Особенности организации и технологии производства документальных кинофильмов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 02:03, курсовая работа

Описание работы

Сегодня на российском рынке неигрового кино происходят такие процессы, как увеличение числа действующих киностудий, повышение зрительского интереса к документальным картинам, формирование новых жанров, направлений в документалистике и т.д.

Документальное кино имеет интересную историю, его создание это серьезный и увлекательный процесс, в котором должны участвовать профессионалы своего дела. Для того, чтобы сделать из «живого» факта или чьей-либо истории хороший документальный фильм, который будет интересен зрителям, нужно учитывать специфику его создания. Именно эти особенности я и хочу осветить с своей курсовой работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..
Жанры документального кино………………………………………………………………...

Предподготовительный, подготовительный и съемочный период………

Система показов документальных фильмов………………………....................

Состав съемочной группы документального фильма…………………………….

Студия документального кино. Ее содержание и работа.……………………..

Заключение………………………………………………………………………………………………

Список используемой литературы……………………………………......................

Работа содержит 1 файл

Жанры документального кино 2.docx

— 51.60 Кб (Скачать)

Сценарий является логическим и целесообразным путем  создания фильма. Без него очень  сложно осуществлять первоначально  задуманную идею. Поэтому только после  рассмотрения сценария фильм рекомендуется  для запуска в производства документального  фильма. Он является фактически одним  из ключевых моментов данного периода, поскольку отражает основные временные  и технические параметры будущего производства: продолжительность съемок, последовательность проводимых работ  и т.д Таким образом, результатом  проведения подготовительных работ  является составления лимита затрат на производство документального фильма. Продюсер обязан уложиться в запланированный  бюджет. Но иногда бывают ситуации, когда  запланированный бюджет оказывается  слишком мал, и нужно срочно восполнить нехватку средств на производство. В этом случае рекомендуется продолжать поиск средств как во время подготовительного, так и во время съемочного и монтажного периодов.

Рассмотрим это  на примере картины «Георгий Жженов. Русский крест». Когда встал вопрос о привлечении дополнительных инвестиций, логическ можно было рассудить, что  для западного зрителя Георгий  Степанович не является значительной фигурой, а, следовательно, данный проект не представляет интереса для иностранных  инвесторов. Картина о Георгии  Жженове – это внутренняя, национальная картина, поэтому и финансы нужно  искать в России. Во время написания  сценария продюсер помогает режиссеру  выбрать как можно более интересный, нетрадиционный способ подачи материала. Это норма в современном западном документальном кино, которая, к сожалению, еще не очень хорошо прижилась в России.

К примеру, два  способа подать героя: традиционный способ подачи героя: Георгий Степанович у себя на даче, перед камином  к примеру, рассказывает в камеру о своей жизни. Данный вариант  практически беспроигрышен с  точки зрения прибыли: не нужна специальная  техника, оборудование, оператор с определенными  навыками работы и т.д. И для продюсера  это выгодный ход. Но настоящий, любящий  истинное искусство продюсер никогда  не пойдет на это ради того,чтобы  уменьшить затраты на производство. Снять интересное, необычное и  в то же время прибыльное кино –  вот в чем задача современного продюсера. А вот угадать, как  было бы интереснее показать жизнь  такого выдающегося человека – это  уже задача режиссера. Продюсер и  режиссер должны работать вместе, а  для этого продюсер должен являться такой же творческой личностью, как  и режиссер. Но в данном конкретном примере режиссер и продюсер сочетались в одном лице, поэтому разногласий  не возникло.

Второй способ  - поиск интересного контекста, индивидуальности данного фильма. Чтобы качественно  раскрыть тему, нужен интересный подход к сценарию. Так почему бы самому герою не предстать перед зрителем в качестве экскурсовода по своей  жизни? И тогда дальше возникают: Магадан, Владивосток, Красноярск, Норильск, Соловки, Санкт – Петербург, Москва. Но это огромные деньги. Поэтому в первую очередь следует решить, стоит ли конечный вариант фильма таких затрат. Но если снимать действительно качественное кино, то этот вопрос отпадает сам собой.

