, одновременно отделяя от них все другие акты, имеющие нормативные свойства, но никак не связанные с правовой сферой и не входящие в исследуемое понятие (программы политических партий, сборники молитв и др.)5. Именно наличие в названии слова «правовой» свидетельствует о том, что нормативный акт соответствует основным принципам и требованиям права.

     Итак, нормативный правовой акт - это один из наиболее совершенных источников права. Он позволяет государству оперативно реагировать на изменения в характере общественных отношений путем принятия правовых норм, обеспечивать нормативные правовые акты эффективным государственно-правовым механизмом в целях его реализации. К тому же нормативный правовой акт создает определенные удобства для применения норм права, их толкования, а также широкие возможности для их учета и систематизации.

     Существует  множество видов и классификаций  нормативных правовых актов. Среди  них наиболее распространены классификации по следующим основаниям:

     - юридическая сила. Их делят на две группы - законы и подзаконные нормативные правовые акты. В свою очередь каждая из групп включает несколько видов, которые будут подробно рассмотрены ниже;

     - уровень принятия  нормативного правового  акта. Здесь выделяют нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, органов местного самоуправления, акты, принятые в результате прямого волеизъявления народа, нормативные правовые акты организаций (локальные);

     - степень обобщенности  нормативного материала.  Встречаются кодификационные акты (кодекс, устав, положение и др.) и акты текущего правотворчества (тематические федеральные законы, постановления правительства и т.д.);

     - действие во времени  (постоянные, временные, исключительные), в пространстве (на всей территории России, на территории какого-либо субъекта Федерации, муниципального образования), по кругу субъектов (общие и специальные), по направленности действия (акты внутреннего действия, направленные на сотрудников организации, ведомства, и акты внешнего действия, направленные на иных лиц, например, граждан);

     - издающие органы. К ним относятся нормативные правовые акты законодательных органов, указы президента, акты исполнительных органов государственной власти и иных ведомств, органов местного самоуправления6.

2. Правительство РФ, порядок его формирования. Состав, функции, полномочия, компетенция Правительства РФ

 

     Правительство РФ, согласно ст. 110 Конституции РФ, осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»7 наделяет Правительство России статусом высшего исполнительного органа государственной власти (ст. 1).

     В соответствии же со ст. 111 Конституции  формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя, который как ведущая фигура определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Назначение Председателя Правительства Президентом РФ происходит с согласия Государственной Думы (в отличие от других членов Правительства), и его право предлагать Президенту РФ назначать или освобождать от должности членов Правительства РФ делает его не «первым среди равных» (так обычно характеризуют премьер-министров по отношению к другим членам Правительства в парламентских государствах), а должностным лицом, наделенным особыми полномочиями по отношению к любому члену Правительства (кроме тех, которые напрямую подчинены Президенту). Председатель Правительства регулярно встречается с Президентом, получая от него поручения и указания, временно исполняет его обязанности во всех случаях, когда тот не в состоянии их исполнять (ч. 3 ст. 92 Конституции РФ).

     Государственная Дума может дать согласие на назначение либо отказать в согласии, но она не может обсуждать альтернативу кандидатуре, так как Президентом вносится только одна кандидатура. Тем самым достигаются важные цели: представительный орган участвует в назначении главы Правительства, но не является решающим источником предоставления ему власти.

     Конституция РФ обязывает Президента соблюдать  установленные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ, чтобы страна ни при каких условиях долго не оставалась без Правительства или имела только исполняющего его обязанности. Предусмотрены три срока внесения соответствующей кандидатуры в Государственную Думу РФ:

     - не позднее двухнедельного срока  после вступления в должность  вновь избранного Президента РФ;

     - не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства РФ;

     - в течение недели со дня  отклонения первой кандидатуры  на пост Председателя Правительства  РФ Государственной Думой.

     Однако  Государственная Дума РФ также связана  определенными сроками. Согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 111) она рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре, при этом Дума не вправе требовать от кандидата оглашения намеченного им состава Правительства РФ, поскольку предлагать Президенту РФ кандидатуры членов Правительства может только назначенный им (после получения согласия Думы) глава Правительства РФ.

Информация о работе Понятие закона. Виды, иерархия и сила нормативно-правовых актов, их действие во времени и пространстве