Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 04:31, контрольная работа
С самого начала происходящих в России реформ, на смену находящихся под директивной опекой государственных органов, большей частью политизированных и идеологизированных общественных организаций, в России пришли добровольные объединения граждан, являющие собой бескорыстную ассоциацию активных, руководствующихся принципами гуманизма и справедливости людей. В качестве таковых в России в конце 80-х начале 90-х годов возникли некоммерческие организации, призванные осуществлять правовую защиту и правовое просвещение широких слоев населения.
С самого начала происходящих в России реформ, на смену находящихся под директивной опекой государственных органов, большей частью политизированных и идеологизированных общественных организаций, в России пришли добровольные объединения граждан, являющие собой бескорыстную ассоциацию активных, руководствующихся принципами гуманизма и справедливости людей. В качестве таковых в России в конце 80-х начале 90-х годов возникли некоммерческие организации, призванные осуществлять правовую защиту и правовое просвещение широких слоев населения.
Историческую
роль некоммерческих организаций в
становлении правового
Некоммерческая
организация не может осуществлять
предпринимательскую
В п. 2 ст. 24 ФЗ от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" говорится: "Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов".
Можно сказать,
что принцип абсолютной самостоятельности
предпринимательской
Некоммерческие
организации осуществляют предпринимательскую
деятельность на свой риск. Это неразрывно
связано с ответственностью за неблагоприятные
последствия такой
Нельзя не упомянуть и о возможности наступления уголовной ответственности для некоммерческих организаций, обладающих статусом юридического лица. Такой вид ответственности нашел нормативное закрепление в уголовных кодексах многих стран мира. Что касается Российской Федерации, то в нашей стране в обозримом будущем это вряд ли случится.
Еще один признак
предпринимательской
Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, а следовательно, получать прибыль. Однако для них получение прибыли не должно рассматриваться в качестве основной цели. Об этой особенности предпринимательской деятельности некоммерческих организаций говорится в ст. 50 ГК РФ.
Идею о разграничении некоммерческой и предпринимательской деятельности некоммерческих организаций можно признать позитивной. Однако приходится констатировать, что в российском законодательстве о некоммерческих организациях пока нет целостной системы критериев отграничения предпринимательской от некоммерческой деятельности. Например, образовательное учреждение стало заниматься предпринимательской деятельностью. Все легальные признаки такой деятельности налицо, однако, если задаться вопросом, можно ли такую деятельность квалифицировать как предпринимательскую, далеко не во всех случаях можно получить положительный ответ. Поскольку в соответствии со ст. ст. 45 и 46 Закона РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании", если государственные, муниципальные и негосударственные образовательные учреждения оказывают населению платные дополнительные образовательные услуги, такая их деятельность не будет расцениваться в качестве предпринимательской при условии, что доходы от нее полностью идут на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, в том числе на заработную плату сотрудников. Законодатель подобным образом дал понять, что положения п. 1 ст. 2 ГК "не работают" в полной мере применительно к некоммерческим организациям. Отсюда следует, что если для коммерческой организации при квалификации ее деятельности как предпринимательской не имеет значения, на какие цели будет потрачена прибыль, то для характеристики предпринимательской деятельности некоммерческой организации - это принципиальный вопрос.
Последний признак
предпринимательской
Некоммерческие организации в соответствии с п. 2 ст. 24 ФЗ от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" могут получать прибыль от: пользования имуществом, производства товаров и услуг; сдачи имущества в аренду; размещения средств на депозитных счетах в банках, на остаток которых начисляются проценты; приобретения и продажи ценных бумаг; участия в хозяйственных обществах и товариществах в качестве вкладчика.
Доходы, получаемые от размещения средств на депозитных счетах в банках, на остаток которых начисляются проценты, от участия в хозяйственных обществах в качестве вкладчика, не будут расцениваться компетентными государственными органами в качестве прибыли от предпринимательской деятельности, поскольку такую деятельность осуществляют другие субъекты хозяйственного оборота (банки, транспортные компании, ПИФы и т.д.). И только когда некоммерческие организации получают систематическую прибыль от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг и выполнения работ, их доходы будут считаться прибылью, извлекаемой от осуществления предпринимательской деятельности. Поэтому представляется правильной позиция президиума Высшего Арбитражного Суда, который в Постановлении N 1441/97 от 8 июля 1997 г. не стал признавать доходами жилищно-строительного кооператива проценты, полученные от размещения средств на депозитном счете в Сбербанке России. Суд указал, что деятельность кооператива не является предпринимательской, поскольку не отвечает всем признакам такой деятельности, предусмотренной п. 1 ст. 2 ГК. Действительно, в этом случае право на занятие предпринимательской деятельностью реализуется не самой некоммерческой организацией, а ее представителем (банком), т.е. другим субъектом хозяйственной деятельности.
