Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:42, реферат
Предприятия и учреждения являются разновидностями организаций, которые осуществляют экономические, социально-культурные и прочие функции с целью удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества, государства. Они не являются субъектами государственного управления и не имеют юридически властных полномочий.
Предприятия и учреждения различаются по назначению.
В соответствии с Законом «О предприятиях в Украине» от 1991 года с дальнейшими изменениями и дополнениями, предприятие — это самостоятельный уставной хозяйствующий субъект, который имеет права юридического лица и осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли.
Понятие и виды предприятий……………………………………………3
Функции предпринимательства…………………………………………7
Правовые основы ограничения монополизма в экономике Украины.8
Понятие и виды права интеллектуальной собственности…………….15
Список литературы………………………………………………………17
Содержание:
Предприятия и учреждения являются разновидностями организаций, которые осуществляют экономические, социально-культурные и прочие функции с целью удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества, государства. Они не являются субъектами государственного управления и не имеют юридически властных полномочий.
Предприятия и учреждения различаются по назначению.
В соответствии с Законом «О предприятиях в Украине» от 1991 года с дальнейшими изменениями и дополнениями, предприятие — это самостоятельный уставной хозяйствующий субъект, который имеет права юридического лица и осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли.
Учреждение является некоммерческой организацией, выполняющей социально-культурные или административно-политические функции. Учреждениями создаются ценности, в общем, непроизводственного характера.
Предприятия могут быть унитарными или корпоративными; частными, государственными или коммунальными; иметь разную организационно-правовую форму. Различаются предприятия также отраслевой принадлежностью (промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, предприятия связи, торговли и т. п.).
В Украине могут действовать предприятия таких видов:
— частное предприятие, основанное на собственности физического лица;
— коллективное предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия;
— хозяйственное общество;
— предприятие, основанное на собственности объединения граждан;
— коммунальное
предприятие, основанное на собственности
соответствующей
— государственное предприятие, основанное на государственной собственности, в том числе казенное предприятие.
Учреждения могут быть государственными, коммунальными.
Казенные предприятия являются новой категорией для украинского законодательства. Особенностью этого вида предприятий является, во-первых, то, что оно имеет имущество на праве оперативного управления, а не полного хозяйственного ведения, как другие государственные предприятия. Распоряжаться основными фондами казенное предприятие может лишь с разрешения органа управления соответствующим имуществом. Кроме того, управление предприятием осуществляют соответствующие органы исполнительной власти. Ликвидация и реорганизация казенного предприятия осуществляется по решению Кабинета Министров Украины, который, вдобавок, утверждает устав и назначает руководителя такого предприятия.
Основанием для преобразования государственного предприятия в казенное является наличие одного из условий:
— предприятие осуществляет деятельность, которая отнесена к исключительной государственной деятельности,
— больше 50% продукции такого предприятия потребляет государство,
— предприятие является субъектом природных монополий. Предприятия на добровольных основах могут объединять свою производственную, научную, коммерческую и другую деятельность и создавать хозяйственные объединения: ассоциации, корпорации, концерны и консорциумы.
Новый Гражданский кодекс устанавливает несколько иные виды юридических лиц, при этом предприятие среди них прямо не упоминается.
Так, юридическим лицом является организация, созданная путем объединения лиц и/или имущества, которая наделяется правоспособностью и может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо может быть создано одним лицом, если это не запрещено законом.
Юридические лица, в зависимости от порядка их создания, делятся на юридические лица частного права и юридические лица публичного права.
Юридическое лицо частного права создается на основании учредительных документов.
Юридическое лицо
публичного права создается
Юридические лица могут создаваться в форме обществ, учреждений, в других формах, установленных законом.
Обществом, в соответствии с новым Гражданским кодексом Украины, является организация, созданная путем объединения лиц (участников), которые имеют право участия в этом обществе.
Учреждением по
Гражданскому кодексу является организация,
созданная одним или
Общества, осуществляющие
предпринимательскую
Хозяйственными обществами признаются юридические лица с разделенным на доли уставным капиталом.
Хозяйственные общества могут быть созданы в форме полного общества, коммандитного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерного общества.
Участниками хозяйственных обществ могут быть юридические и физические лица.
Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных обществах, за исключением открытых акционерных обществ. Хозяйственное общество (за исключением полного и коммандитного обществ) может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.
Хозяйственное общество (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество) признается зависимым хозяйственным обществом, если другому (преобладающему) хозяйственному обществу принадлежат 20 или больше процентов уставного капитала, (в случае акционерных обществ 20 или больше процентов простых акций) первого хозяйственного общества.
Хозяйственное общество, которое приобрело или иным образом получило 20 или более процентов уставного фонда общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, или 20 или больше процентов простых акций акционерного общества, обязано сделать достоянием гласности эту информацию в порядке, предусмотренном законом.
Полным признается
общество, участники которого (полные
участники) в соответствии с заключенным
между ними договором занимаются
предпринимательской
Коммандитным признается общество, в котором вместе с участниками, осуществляющими от лица общества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам общества всем своим имуществом (полными участниками), есть один или несколько участников (вкладчиков, коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах сумм их вкладов, и не принимают участия в деятельности общества.
Обществом с
ограниченной ответственностью признается
учрежденное одним или
К обществам с дополнительной ответственностью относятся учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставной капитал которых разделен на части, размер которых определен уставом.
Акционерным является общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций.
Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных предприятий, определяются законами и иными нормативно-правовыми актами о приватизации государственных предприятий.
Акционерное общество, проводящее открытую подписку на акции, обязано ежегодно публиковать годовой отчет, бухгалтерский баланс, сведения о прибылях и убытках, а также иную информацию, предусмотренную законом.
Акционерное общество может быть создано юридическими и физическими лицами.
Акционерное общество может быть создано одним лицом или может состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны быть зарегистрированы и подлежат опубликованию.
1. Общеэкономическая
функция. Предпринимательская
Предпринимательская
деятельность осуществляется под воздействием
всей системы экономических законов
рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции,
стоимости и др.). Развитие предпринимательства является
2. Ресурсная функция. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных материальных и нематериальных ресурсов. Это трудовые ресурсы, земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.
3. Инновационная функция связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, новых средств и факторов для достижения поставленных целей.
4. Социальная функция. Эта функция обнаруживается в формировании слоя предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности людей, увеличении численности наемных работников и т.д.
5. Организаторская
функция проявляется в принятии предпринимателями
самостоятельного решения об организации собственного
дела, его диверсификации, во внедрении
внутрифирменного предпринимательства,
в формировании предпринимательского
3.Правовые
основы ограничения
Антимонопольное
законодательство в Украине
Хозяйственный кодекс Украины устанавливает в соответствии с Конституцией Украины правовые основы хозяйственной деятельности, которая основывается на разнообразии хозяйственных субъектов различных форм собственности. Хозяйственный кодекс Украины нацелен на обеспечение роста деловой активности хозяйственных субъектов, развитие предпринимательства и на этой основе увеличение эффективности общественного производства, его социальную направленности в соответствии с требованиями Конституции Украины, утвердить общественный хозяйственный порядок в экономической системе Украины, способствовать гармонизации с другими экономическими системами.
Государство поддерживает конкуренцию как соревнования между субъектами хозяйствования, которое обеспечивает благодаря их собственным достижениям получения ними определенных экономических преимуществ, вследствие чего потребители и субъекты хозяйствования получают возможность выбора необходимого товара и при этом отдельные субъекты хозяйствования не определяют условий реализации товара на рынке.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления, которые регулируют отношения в сфере хозяйствования, запрещается принимать акты или совершаться действия, которые определяют привилегированное положение субъектов хозяйствование той или другой формы собственности, или ставят в неравное положение отдельные категории субъектов хозяйствование или другим способом поднимают правила конкуренции. В случае нарушения этого требования органы государственной власти, к полномочиям которых належит контроль и надзор за соблюдением антимонопольно-конкурентного законодательства, а также субъекты хозяйствования могут оспаривать такие акты в установленному законом порядке.
Уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления должны осуществлять анализ состояния рынка и уровня конкуренции на нем и употреблять предусмотренных законом мероприятий по упорядочению конкуренции субъектов хозяйствование.
Информация о работе Понятие и виды права интеллектуальной собственности