Отношения, регулируемые коммерческим правом

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 22:08, контрольная работа

Описание работы

Возрождение коммерческого права в России неразрывно связано с ее переходом к рыночной экономике. На рубеже 80–90-х годов произошли глубокие изменения в правовом регулировании экономической деятельности. Было легализовано предпринимательство. Отношения, являющиеся предметом гражданско-правового регулирования, возникающие между предпринимателями или с их участием, нуждались в особом правовом регулировании.

Содержание

Введение 3
1. Отношения, регулируемые коммерческим правом 5
1.1. Понятие коммерческих отношений 6
1.2. Хозяйственные отношения 7
1.3. Элементы коммерческих правоотношений 9
2. Продажа товаров с недостатками 11
2.1. Сроки предъявления требований 12
2.2. Устранение недостатков товара 12
2.3. Замена товара ненадлежащего качества 13
2.4. Ответственность за просрочку выполнения требований потребителя 14
3. Задача 15

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 34.16 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение 3

1. Отношения, регулируемые  коммерческим правом 5

    1.1. Понятие коммерческих  отношений 6

    1.2. Хозяйственные отношения 7

    1.3. Элементы коммерческих  правоотношений 9

2. Продажа товаров  с недостатками 11

    2.1. Сроки предъявления  требований 12

    2.2. Устранение недостатков  товара 12

    2.3. Замена товара  ненадлежащего качества 13

    2.4. Ответственность  за просрочку выполнения  требований потребителя 14

3. Задача 15

Заключение 17

Список  использованной литературы 18

 

     

     Введение

     Возрождение коммерческого права в России неразрывно связано с ее переходом  к рыночной экономике. На рубеже 80–90-х  годов произошли глубокие изменения в правовом регулировании экономической деятельности. Было легализовано предпринимательство. Отношения, являющиеся предметом гражданско-правового регулирования, возникающие между предпринимателями или с их участием, нуждались в особом правовом регулировании. Они и составили предмет регулирования коммерческого права. В настоящее время это нашло однозначное закрепление в п. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ: «Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием...» [4].

     В современной России коммерческое право  вновь начало развиваться. Закреплена его отраслевая специализация. Указом Президента РФ от 16.12.1993 г. № 2373 был утвержден  Общеправовой классификатор отраслей законодательства. В нем наряду с  гражданским законодательством  выделено законодательство о торговле. Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511 одобрен  Классификатор правовых актов, сменивший  Общеправовой классификатор 1993 г. В  нем в рубрике «Хозяйственная деятельность» имеется специальный  раздел «Торговля» [3]. Таким образом, торговое законодательство вновь выделено из общего массива нормативных актов. Именно поэтому данную тему можно выделить как актуальную для рассмотрения. Для умелого пользования, необходимо четко разделять отношения, регулируемые коммерческим правом, что я и попытаюсь сделать в первой части своей контрольной работы.

     Далее опираясь на закон «О защите прав потребителей»  я попытаюсь разобрать возможности  продажи товаров с недостатками и последствия таких отношений. Актуальность этой темы заключается  в том, что на сегодняшний деть рынок продовольственных и непродовольственных товаров переполнен. Огромное количество магазинов с продуктами и одеждой появилось в России за последнее десятилетие. Далеко не везде мы можем приобрести товар, удовлетворяющего качества. В связи с этим необходимо точно знать какие покупателю претензии и в какой срок необходимо предъявлять продавцам или производителям. На какие компенсации он может рассчитывать. 

 

     

     1. Отношения, регулируемые коммерческим правом

     Коммерческое  право является одной из отраслей права, которая регулирует коммерческую или торговую деятельность. Коммерческое право принято считать подотраслью гражданского права. Гражданское и коммерческое право регулируют сходные между собой отношения. Коммерческое право регулирует товарный оборот, который является частью имущественного оборота.

     Коммерческое  право – совокупность правовых норм, разработанных для обслуживания товарногооборота и регулирующих взаимоотношения между профессиональными предпринимателями. Коммерческое право представляет собой комплекс норм частного права. Оно регулирует отношения между предпринимателями или с их участием в процессе осуществления последними предпринимательской деятельности.

     Наука «Коммерческое право» – это наиболее глубокое теоретическое знание об отрасли  «Коммерческое право», полученное научными методами. Наука коммерческого права  изучает саму отрасль права, ее закономерности, принципы, становление, развитие.

     Сегодня, по мере того как в России развивается  товарный рынок, существует необходимость  постепенного обособления коммерческого  права. Коммерческое право постепенно из подотрасли гражданского права становится самостоятельной отраслью права. Одним из существенных условий отнесениястраны к государству с развитой рыночной экономикой является наличие коммерческого права как самостоятельной отрасли, которая существует наряду с гражданским правом.

     Предмет коммерческого права — это  совокупность правовых отношений, связанных  с коммерческой (торговой) деятельностью [3].

     Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

     1.1. Понятие  коммерческих отношений

     Коммерческие  отношения — это имущественные  и связанные с ними личные неимущественные  отношения, складывающиеся между лицами, осуществляющими хозяйственную  деятельность, или с их участием, основанные на равенстве, автономии  воли и имущественной самостоятельности  их участников, а также организационно-регулятивные отношения. Понятие "лица, осуществляющие коммерческую деятельность" употребляется  как собирательное по отношению  к понятиям "лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность", "индивидуальный предприниматель", "коммерческая организация".

     Организационно-регулятивные отношения являются дополнением  товарно-денежных, они возникают  в связи с необходимостью нормализации (упорядочения, формирования) первичных  товарно-денежных отношений. Отсюда, из природы этих отношений, и проистекает  различие тех начал, на которых строятся эти отношения, и различие методов  их правового регулирования.

     Экономические отношения оформляют свободную  экономическую деятельность лиц, которые  состоят между собой в координационной  взаимосвязи, взаимной не подчинённости, формальном равенстве.

     Организационно-регулятивные отношения оформляют несвободную  деятельность субъектов, которые находятся  между собой в субординационной взаимосвязи, власти одного (публичного органа) и подчинении другого (предпринимателя).

     Иначе говоря, законодатель отнес коммерческие отношения к предмету гражданско-правового  регулирования, рассматривает их как  составную часть структуры предмета гражданского права. В связи с этим нельзя согласиться с тем, что "если отношения между хозяйствующим субъектом и органом управления обладают имущественным содержанием, они, по общему правилу, должны подчиняться нормам гражданского права". Наоборот, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством [2];

     Многие  отношения между хозяйствующими субъектами (предпринимателями, организациями) и органами государственной власти, основанные на власти и подчинении, хотя бы и имеющие имущественное  содержание (например, отношения между  предпринимателями и налоговыми органами по налогообложению предпринимателей), не относятся к коммерческим и не включены в предмет гражданско-правового регулирования, они являются предметом публично-правового регулирования.

     К коммерческим можно отнести регулирование цен, квот на вылов рыбы, добычу полезных ископаемых, отношения, связанные с приватизацией и национализацией объектов и т.д.

     1.2. Хозяйственные  отношения

     Выделение коммерческих отношений в структуре предмета гражданско-правового регулирования вызвано потребностью их специального правового регулирования. Однако поскольку коммерческие отношения — составная часть предмета гражданско-правового регулирования, на них распространяются не только специальные, но и общие нормы гражданского права.

     Наряду  с понятиями "коммерческая деятельность", "коммерческие отношения", "коммерческое право" в юридической литературе широко используются такие понятия, как "хозяйственная деятельность", "хозяйственные отношения", "хозяйственное  право". В зависимости от содержания, вкладываемого в соответствующие  понятия, они далеко не всегда совпадают.

     Отношения по управлению экономикой и отношения по осуществлению экономической деятельности различны по природе: первые регулируются публичным правом, а вторые — частным. Хозяйственное право, нельзя рассматривать в качестве самостоятельной отрасли права.

     Хозяйственная деятельность как свободная деятельность, и хозяйственное отношение как  ее социальная форма, — это экономические, базисные понятия. Деятельность же по государственному управлению экономикой не является экономической, не "погружается" в экономический базис, не представляет собой необходимого элемента собственно производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Она является функцией политической власти в экономической  сфере общества и относится к  сфере надстройки.

     Разумеется, нельзя отрицать, что управление присуще  и собственно производству (предпринимательской  деятельности), но здесь оно проявляет  себя как самоуправление (саморегулирование) предпринимателя. Управленческая деятельность, осуществляемая органами управления коммерческой организации, образует необходимый  элемент самого производства, так  как проявляет себя в рамках коммерческой организации непосредственно в  процессе осуществления производственной деятельности. Именно в этом смысле К. Маркс рассматривал управление производством  как функцию самого процесса производства, а труд по управлению относил к  производительному труду.

     Хозяйственные (предпринимательские) отношения —  это экономическая форма только свободной хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Другие отношения, опосредующие несвободную деятельность, к хозяйственным не относятся. Это организационно-регулятивные, надстроечные, вторичные отношения.

     1.3. Элементы  коммерческих правоотношений

     Любое правоотношение представляет собой  сложное правовое явление. Структурно оно состоит из трех необходимых  элементов: 1) субъекта правоотношения; 2) объекта; 3) содержания гражданского правоотношения.

     Субъектами  коммерческих правоотношений являются стороны, вступающие в договорные отношения  по купле-продаже товаров или  оказанию услуг.

     Ими могут быть национальные и иностранные  коммерческие предприятия, организации, их объединения (союзы, ассоциации), некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, а также индивидуальные предприниматели.

     Субъекты  коммерческих правоотношений в зависимости  от их правового статуса делятся  на юридических лиц и лиц, занимающихся коммерческой деятельностью без  образования юридического лица.

     К юридическим лицам относятся  коммерческие организации, основной целью  которых является извлечение прибыли, и некоммерческие организации, которые  не имеют целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют ее между учредителями.

Информация о работе Отношения, регулируемые коммерческим правом