Для обеспечения устойчивости хозяйственного оборота законодатель установил государственную регистрацию юридических лиц. Некоммерческая организация, планирующая получить в будущем доход от предпринимательской деятельности, должна зарегистрироваться в соответствующих государственных органах.
В российском праве
для некоммерческих организаций
предусмотрена возможность
Представляется,
современное законодательство, направленное
на регулирование
Период массового становления российских некоммерческих организаций – более 10 лет в историческом плане небольшой. Однако его значимость для развития правового сознания населения страны трудно переоценить. Возникнув за короткий период во всех регионах страны, некоммерческие организации сразу включились в работу со всеми слоями населения, нуждающимися в правовой защите, тем самым, способствуя вытеснению идеологических принципов общественных отношений и их замене правовыми.
Сегодня некоммерческие организации в России – это не только реальность, но и активная сила, являющаяся символом самодеятельности масс, надежной опорой государства на пути демократизации общественной жизни.
За прошедшие годы некоммерческие организации в России смогли упрочиться и функционально, и материально. Сложилось тесное сотрудничество некоммерческих организаций со средствами массовой информации. Последнее, однако, не всегда реализуется в той форме и в тех масштабах, которые желательны для некоммерческих организаций. Тем не менее, тенденции этого сотрудничества благоприятные.
Одна из проблем, тормозящая эффективную работу некоммерческих организаций – технологическое несовершенство и неполнота базы правовой информации, которой некоммерческие организации обладают сегодня. Причиной тому, в немалой степени, отсутствие у некоммерческих организаций серверной техники, необходимой для формирования систематизированной базы правовых данных.
Вторая, но первая по значимости, проблема – это недостаток финансовых средств, затрудняющих реализацию многих, особенно массовых правовых инициатив. Речь идет прежде всего о правовом просвещении масс, правовой защите социально незащищенных слоев населения, мониторингах правовой ситуации в масштабах регионах, массовом издании правовой литературы.
Планы некоммерческих организаций на будущее обнадеживают – формирование сознания граждан России будет ознаменовано новым подъемом. Однако предпосылкой этого является опять-таки должная финансовая поддержка некоммерческих организаций, призванных лечь в основу развития одной из важнейших составляющих демократического облика российского государства – правовых инициатив добровольных объединений граждан.
2.1. Понятие несостоятельности(
Статья 1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определяет отношения, которые являются сферой регулирования Закона, а именно: отношения, возникающие между должником, кредиторами, третьими лицами в связи с неисполнением должником в полном объеме требований кредиторов (при этом имеется ввиду неспособность должника удовлетворить эти требования), в частности порядок и условия предупреждения банкротства, порядок и условия проведения процедур в рамках рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве).
В статье 65 ГК РФ рассматривается несостоятельность (банкротство) как одно из оснований для ликвидации юридического лица.
Юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом) в принудительном порядке - по решению суда, или объявлено несостоятельным (банкротом) в добровольном порядке - по решению, принятому юридическим лицом совместно с его кредиторами.
Основанием
признания юридического лица (должника)
несостоятельным (банкротом) или объявления
должником о своей
Несостоятельным
(банкротом) может быть признано (объявлено)
юридическое лицо, являющееся коммерческой
организацией, за исключением казенного
предприятия, а также юридическое
лицо, действующее в форме
Если стоимость имущества соответствующего юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном рассматриваемой статьей.
Если в ходе осуществления ликвидации юридического лица на основании решения суда обнаруживается недостаточность его имущества для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени должника, кредиторы ликвидируемого юридического лица, а также иные лица, которым в соответствии с законодательством о банкротстве предоставлено право на обращение в арбитражный суд, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании соответствующего юридического лица банкротом. При признании такого должника банкротом функции конкурсного управляющего могут быть возложены судом на руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора) .
Информация о работе Осуществление предпринимательской деятельности некоммерческими организациями