Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:18, курсовая работа
Как и любой другой продукт консалтинговые услуги имеют свой жизненный цикл: стадии проектирования и разработок, апробирования, выпуска на рынок, роста, зрелости, насыщения и упадка. Этот процесс имеет также и временное измерение, так как некоторые услуги устаревают, и их следует заменять, а некоторые услуги появляются, и их следует внедрять. Поэтому классификация консалтинговых услуг необходима, особенно при идентификации каждого нового вида консалтинга.
Кроме
возросшего спроса на установку капиталоемких
MRP- и ERP-систем, увеличение доли IT в выручке
консультантов объясняется
По
информационным технологиям как
в области управленческого
Налоговый и юридический консалтинг. Этот вид услуг в России изначально пользовался наибольшим успехом. Из компаний иностранного происхождения, работающих на российском рынке, ставку на него делают прежде всего те, кто предоставляет также услуги по аудиту. В ходе нашего экспертного опроса среди компаний иностранного происхождения свои приоритеты в этом направлении заявили компания Arthur Andersen и компания PricewaterhouseCoopers.
Очевидно, что услуги по оптимизации налогообложения логично следуют за аудиторскими услугами. Благодаря объединению налоговых и аудиторских услуг в единое целое в проекте "Налоговый аудит" больших успехов добились "Объединенные консультанты ФДП" - они заняли первое место по этому виду услуг.
Среди
чисто российских компаний по юридическому
консалтингу в области
По мере осознания клиентами пользы консалтинговых услуг и увеличения на них спроса ставки на услуги медленно, но верно растут. Причем растут быстрее, чем на аудиторские услуги. Судить об этом можно по эффективности работы специалистов. Средняя выручка на одного специалиста-консультанта за год возросла на 37%, в то время как на специалистов аудиторско-консалтинговых компаний (в которых работают как аудиторы, так и консультанты) - лишь на 30%.
В списке наиболее эффективных компаний, ранжированных по выручке, заработанной одним специалистом за год, в основном присутствуют крупные компании. Есть, однако, и исключения. Список 20 наиболее эффективных компаний возглавляет московская компания "Партнеръ" (25-я позиция в общем зачете). Выручка на одного специалиста у нее выше, чем у PricewaterhouseCoopers. По эффективности в десятку попала и компания "Докар", которая в рейтинге занимает лишь 53-ю строку.
Выручка на специалиста показывает, по каким реальным ставкам работают специалисты компании. Декларируемое же ценообразование (цены, объявляемые клиенту) подчиняется простому закону: чем больше компания, тем выше почасовые декларируемые ставки. Впрочем, это вполне сообразуется с зарубежной практикой.
Обращает
на себя внимание существенный разрыв
в стоимости услуг
Что касается реальной (а не декларируемой) почасовой ставки у компаний, имеющих чисто российское происхождение, то средняя ставка 20 крупнейших российских компаний составила 32 доллара в час, а по всем участвовавшим в рейтинге компаниям - 18 долларов в час. Эти расчеты сделаны с учетом того, что реально консультанты заняты только 80% своего рабочего времени. Более высокая почасовая оплата означает либо неточный учет рабочего времени, затрачиваемый консультантами на выполнение заказов, либо больший простой консультантов между выполнением проектов.
Еще одна любопытная закономерность. По данным FEACO, управляющий директор в крупнейших консалтинговых компаниях в России оплачивается так же, как старший консультант в развитых западноевропейских странах. Стоимость же услуг старшего консультанта в России ниже, чем стоимость услуг даже не просто консультанта, но и младшего консультанта в Западной Европе. Разумное объяснение этому феномену состоит в том, что в России у компаний - лидеров рынка (данные FEACO учитывают международные компании) управляющий директор - иностранец, что и определяет такой отрыв.
Из истории географии хорошо известно, что на картах первопроходцев всегда есть обширные белые пятна. Приступая к проекту, мы спорили о том, сколько таких пятен (то есть видов консалтинга, которые не востребованы в тех или иных отраслях) будет у нас - 40 или 60%? Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что консалтеры не охватили своей деятельностью лишь 8% от общего поля карты.
