Осуществление предпринимательской деятельности некоммерческими организациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 04:31, контрольная работа

Описание работы

С самого начала происходящих в России реформ, на смену находящихся под директивной опекой государственных органов, большей частью политизированных и идеологизированных общественных организаций, в России пришли добровольные объединения граждан, являющие собой бескорыстную ассоциацию активных, руководствующихся принципами гуманизма и справедливости людей. В качестве таковых в России в конце 80-х начале 90-х годов возникли некоммерческие организации, призванные осуществлять правовую защиту и правовое просвещение широких слоев населения.

Работа содержит 1 файл

Предпр.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

В соответствии с п. 3 статьи 65 основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". При этом требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной п. 1 ст. 64 ГК.

К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, названный Федеральный закон применяется с особенностями, установленными Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

В соответствии с Законом  о банкротстве к неплатежеспособному юридическому лицу могут быть применены не только ликвидационные процедуры, но и иные процедуры банкротства, направленные на предупреждение банкротства.

Основная черта  процедур банкротства состоит в том, что они преследуют цель удовлетворения общих интересов кредиторов, в том числе и за счет интересов отдельных кредиторов как индивидуальных истцов. Применение указанных процедур по общему правилу имеет следующие последствия: передача всех дел должника в ведение специально назначаемого лица (арбитражного управляющего); объединение активов юридического лица в единое целое (имущество должника или конкурсную массу); формирование единого коллектива кредиторов (собрание кредиторов); прекращение индивидуального удовлетворения требований кредиторов; предоставление всем кредиторам равных условий удовлетворения их требований в соответствии с установленными законом очередностью и принципами.

 

    1. Признаки банкротства

 

В статье 3 Закона определяются признаки банкротства. При этом обращает на себя внимание тот факт, что речь идет о признаках, при наличии которых суд может признать должника несостоятельным (банкротом). Единственный такой признак для юридических лиц - срок неисполнения требований кредиторов, который должен быть больше трех месяцев (размер задолженности при этом не имеет значения, так как учитывается только в системе признаков, достаточных для принятия судом заявления о банкротстве должника). Во всех случаях подлежат учету как требования из денежных обязательств, так и требования по уплате обязательных платежей.

Таким образом, юридическое лицо считается неспособным  удовлетворить требования кредиторов, если существует даже минимальная задолженность  более чем три месяца. В этом состоит сущность критерия неплатежеспособности - установление презумпции невозможности осуществления деятельности при наличии неисполняемых требований кредиторов (возможности должника по удовлетворению этих требований могут быть учтены на восстановительных стадиях, но если они ни к чему не привели, то должник признается банкротом независимо от представления доказательств наличия имущества и т.п.).

Для физических лиц срок задолженности установлен также три месяца. Однако применительно  к гражданам установлен критерий неоплатности, суть которого состоит в том, что неспособность удовлетворить требования кредиторов может возникнуть только при недостаточности всего имущества для расчетов со всеми кредиторами, т.е. при превышении пассива над активом должника.

Следует отметить, что в силу прямого указания Закона, к гражданам - индивидуальным предпринимателям применяется критерий неплатежеспособности.

Отметим, что  по Закону 1992 г. критерий неоплатности присутствовал и для юридических  лиц, что крайне негативно отразилось на практике, когда отдельные должники в течение длительного времени поддерживали активы на несколько более высоком уровне, чем пассивы (в том числе и путем частичного удовлетворения требований), не опасаясь банкротства.

Критерий неоплатности в настоящее время применяется  для юридических лиц - естественных монополистов топливно-энергетического комплекса.

    1. Правовой статус арбитражного управляющего

Закон “О несостоятельности (банкротстве)” определяет понятие  арбитражного управляющего. Согласно ст. 2 Арбитражный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим федеральным законом.

Арбитражным управляющим  может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями, имеющее лицензию на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего и зарегистрированное при этом суде в качестве арбитражного управляющего.

Согласно Закону “О несостоятельности” Арбитражным  управляющим не может быть лицо:

- осуществлявшее  ранее управление делами должника, за исключением случаев, когда  с момента отстранения указанного  лица от управления делами  прошло более трех лет;

- в отношении,  которых имеется ограничения  на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц;

- имеющие судимость.

