Понятие и виды права интеллектуальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:42, реферат

Описание работы

Предприятия и учреждения являются разновидностями организаций, которые осуществляют экономические, социально-культурные и прочие функции с целью удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества, государства. Они не являются субъектами государственного управления и не имеют юридически властных полномочий.
Предприятия и учреждения различаются по назначению.
В соответствии с Законом «О предприятиях в Украине» от 1991 года с дальнейшими изменениями и дополнениями, предприятие — это самостоятельный уставной хозяйствующий субъект, который имеет права юридического лица и осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли.

Содержание

Понятие и виды предприятий……………………………………………3
Функции предпринимательства…………………………………………7
Правовые основы ограничения монополизма в экономике Украины.8
Понятие и виды права интеллектуальной собственности…………….15
Список литературы………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

предпринемательское право.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Государство обеспечивает защита коммерческой тайны субъектов хозяйствование соответственно требованиям этого Кодекса и других законов.

Решение или действия органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, которые направленные на ограничение конкуренции ли могут иметь следствием такие ограничения, признаются обгрунтованими в случаях:

1)представление помощи  социального характера отдельным  субъектам хозяйствования при  условии, что помощь подается  без дискриминации других субъектов  хозяйствования;

2)представление помощи за счет государственных ресурсов с целью возмещения убытков, причиненных стихийным бедствием или другими чрезвычайными событиями, на определенных рынках товаров или услуг, перечень которых устанавливается законодательством;

3)представление помощи, в том числе создания льготных экономических условий отдельным регионам с целью компенсации социально-экономических потерь, вызванных трудной экологической ситуацией;

4)осуществление государственного  регулирования, связанного с реализацией  проектов общенационального значения.

Ограничение монополизма  в экономике Украины:

1)Монопольным признается  доминирующее положение субъекта  хозяйствования, которое дает ему  возможность самостоятельно или  совместно с другими субъектами  ограничивать конкуренцию на  рынке определенного товара (работ, услуг).

2)Монопольным является  положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке определенного  товара превышает размер, установленный  законом.

3)Монопольным может быть  признано также положение субъектов  хозяйствования на рынке товара при наличии других условий, определенных законом.

В случае общественной необходимости  и с целью устранения отрицательного влияния на конкуренцию органы государственной  власти осуществляют относительно существующих монопольных образований мероприятия антимонопольного регулирования соответственно требованиям законодательства и мероприятия демонополизации экономики, предусмотренные соответствующими государственными программами, за исключением естественных монополий.

Органам государственной  власти и органам местного самоуправления запрещается принимать акты или совершаться действия, направленные на экономическое усиление существующих субъектов хозяйствования-монополистов и образование без достаточных оснований новых монопольных образований, а также принимать решение про исключительно централизованное распределение товаров.

Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным  при условии отсутствия конкуренции  в результате технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением расходов производства на единицу продукции по мере увеличения объемов производства), а товары (услуги), производимые субъектами хозяйствования, не могут быть заменены в потреблении другими, в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на такие товары, чем спрос на другие товары (услуги), — считается естественной монополией.

Субъектами  естественной монополии могут быть субъекты хозяйствования любой формы  собственности (монопольные образования), производящие (реализующие) товары на рынке, который находится в состоянии  естественной монополии.

Законом о естественных монополиях определяются сферы деятельности субъектов естественных монополий, органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие органы, регулирующие деятельность указанных субъектов, а также другие вопросы регулирования отношений, возникающих на товарных рынках Украины, которые находятся в состоянии естественной монополии, и на смежных рынках при участии субъектов естественных монополий.