Некоторые же ниши (например, финансовые услуги в торговле) содержали до 25 консалтинговых фирм. Нет спроса, пожалуй, лишь в таких областях, как PR в сельском хозяйстве. Довольно "голой" осталась и угольная промышленность, хотя услуги по шести видам консалтинговых услуг из 10 запрошены и ей.
Основной потребитель консалтинговых услуг в посткризисной России - промышленность. При том что ВВП России более чем на половину создается в сфере услуг. Производство товаров составляет около 47%, из которых на промышленность приходятся лишь 33,5%. Однако почти 60% выручки консалтинговых компаний заработаны в промышленных отраслях (см. график 1).
Более четверти доходов (26%) консультанты получили от клиентов в нефтегазовой отрасли. Для сравнения, по данным Европейской федерации консалтинговых ассоциаций (FEACO), в других странах на все сырьевые отрасли приходятся лишь около 5% совокупной выручки. Стоит отметить, что наиболее существенный вклад в сумму выручки всех консультантов в этой отрасли внесла компания IBS, которая проводила системную интеграцию в "Газпроме", "ЛУКойле", "Сибнефти" и ЮКОСе. Но даже если не учитывать деятельность IBS, нефтегазовые предприятия, как ни крути, дают консультантам 15% выручки.
Причин того, что нефтегазовая отрасль стала основным источником консалтинговых доходов, несколько. Во-первых, в посткризисный период отрасль оказалась в наиболее выгодных финансовых условиях. Во-вторых, в отрасли существует жесткая конкурентная среда, предъявляющая довольно жесткие требования к управленческим решениям. В-третьих, в отрасли работают крупнейшие компании страны, имеющие сложные производственные и управленческие структуры. Это затрудняет самостоятельное решение проблемы повышения эффективности и требует обращения за помощью к профессионалам-консультантам.
Два последних фактора очень важны и к тому же не действуют в отрыве один от другого. Сравните, например, соотношение объемов производства в топливной промышленности и электроэнергетике и соотношение консалтинговых услуг, востребованных этими отраслями. Электроэнергетика по объемам производства меньше топливной промышленности в два раза, а по выручке, которую консультанты извлекли из нее, - в пять раз. Отсутствие конкурентной среды, несмотря на грандиозность структуры РАО "ЕЭС России", не стимулирует привлечение услуг консультантов.
Учитывая, что РАО ЕЭС имеет собственные консультационные структуры, удивительно, что вообще были обращения за внешней помощью. Можно предположить, что здесь не последнюю роль сыграла разработка программы реструктуризации РАО: хотелось услышать свежие предложения, сравнить их и включить в концепцию. Поддержка опытных консультантов оказалась необходимой и для привлечения инвесторов. В 1999 году группа "ЦентрИнвест" была назначена финансовым советником РАО ЕЭС и на нее была возложена задача продать контрольный пакет акций компании "Псковэнерго" в Северо-Западном регионе России. Переговоры со стратегическим инвестором длились в течение шести месяцев и завершились оформлением сделки на 50 млн долларов. Другой причиной привлечения консалтинговых компаний в этой отрасли является огромный территориальный разброс подразделений РАО. Некоторые региональные проблемы нелегко решать из московских офисов. Наибольшую выручку в электроэнергетике удалось получить новосибирской компании "Консалтинг. Аудит". На услугах по налоговому консультированию она заработала более 23 млн рублей, указав в числе своих клиентов "Новосибирскэнерго" и "Красноярскэнерго".
Машиностроение демонстрирует, что конкурентная среда без наличия крупных игроков на рынке тоже не дает большого фронта работ для консультантов. Несмотря на то что объем производства в этой отрасли сравним с объемом в топливной промышленности, выручка консультантов, как и в электроэнергетике, в пять раз меньше.
