Политика государства в отношении предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 19:22, реферат

Описание работы

Вопрос об отношениях государства и предпринимательства можно рассматривать с позиций системного подхода. Действуя в условиях неопределенности, отсутствия гарантий, создавая новые, часто рискованные комбинации, позволяющие удовлетворить общественные потребности, предприниматель берет на себя функцию риска и прогресса в экономике. Функция контроля с тем, чтобы сохранить надежность и стабильность экономики, возлагается на государство. Именно так распределяются функции между этими необходимыми взаимодополняющими друг друга элементами хозяйственного организма.

Содержание

1 Введение___________________________________________________________________3
2 Государственное регулирование предпринимательской деятельности________________3
3 Государственная поддержка предпринимательской деятельности___________________6
4 Заключение________________________________________________________________12

Работа содержит 1 файл

итог.docx

— 32.75 Кб (Скачать)

Оглавление 

1 Введение___________________________________________________________________3

2 Государственное  регулирование предпринимательской  деятельности________________3

3 Государственная  поддержка предпринимательской  деятельности___________________6

4 Заключение________________________________________________________________12 
 

Введение

Вопрос об отношениях государства и предпринимательства  можно рассматривать с позиций  системного подхода. Действуя в условиях неопределенности, отсутствия гарантий, создавая новые, часто рискованные  комбинации, позволяющие удовлетворить  общественные потребности, предприниматель  берет на себя функцию риска и  прогресса в экономике. Функция  контроля с тем, чтобы сохранить  надежность и стабильность экономики, возлагается на государство. Именно так распределяются функции между  этими необходимыми взаимодополняющими друг друга элементами хозяйственного организма.

Нарушение оптимального соотношения и функционирования компонентов единой системы приводит к экономическим кризисам. От государства  ожидается такая форма регулирования, которая, с одной стороны, давала бы достаточные возможности для  проявления экономической инициативы и творчества, с другой — устанавливала  бы в интересах общества и потребителя  барьеры против произвола. 

Государственное регулирование предпринимательской  деятельности 

Проблема взаимоотношений  государства и экономики является одной из центральных в обществе, так как государство выполняет  важнейшие функции в хозяйственной  системе. Современная экономическая  роль государства является итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия  на экономику постоянно менялись. В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе  экономика в той или иной степени  управляется государством в лице государственных органов.

В странах с  централизованной экономикой вмешательство  государства, его участие в управлении экономикой проявляется гораздо  значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме в виде директивных  планов, жестких законов, государственного распорядительства материальными, финансовыми, природными и даже трудовыми  ресурсами, в виде централизации  и централизованного распределения  основной массы денежных средств  через государственный бюджет и  финансовые органы.

В странах с  рыночной экономикой степень вмешательства  государства и его органов  в экономическую деятельность предприятий  и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный  характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных  ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных  инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных  социальных и экономических программ. Во многом ограниченность государственного вмешательства в условиях рыночной экономики обусловлена присущим ей разнообразием форм собственности на средства производства— частной, акционерной, коллективной, включая право собственности на землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.

Государственное регулирование экономики может быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малого бизнеса, благотворительной деятельности).

Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдать  интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах свободы личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.

Существуют разнообразные  формы государственного регулирования  экономики.

Непосредственное  государственное управление рядом  отраслей, объектов полностью или  частично применяется по отношению  к предприятиям, организациям, имеющим  жизненно важное значение для экономики  и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким  объектам относят военные, оборонные, энергетические (в особенности атомная  энергетика и объекты единой энергетической системы), заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, охраняющие безопасность, выполняющие другие общегосударственные  функции. Подобные объекты, предприятия, организации чаще всего находятся  в государственной или муниципальной собственности.

Налоговое регулирование  осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых  ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов. В том же направлении  воздействует и введение пошлин, таможенных сборов.

Понятно, что, изменяя  в ту или иную сторону налоговое  бремя, государство может ускорять или замедлять экономические  процессы. В то же время взимание налогов есть главный источник доходов  государственного бюджета, финансовая база социальной политики.

Денежно-кредитное  регулирование состоит в воздействии  государства на денежное обращение  и объем денежной массы. Государство  через Центральный банк способно регулировать эмиссию и общую  денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную  ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые Центральным  банком, предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование  способно изменять денежные потоки и  накопления и тем самым оказывать  воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

Бюджетное регулирование  заключается в том, что государственные  органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета  по различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут  быть выделены большие бюджетные  ассигнования, а другим — меньшие. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулируя таким образом денежное обращение и денежные накопления. Государственное регулирование  затрагивает и установление предельно  допустимого дефицита государственного бюджета.