Злоупотреблением  монопольным положением считаются:

1)навязывание  таких условий договора, которые  ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, не касающихся предмета договора, включая навязывание товара, не нужного контрагенту;

2)ограничение  или прекращение производства, а  также изъятие товаров из оборота  с целью создания или поддержки  дефицита на рынке или установления монопольных цен;

3)другие действия, совершенные с целью создания  препятствий доступу на рынок  (выходу с рынка) субъектов  хозяйствования;

4)установление  монопольно высоких или дискриминационных  цен (тарифов) на свои товары, что приводит к нарушению прав потребителей или ограничивает права отдельных потребителей;

5)установление  монопольно низких цен (тарифов)  на свои товары, что приводит  к ограничению конкуренции.

Законодательство, которое регулирует отношения, которые  возникают в связи с недобросовестной конкуренцией, ограничением и предупреждением монополизма в хозяйственной деятельности, состоит из Кодекса, закона об Антимонопольном комитете Украины (3659-12), других законодательных актов. Положение Кодекса не распространяются на отношения, в которых принимают участие субъекты хозяйствования и прочие участники хозяйственных отношений, если результат их деятельности проявляется лишь за пределами Украины, если другое не предусмотрен действующим международным договором, согласие на обязательность которого предоставлен Верховной Радой Украины.   Законом могут быть определенные особенности регулирования отношений, связанных с недобросовестной конкуренцией и монополизмом на финансовых рынках и рынках ценных бумаг.

Антимонопольный комитет Украины - орган власти со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности.

Антимонопольный комитет Украины подконтрольный Президенту Украины и подотчетный  Верховной Раде Украины. Антимонопольный комитет Украины ежегодно подаёт Верховной Раде Украины отчет о своей деятельности.

Основными задачами Антимонопольного комитета Украины  являются: - осуществление государственного контроля над соблюдением антимонопольного законодательства; - предотвращение, обнаружение и прекращение нарушений антимонопольного законодательства; - контроль за экономической концентрацией; - содействие развитию добросовестной конкуренции.

Антимонопольный комитет Украины строит свою деятельность на принципах: - законности; - гласности; - защиты прав субъектов хозяйствования на основах их равенства перед законом и приоритета прав потребителей. монополия хозяйственный правовой конкуренция

Антимонопольный комитет Украины в пределах предоставленной  ему компетенции имеет право: 1)определять пределы товарного рынка, а также монопольное положение субъектов хозяйствования на нем; 2)выдавать субъектам хозяйствования обязательные для исполнения решения о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и о восстановлении начального положения, о принудительном разделе монопольных образований; 3)выдавать органам власти, органам местного самоуправления, органам административно-хозяйственного управления и контроля обязательные для исполнения решения об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении нарушений и расторжения заключенных ими соглашений, которые противоречат антимонопольному законодательству, запрещать или позволять создание монопольных образований органами власти, органами местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контроля, а также субъектами хозяйствования; 4)вносить в органы власти обязательные для рассмотрения представления относительно отмены лицензий, прекращения операций внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования в случае нарушения ими антимонопольного законодательства; 5)налагать штрафы, применять иные санкции в случаях, предусмотренных законом; 6) нормативно-правовые акты в соответствии с его компетенцией, в частности, по вопросам антиконкурентных согласованных действий, злоупотреблений монопольным (доминирующим) положением на рынке, дискриминации органами власти, органами местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контроля, производство по заявлениям о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию субъектов хозяйствования, контроля над экономической концентрацией субъектов хозяйствования, производство в делах о нарушении антимонопольного законодательства, порядка выполнения, проверки, пересмотра и обжалования решений органов 7)Антимонопольного комитета Украины, а также недобросовестной конкуренции, обязательные для выполнения органами власти, органами местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контроля, субъектами хозяйствования, контролировать их выполнение, предоставлять разъяснения относительно их применения; осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством об Антимонопольном комитете Украины.  Антимонопольный комитет Украины осуществляет свою деятельность соответственно Конституции Украины, Закона Украины "Об ограничении монополизма и недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности", Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции", этого Закона, иных законов и нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с этими законами.