В
машиностроении обращение предприятия
к консалтинговой компании предопределяется
не столько объективной
В машиностроении проявился еще один фактор, стимулирующий спрос на консалтинг, - высокие технологии. Например, ведущая компания в области биометрических технологий Biolink Technologic International, Inc. стала клиентом группы "ЦентрИнвест", которая консультировала компанию по аспектам, связанным с развитием производства и продажами, а также привлекла ей 8 млн долларов инвестиций.
В сфере услуг при составлении карты российского консалтинга были выделены только наиболее крупные отрасли. В связи с этим некоторым компаниям пришлось вынести в раздел "Прочее" серьезные суммы из своей совокупной выручки: 4,6 млн рублей, заработанные компанией МКД на обслуживании гостиничного бизнеса, 1 млн рублей, полученный фирмой "Русаудит Дорнхоф, Евсеев и партнеры" за услуги средствам массовой информации. Объединить же подобные виды услуг в более крупные блоки трудно. Они имеют серьезную специфику, и опыт специалистов по турфирмам никак не поможет при работе с ресторанным бизнесом. В результате рассматривались лишь три следующие сферы услуг: торговля, транспорт и связь.
В ВВП России наибольшая доля принадлежит торговле - 20%. Однако в этой сфере услуг очень много мелких фирм, не нуждающихся в консультационных услугах, хотя, несомненно, существует и сегмент, отвечающий сформулированным объективным критериям - жесткая конкуренция и крупные игроки. И в торговле именно компании этого сегмента выступают основными заказчиками консультантов.
Что касается связи, то эта отрасль представляет собой идеальную клиентскую базу консультантов. Она сочетает агрессивную конкурентную среду, состоящую исключительно из крупных игроков, молодой развивающийся бизнес, применение высоких технологий. Не случайно связь и телекоммуникации, имея лишь 1,6% в российском ВВП, в совокупной выручке консалтинговых компаний обеспечили почти 4%. Наибольший спрос в этой отрасли предъявляется на информационные технологии как в области управленческого консалтинга, так и в области системной интеграции.
Картина, сложившаяся в транспорте, на первый взгляд выглядит парадоксально. Железные дороги, входящие в структуру МПС, по-прежнему играют ключевую роль в транспортной системе страны. Эта естественная монополия охватывает на сегодняшний момент только государственные предприятия. Вопрос о привлечении инвесторов без решения об акционировании отрасли поднимать рано. А концепция реструктуризации откладывается на неопределенный срок. Таким образом, консультанты оказались востребованы транспортной отраслью исключительно из-за ее внутренней потребности в самоанализе. Московской консалтинговой компании "Ким и партнеры" удалось предоставить транспортным предприятиям услуг на 38,6 млн рублей. Основными заказчиками выступили Калининградская, Приволжская, Горьковская, Куйбышевская, Восточно-Сибирская, Дальневосточная, Сахалинская железные дороги. Суть проекта заключалась в том, что проводилась оценка активов предприятий, в частности их основных фондов, а на основе полученных результатов осуществлялся перевод бухгалтерской отчетности предприятий в международные стандарты.
Динамика развития рынка говорит о том, что преимущество это может оказаться недолговечным. Прирост выручки за год у чистых консультантов составил 57% против 65% у АКГ (по сопоставимой выборке). Аудиторы давно отметили, что крупные клиенты, пользующиеся их услугами (особенно те, кто подпадает под обязательный аудит), стали практичнее и предпочитают оплачивать полный комплекс услуг. Они не склонны менять партнеров, ведь при обращении к консультантам им придется раскрывать свою финансовую информацию еще раз.
Аудиторы, работающие с таким клиентом, заранее уверены в том, что заказчик не будет "менять лошадей на переправе". Прекрасно разбираясь в его финансовом состоянии, они давно определили для себя, какие консалтинговые услуги будут востребованы клиентом в ближайшее время, и готовы предоставить их по первому же требованию. Зачастую это позволяет аудиторско-консалтинговым фирмам диктовать свои правила игры, в том числе и цены на предоставляемые консалтинговые услуги. Более того, за счет консалтинга аудиторы теперь покрывают свои потери от длившегося почти два года (1999-2000 гг.) демпинга в аудите.