Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:42, реферат
Предприятия и учреждения являются разновидностями организаций, которые осуществляют экономические, социально-культурные и прочие функции с целью удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества, государства. Они не являются субъектами государственного управления и не имеют юридически властных полномочий.
Предприятия и учреждения различаются по назначению.
В соответствии с Законом «О предприятиях в Украине» от 1991 года с дальнейшими изменениями и дополнениями, предприятие — это самостоятельный уставной хозяйствующий субъект, который имеет права юридического лица и осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли.
Понятие и виды предприятий……………………………………………3
Функции предпринимательства…………………………………………7
Правовые основы ограничения монополизма в экономике Украины.8
Понятие и виды права интеллектуальной собственности…………….15
Список литературы………………………………………………………17
Государство обеспечивает защита коммерческой тайны субъектов хозяйствование соответственно требованиям этого Кодекса и других законов.
Решение или действия органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые направленные на ограничение конкуренции ли могут иметь следствием такие ограничения, признаются обгрунтованими в случаях:
1)представление помощи
социального характера
2)представление помощи за счет государственных ресурсов с целью возмещения убытков, причиненных стихийным бедствием или другими чрезвычайными событиями, на определенных рынках товаров или услуг, перечень которых устанавливается законодательством;
3)представление помощи, в том числе создания льготных экономических условий отдельным регионам с целью компенсации социально-экономических потерь, вызванных трудной экологической ситуацией;
4)осуществление
Ограничение монополизма в экономике Украины:
1)Монопольным признается
доминирующее положение
2)Монопольным является
положение субъекта
3)Монопольным может быть
признано также положение
В случае общественной необходимости
и с целью устранения отрицательного
влияния на конкуренцию органы государственной
власти осуществляют относительно существующих
монопольных образований
Органам государственной власти и органам местного самоуправления запрещается принимать акты или совершаться действия, направленные на экономическое усиление существующих субъектов хозяйствования-монополистов и образование без достаточных оснований новых монопольных образований, а также принимать решение про исключительно централизованное распределение товаров.
Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при условии отсутствия конкуренции в результате технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением расходов производства на единицу продукции по мере увеличения объемов производства), а товары (услуги), производимые субъектами хозяйствования, не могут быть заменены в потреблении другими, в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на такие товары, чем спрос на другие товары (услуги), — считается естественной монополией.
Субъектами естественной монополии могут быть субъекты хозяйствования любой формы собственности (монопольные образования), производящие (реализующие) товары на рынке, который находится в состоянии естественной монополии.
Законом о естественных монополиях определяются сферы деятельности субъектов естественных монополий, органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие органы, регулирующие деятельность указанных субъектов, а также другие вопросы регулирования отношений, возникающих на товарных рынках Украины, которые находятся в состоянии естественной монополии, и на смежных рынках при участии субъектов естественных монополий.
Злоупотреблением монопольным положением считаются:
1)навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, не касающихся предмета договора, включая навязывание товара, не нужного контрагенту;
2)ограничение
или прекращение производства, а
также изъятие товаров из
3)другие действия, совершенные с целью создания препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) субъектов хозяйствования;
4)установление
монопольно высоких или
5)установление
монопольно низких цен (
Законодательство, которое регулирует отношения, которые возникают в связи с недобросовестной конкуренцией, ограничением и предупреждением монополизма в хозяйственной деятельности, состоит из Кодекса, закона об Антимонопольном комитете Украины (3659-12), других законодательных актов. Положение Кодекса не распространяются на отношения, в которых принимают участие субъекты хозяйствования и прочие участники хозяйственных отношений, если результат их деятельности проявляется лишь за пределами Украины, если другое не предусмотрен действующим международным договором, согласие на обязательность которого предоставлен Верховной Радой Украины. Законом могут быть определенные особенности регулирования отношений, связанных с недобросовестной конкуренцией и монополизмом на финансовых рынках и рынках ценных бумаг.
Антимонопольный комитет Украины - орган власти со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности.
Антимонопольный комитет Украины подконтрольный Президенту Украины и подотчетный Верховной Раде Украины. Антимонопольный комитет Украины ежегодно подаёт Верховной Раде Украины отчет о своей деятельности.