Верховная Рада Украины приняла закон "О защите прав экономической конкуренции", который определяет основы государственной  политики в сфере развития экономической  конкуренции, правовые основы поддержки и защиты экономической конкуренции со стороны государства.

Согласно закону, на органы местного самоуправления и  органы административно-хозяйственного управления и контроля страны возлагается  ответственность за принятие мер по демонополизации экономики, оказанию финансовой, материально-технической, информационной, консультативной и другой поддержки субъектам хозяйствования. Государственный контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции и защите интересов субъектов хозяйствования и прав потребителей должен осуществлять Антимонопольный комитет Украины.

Законопроект  запрещает следующие антиконкурентные согласованные действия субъектов  хозяйствования: - установление цен  или других условий приобретения или реализации товаров; - ограничение производства, рынков товаров, технико-технологического развития, инвестиций или установления контроля над ними; - распределение рынков или источников снабжения по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов, покупателей или потребителей или по другим признаками; - искажение результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров; - устранение из рынка или ограничение доступа на рынок (выход из рынка) других субъектов хозяйствования, потребителей; - применение разных условий к равнозначным соглашениям с другими контрагентами, которые ставят последних в невыгодное положение в конкуренции; - заключение соглашений при условии принятия другими контрагентами дополнительных обязательств, которые по своему смыслу или в соответствии с торговыми и другими честными обычаями в предпринимательской деятельности не касаются предмета настоящих соглашений.

Этот Закон  определяет правовые принципы поддержки  и защиты экономической конкуренции, ограничение монополизма в хозяйственной деятельности и направлен на обеспечение эффективного функционирования экономики Украины на основе развития конкурентных отношений.

Согласно закону, субъект ведения хозяйства занимает монопольное положение на рынке товара, если на этом рынке у него нет ни одного конкурента, и он не испытывает значительной конкуренции в результате ограниченности возможностей доступа других субъектов ведения хозяйства относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров для доступа на рынок других субъектов ведения хозяйства, наличия льгот или других обстоятельств.

Злоупотреблением  монопольным положением на рынке, в  частности, признается:

1) установление  таких цен или других условий  приобретения или реализации товара, которые невозможно было бы установить при условиях существования значительной конкуренции на рынке;

2) применение  разных цен или разных других  условий к равнозначным соглашениям  с субъектами ведения хозяйства,  продавцами или покупателями  без объективно оправданных на то причин;

3) обусловливание  заключения соглашений принятием  субъектом ведения хозяйства  дополнительных обязательств, которые  по своей природе или согласно  с торговыми и другими честными  обычаями в предпринимательской  деятельности не касаются предмета договора;

4) ограничения  производства, рынков или технического  развития, что нанесло или может  нанести вред другим субъектам  ведения хозяйства, покупателям,  продавцам;

5) частичный  или полный отказ от приобретения  или реализации товара при отсутствии альтернативных источников реализации или приобретения;

6) существенное  ограничение конкурентоспособности  других субъектов ведения хозяйства  на рынке без объективно оправданных  на то причин;

7) создание препятствий  доступа на рынок (выхода из рынка) или устранения из рынка продавцов, покупателей, других субъектов ведения хозяйства.

Антимонопольная служба Украины еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к  нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит  сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Украины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Понятие и виды права интеллектуальной собственности

 

Право интеллектуальной собственности - это совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения, связанные с творческой деятельностью. При этом гражданское право не регулирует непосредственно саму творческую деятельность, ибо процесс творчества остается за пределами действия его норм. Функции гражданского права заключаются в признании авторства на уже созданные результаты творческой деятельности, установлении их правового режима, моральном и материальном стимулировании и защите прав авторов и иных лиц, имеющих  авторские права.   

   Авторские, изобретательские и подобные им права обычно  называют исключительными, т.е. абсолютными субъективными правами, обеспечивающими  их носителям правомочия  на совершение различных действий с одновременным  запрещением всем другим лицам совершать указанные действия. 

Информация о работе Понятие и виды права интеллектуальной собственности