Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:18, курсовая работа
Как и любой другой продукт консалтинговые услуги имеют свой жизненный цикл: стадии проектирования и разработок, апробирования, выпуска на рынок, роста, зрелости, насыщения и упадка. Этот процесс имеет также и временное измерение, так как некоторые услуги устаревают, и их следует заменять, а некоторые услуги появляются, и их следует внедрять. Поэтому классификация консалтинговых услуг необходима, особенно при идентификации каждого нового вида консалтинга.
Еще год назад пусковым механизмом на рынке консалтинговых услуг были средства международных финансовых организаций. Ежегодно они выделяли в рамках программ технической помощи более миллиарда долларов на консалтинговые услуги для российских предприятий. В этом году иностранные вливания были приостановлены, в основном по сугубо формальным причинам: все программы помощи Европейской Комиссии, Мирового банка, USAID были рассчитаны на десятилетие - с 1991-го по 2000 год. Сейчас распорядители этих средств перестраивают свою стратегию по отношению к России, и какой она будет - пока сказать сложно.
На самом деле сокращение финансирования консалтинговых услуг началось еще в прошлом году, когда вливания так и не достигли планировавшихся 1,5 млрд долларов. Именно столько было зафиксировано в бюджетах проектов, утвержденных организациями-донорами. Однако многие из этих проектов пока не профинансированы, и неизвестно, будут ли профинансированы вообще.
Это
означает, что теперь отечественным
предприятиям при оплате консалтинговых
услуг придется рассчитывать исключительно
на самих себя. В связи с экономическим
ростом в России появился реальный, а не
простимулированный западными инъекциями,
спрос на консалтинг. Рынок наконец "завелся"
и, скорее всего, уже "не заглохнет".
Как и любой другой продукт консалтинговые услуги имеют свой жизненный цикл: стадии проектирования и разработок, апробирования, выпуска на рынок, роста, зрелости, насыщения и упадка. Этот процесс имеет также и временное измерение, так как некоторые услуги устаревают, и их следует заменять, а некоторые услуги появляются, и их следует внедрять. Поэтому классификация консалтинговых услуг необходима, особенно при идентификации каждого нового вида консалтинга. Системность характеристик, даваемых каждому новому виду консалтинга, позволяет сравнить его возможности и оценить его эффективность по отношению к другим. Оценивая соотношение видов консалтинга в хозяйственной практике, можно наблюдать тенденции этих наблюдений в динамике, что позволяет вносить соответствующие коррективы в развитие консалтинговой деятельности.
Существует
множество классификаторов
Приведенная классификация является предметной. Консультанты вырабатывают рекомендации по выполнению вышеперечисленных функций менеджеров. Они советуют им как осуществлять общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами и т.д.
Рассмотрим основные задачи, которые выполняют консультанты по вышеперечисленной классификации.
Сразу после кризиса в выигрышном положении на рынке, несомненно, находился аудит. Теперь ситуация меняется коренным образом. Консалтинг как вид бизнеса становится все более привлекательным. В течение 2000 года объем рынка консультационных услуг российских консультантов вырос на 60%, а емкость рынка аудиторских услуг увеличилась за тот же период лишь на 36%. Все больше становится и специалистов-консультантов - за год количество их в компаниях - участниках рейтинга выросло на 42%.
На
сегодня объем рынка
На рынке консалтинга, как и на рынке аудита, очень велика концентрация. Исходя из приведенных оценок около двух третей рынка приходится на компании зарубежного происхождения. Территориальная концентрация также высока. Из 100 компаний, присутствующих в рейтинге, 59 расположены в Москве, а их доля в совокупной выручке составляет 82%.
Стратегическое планирование и оргразвитие. Есть несколько явных тенденций, которые способствуют росту спроса на этот вид консультационных услуг.
Постдевальвационный эффект вдохнул новую жизнь в отрасли российской перерабатывающей промышленности. Если в 1999 году выжившие после кризиса компании были ориентированы в основном на экстенсивный рост, то по мере насыщения товарных рынков перед предприятиями возникла задача повысить внутреннюю эффективность своей деятельности. Первые лица компаний со всей неизбежностью должны ответить на вопрос - за счет чего расти дальше? Управленческий учет налажен, бухгалтерия и сбыт в порядке - теперь нужна внятная стратегия развития.
Другой фактор роста спроса на услуги консультантов обусловлен тем, что в 1999-2000 годы прошла еще одна волна передела собственности. Были образованы новые промышленные холдинги ("Русский алюминий", "ЕвразХолдинг", "СУАЛ-холдинг", "Агрохимпромхолдинг" и др.). При формировании надстроечных структур новых образований возникает объективная потребность в выстраивании и отладке новых систем управления. Так, компания "Альт" разработала план реорганизации группы "Объединенные машиностроительные заводы".
Еще один фактор роста спроса на услуги консультантов - процесс реорганизации и акционирования государственных унитарных предприятий. В настоящий момент существует 14 тыс. ГУПов, из которых в государственной собственности планируется оставить порядка тысячи.
Чем крупнее предприятие, тем быстрее руководитель осознает, что по вопросам стратегического планирования и оргразвития необходимо обратиться к консультантам. Это видно из структуры выручки по двум сегментам консалтингового рынка. Из опрошенных нами семи международных консалтинговых компаний пять назвали услуги по стратегическому планированию и оргразвитию приоритетными в своей деятельности. Доля их выручки в России по этому направлению в 2000 году варьировалась от 30% у Accenture до 100% у McKinsey.
Что касается компаний, имеющих чисто российские корни, то у них на стратегическое планирование и оргразвитие приходится только 15% от совокупной выручки.
Многие руководители предприятий среднего масштаба хотя и осознают, что назрела потребность в стратегическом планировании, тем не менее намерены опираться на собственные силы. Однако именно такие предприятия находятся в ситуации, когда помощь извне особенно важна. Во-первых, в небольших компаниях, как правило, нет специалистов по стратегическому развитию, и гендиректору приходится абсолютно самостоятельно и подчас интуитивно выбирать направление для развития и реконструкции. Во-вторых, именно небольшие предприятия, не имея доминирующей доли на рынке, полностью зависят от конъюнктуры, а отследить ее тенденции собственными силами они не в состоянии.
Среди
100 компаний - участников рейтинга услуги
в области стратегического
Информационные технологии. По данным Европейской федерации ассоциаций управленческого консалтинга (FEACO), информационные технологии наиболее востребованы сейчас западным рынком. В Европе на IT приходится более 40% выручки, заработанной консультантами. В мировом рейтинге консалтинговых компаний в прошлом году на первую позицию вышла компания IBM, для которой информационные технологии являются приоритетным направлением деятельности.
По итогам 2000 года Россия очень близко подошла к европейскому уровню по доле на рынке услуг в области IT. Информационные технологии принесли нашим консультантам 30% дохода. Из них 20% были получены от системной интеграции и других программных разработок, а 10% - от управленческого консультирования в области IT.
Такое доминирование в консалтинге информационных технологий объясняется просто. Большинство управленческих решений должно быть закреплено на длительный срок после ухода консультантов с предприятия. Способом закрепления становится программный продукт, либо обеспечивающий какой-то бизнес-процесс, либо увязывающий в единое целое многие бизнес-процессы компании-клиента. Перспективы развития этого сектора консалтингового рынка очень велики. Отставание российских предприятий от своих западных коллег по информатизации очевидно.