Арбитражный управляющий  имеет следующие права:

- созывать собрание  кредиторов и комитета кредиторов;

- обращаться  в арбитражный суд;

- получать из  средств должника вознаграждение за свою деятельность;

- привлекать других лиц для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе с оплатой ох деятельности из средств должника;

- подавать заявления  в суд о досрочном прекращении  своих полномочий .

Арбитражный управляющий  обязан:

- принимать  меры по защите имущества должника;

- анализировать  финансовое состояние должника;

-анализировать,  финансовую, хозяйственную и инвестиционную  деятельность должника, его положение  на товарных рынках

- рассматривать  заявленные требования кредиторов.

В зависимости  от применяемой судом процедуры банкротства, объем прав арбитражного управляющего может увеличиваться.

Арбитражные управляющие  несут ответственность на основании  и в порядке установленном  ст. 21 Закона “О несостоятельности (банкротстве)”.

Санкциями, применяемыми по отношению к арбитражным управляющим, является: отзыв лицензии и отстранение  от исполнения обязанностей по делу.

Основанием  для отзыва лицензии у арбитражного управляющего является неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязанностей, возложенных на него в соответствии с Законом, которое повлекло убытки для должника или кредиторов.

Основанием  для отстранения от исполнения обязанностей по делу является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, при отсутствии убытков должника или кредиторов, вызванных вышеуказанными причинами.

Кроме того, должник  и его кредиторы вправе потребовать  от арбитражного управляющего возмещения убытков, причиненных действиями (бездействием) арбитражного управляющего, нарушающими законодательство Российской Федерации.

На основании  вышесказанного необходимо отметить Законом  “О несостоятельности (банкротстве)” признаки несостоятельности, процедуры применяемые в ходе судебного разбирательства, права, обязанности и ответственность арбитражных управляющих, установлены на другом более качественном уровне по отношению к Закону “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”. Больше внимания уделено правам и обязанностям арбитражных управляющих, а также их ответственности, устранены выявленные практикой недостатки в определении признаков несостоятельности, переосмыслено понятие внешнего управления и т.д.

 

  1. Право государственной и муниципальной собственности. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

 

3.1. Право государственной  и муниципальной собственности

 

3.2. Государственные  и муниципальные унитарные предприятия

Правовой режим  имущества предпринимателей представляет собой совокупность законодательных  правил по владению, пользованию и  распоряжению имуществом. Имущественную основу хозяйственной деятельности составляет право собственности. Наряду с правом собственности выделяют и другие вещные права, например, право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Отличительная черта этих вещных прав в том, что они принадлежат не собственникам. Содержание этих прав (правомочия владения, пользования, распоряжения) совпадает с содержанием права собственности, но ограничено по сравнению с ним именно полномочиями, которыми наделен собственник.

Субъектами права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия (за исключением казенных).

Праву хозяйственного ведения соответствует предприятие  как особый вид субъекта права. Это  неразрывно связанные между собой  категории, хотя в современной цивилистике за унитарными предприятиями утвердилась репутация "переходной формы" (они замыкают перечень коммерческих организаций в ГК РФ), и в будущем термин "предприятие" должен окончательно переместиться в раздел ГК РФ об объектах гражданских прав (ст. 132).

В новом Гражданском кодексе была введена категория "хозяйственное ведение".

Это своеобразный инструмент для ограничения ответственности  собственника (государства или муниципального образования) за результаты предпринимательской деятельности объемом имущества, выделенного в хозяйственное ведение учрежденному предприятию, аналогичный тому, как гражданин может зарегистрировать хозяйственное общество, чтобы ограничить свою ответственность только имуществом, внесенным в его уставный капитал.

Унитарное предприятие

 

 Предприятием  как объектом прав признается  имущественный комплекс, используемый  для осуществления предпринимательской  деятельности.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени  Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия  осуществляют органы государственной  власти Российской Федерации или  органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени  муниципального образования права  собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему  на праве хозяйственного ведения  или на праве оперативного управления, является неделимым и не может  быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие  не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие  путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие  должно иметь самостоятельный баланс.

 

 

 В Российской  Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное  предприятие и государственное  предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).

 Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

 Унитарное  предприятие считается созданным  как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными статьей 10 настоящего Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Унитарное предприятие  создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

Унитарное предприятие  вправе в установленном порядке  открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Полное фирменное  наименование государственного или  муниципального предприятия на русском  языке должно содержать слова "федеральное  государственное предприятие", "государственное  предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Информация о работе Осуществление предпринимательской деятельности некоммерческими организациями