Ценовое регулирование  в условиях рыночной экономики заключается  в том, что государство может  устанавливать предельный уровень  цен, запрещая их повышение сверх  этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями, В условиях централизованной экономики государство вправе само назначать цены. Иногда ценовое регулирование  проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий-монополистов.

Социальное регулирование  со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание  уровня условий жизни, достойных  человека. Социальное регулирование, включая  государственное социальное страхование, предусматривает меры, создающие  возможность пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, детям, другим нуждающимся  в содействии группам населения, страхования здоровья и жизни  людей. Государство устанавливает  минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий. Это — одна из самых  тяжелых и сложных функций  регулирования экономики государством. Государство не имеет возможности, да и не призвано, создать социально  желаемые условия жизни для всех людей. Оно способно лишь посредством  социальной поддержки, системы трансфертов, ограниченного перераспределения  национального дохода стремиться не допускать острого социального  неравенства, предотвращать социальные конфликты, помогать тем слоям населения, которые лишены возможности обеспечить себя самостоятельно.

Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособии по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных. Способы и инструменты государственного регулирования труда и занятости подробно рассмотрены в следующем параграфе настоящей главы.

Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды предусматривает  меры по защите природы в виде штрафов  и санкций за загрязнение, а также  предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных  мероприятий. Государственные органы устанавливают нормы выделения  предприятиями средств на восстановление окружающей среды.

Государственное антимонопольное регулирование  направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное  законодательство предусматривает  санкции против монополистов, предотвращает  создание условий, способствующих развитию монополизма. В России введен специальный  государственный реестр предприятий-монополистов.

Государственное внешнеэкономическое регулирование  — это обширный спектр мер и  инструментов государственного воздействия  на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль за товарными потоками, пересекающими  государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических  интересов страны, повышения эффективности  внешнеэкономических связей, обеспечения экономической безопасности.

Как можно видеть из приведенного перечня, государственное  регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы  экономики, экономической жизни. Однако не следует считать, что столь  обширное государственное регулирование  лишает предприятия, предпринимателей, граждан экономической свободы. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования оно носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.

Государственная поддержка предпринимательской деятельности

Для обеспечения  реального динамизма развития малого предпринимательства необходим  импульс, исходящий из структур внешней  бизнес-среды, и прежде всего со стороны  государства, призванного содействовать  ускоренному развитию малого предпринимательства  в интересах стабилизации социально-экономического положения в обществе и достижения целевых установок национальной экономики, трансформированной на устойчивое развитие. Мировой опыт свидетельствует  и о том, что без государственной  поддержки развитие малого предпринимательства происходит очень медленно.

В отличие от других форм государственного регулирования  предпринимательской деятельности, посредством которых, как правило, устанавливаются определенные рамки  функционирования хозяйствующих субъектов, государственная поддержка предпринимательской  деятельности направлена на расширение их возможностей.

Основными целями государственной политики по развитию малого предпринимательства являются: создание благоприятных условий  для осуществления эффективного бизнеса; ускоренное развитие малого предпринимательства  как основы и фактора формирования конкурентной среды; расширение самозанятости  населения; увеличение доли участия  в формировании валового регионального  и валового внутреннего продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджетов.

Формы государственной  поддержки предпринимательской  деятельности можно классифицировать по различным основаниям.

Во-первых, соответственно формам государственного регулирования  экономики и предпринимательской  деятельности формы государственной  поддержки предпринимательской  деятельности могут быть правовыми, экономическими и организационными. Так, меры государственного поощрения  в своем большинстве являются организационными формами государственной поддержки.

Во-вторых, формы  государственной поддержки могут  носить материальный или моральный  характер. Материальными формами  государственной поддержки предпринимательской  деятельности являются, например, государственные  инвестиции, бюджетное и налоговое кредитование.

Моральными формами  государственной поддержки предпринимательской  деятельности являются определенные меры государственного поощрения, влияющие на деловую репутацию субъектов  предпринимательской деятельности. Кроме того, к моральным формам поддержки можно отнести информационную и консультационную помощь субъектам  предпринимательской деятельности.

Информация о работе Политика государства в отношении предпринимательства