Основными задачами
Антимонопольного комитета Украины
являются: - осуществление государственного
контроля над соблюдением
Антимонопольный комитет Украины строит свою деятельность на принципах: - законности; - гласности; - защиты прав субъектов хозяйствования на основах их равенства перед законом и приоритета прав потребителей. монополия хозяйственный правовой конкуренция
Антимонопольный комитет Украины в пределах предоставленной ему компетенции имеет право: 1)определять пределы товарного рынка, а также монопольное положение субъектов хозяйствования на нем; 2)выдавать субъектам хозяйствования обязательные для исполнения решения о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и о восстановлении начального положения, о принудительном разделе монопольных образований; 3)выдавать органам власти, органам местного самоуправления, органам административно-хозяйственного управления и контроля обязательные для исполнения решения об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении нарушений и расторжения заключенных ими соглашений, которые противоречат антимонопольному законодательству, запрещать или позволять создание монопольных образований органами власти, органами местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контроля, а также субъектами хозяйствования; 4)вносить в органы власти обязательные для рассмотрения представления относительно отмены лицензий, прекращения операций внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования в случае нарушения ими антимонопольного законодательства; 5)налагать штрафы, применять иные санкции в случаях, предусмотренных законом; 6) нормативно-правовые акты в соответствии с его компетенцией, в частности, по вопросам антиконкурентных согласованных действий, злоупотреблений монопольным (доминирующим) положением на рынке, дискриминации органами власти, органами местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контроля, производство по заявлениям о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию субъектов хозяйствования, контроля над экономической концентрацией субъектов хозяйствования, производство в делах о нарушении антимонопольного законодательства, порядка выполнения, проверки, пересмотра и обжалования решений органов 7)Антимонопольного комитета Украины, а также недобросовестной конкуренции, обязательные для выполнения органами власти, органами местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контроля, субъектами хозяйствования, контролировать их выполнение, предоставлять разъяснения относительно их применения; осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством об Антимонопольном комитете Украины. Антимонопольный комитет Украины осуществляет свою деятельность соответственно Конституции Украины, Закона Украины "Об ограничении монополизма и недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности", Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции", этого Закона, иных законов и нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с этими законами.
Верховная Рада Украины приняла закон "О защите прав экономической конкуренции", который определяет основы государственной политики в сфере развития экономической конкуренции, правовые основы поддержки и защиты экономической конкуренции со стороны государства.
Согласно закону, на органы местного самоуправления и органы административно-хозяйственного управления и контроля страны возлагается ответственность за принятие мер по демонополизации экономики, оказанию финансовой, материально-технической, информационной, консультативной и другой поддержки субъектам хозяйствования. Государственный контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции и защите интересов субъектов хозяйствования и прав потребителей должен осуществлять Антимонопольный комитет Украины.
Законопроект
запрещает следующие
Этот Закон определяет правовые принципы поддержки и защиты экономической конкуренции, ограничение монополизма в хозяйственной деятельности и направлен на обеспечение эффективного функционирования экономики Украины на основе развития конкурентных отношений.
Согласно закону,
субъект ведения хозяйства
Злоупотреблением монопольным положением на рынке, в частности, признается:
1) установление таких цен или других условий приобретения или реализации товара, которые невозможно было бы установить при условиях существования значительной конкуренции на рынке;
2) применение
разных цен или разных других
условий к равнозначным
3) обусловливание
заключения соглашений
4) ограничения
производства, рынков или технического
развития, что нанесло или может
нанести вред другим субъектам
ведения хозяйства,
5) частичный
или полный отказ от
6) существенное
ограничение
7) создание препятствий
доступа на рынок (выхода из ры
Антимонопольная служба Украины еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Украины.
4. Понятие и виды права интеллектуальной собственности
Право интеллектуальной собственности - это совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения, связанные с творческой деятельностью. При этом гражданское право не регулирует непосредственно саму творческую деятельность, ибо процесс творчества остается за пределами действия его норм. Функции гражданского права заключаются в признании авторства на уже созданные результаты творческой деятельности, установлении их правового режима, моральном и материальном стимулировании и защите прав авторов и иных лиц, имеющих авторские права.
Авторские, изобретательские и подобные им права обычно называют исключительными, т.е. абсолютными субъективными правами, обеспечивающими их носителям правомочия на совершение различных действий с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия.
Информация о работе Понятие и виды права интеллектуальной собственности