Так как конечный сценарий предусматривает постоянное передвижение героя, нужно специальное  оборудование, оператор должен быть ко всему прочему и хорошим репортером, с живой камерой, иметь большой  объем пленки, потому что на подобном проекте совершенно невозможно получить избыточность материала хотя бы 1:10, а следовательно, это очень большие  затраты. Хотя в принципе избыточность материала в каждом ином случае бывает различна. Но чаще всего снимается намного больше, чем потом включается в фильм. Приблизительная избыточность при нормальных условиях составляет 1:10.

Как показывает практика, большая часть затрат на съемочном периоде также приходится и на оплату технических работ  и услуг. С точки зрения продюсера, целесообразно выбрать оптимальнвц  видеоформат, камеры с учетом последующих  передвижений, радиомикрафоны и дальше выстраивать систему таким образом, чтобы платить только за подготовку мест натуры к прибытию героя. Все  должно быть продумано и обговорено заранее. И если герой зашел в  определенное место и удивился, то это значит, что продюсер уже удивился до него. Также, чтобы сделать кино про Жженова, специально была куплена монтажная.

В итоге получился  биографический фильм. Во время съемок удалось собрать дополнительный бюджет, который составил ровно такую  же сумму, которую заплатил за его  производство телеканал. Для этого  пришлось не ограничиваться только деньгами канала, а продолжать поиск средств. Помимо режиссера, сценариста и продюсеру  к данному проекту с самого начала привлекался композитор.

Тратя деньги на работу композитора, на технику и оборудование, надо понимать, что и сам герой такого уровня обходится очень дорого: нужно создавать комфортные условия для проживания, переездов, работы. К тому же очень часто для такого героя приглашается специальный человек, который работает с ним как психолог, иногда герой может даже об этом не знать. Работа психолога – это достаточно важная составляющая успешной реализации задуманного режиссером плана, так как героя в документальном кино очень часто приходится заставлять делать что-либо специально, провоцируя его реакцию на событие. Нужно уметь так расставлять акценты, чтобы герой был вынужден проявлять свою личность, раскрывая свой характер и свою индивидуальность. Ведь для зрителя всегда интересен именно внутренний мир героя, его переживания, его отличие от других людей. Картина «Георгий Жженов. Русский крест» - картина о человеке, который провел за решеткой 17 лет, о том, как это повлияло на него, как заставило поменяться его мировоззрение. Нужно заставить героя делать импровизацию на тему придуманного сценария. В неигровом кино сложнее всего бывает именно придерживаться определенного сценария развития действий. Потому что конечный вариант в итоге может быть с совершенно иными выводами, нежели задуманный ранее.

Очень важно, чтобы  у зрителя создавалась иллюзия  его совместного путешествия  вместе с авторами фильма по реке времени  и событий, потому что, когда он путешествует вместе с авторами, он сотворит с  ними. И именно тогда зритель начинает уважать истинное искусство, людей, которые доносят до него эту идею, а в итоге – и самого себя. Заставлять быть художником самого зрителя  – вот что самое главное  в творчестве кинематографиста.

Система показа документальных фильмов.

С момента появления  телевидения и по мере все большей  его популярности неигровое кино плавно перемещалось в телевизионную  сферу деятельности. Очевидно, что  сейчас практически ни один телевизионный  канал не обходится без документального  кино. Более того, на сегодняшний  день телевидение по праву можно  считать единственным связующим  звеном между зрителем и документальным фильмом. Таким образом, современные  телеканалы являются основными прокатчиками данного продукта. Если сравнивать системы показа на западном телевидении  с российским, то можно заметить, что первые резко отличаются от наших  систем вещания телеканалов более  удобной, разработанной и продуманной структурой.

К примеру, на Западе хорошо разработана система так  называемых слотов. Слоты представляют собой разделы, которые расставлены  в тематическом порядке, осуществляется подборка материала по темам. Каждым слотом заведует редактор или продюсер, который отбирает картины и передачи для выпуска в эфир. В итоге вся линейка показа телеканала выстраивается таким образом, чтобы один из конкретных слотов имел преимущества на данном канале. К примеру, с 10-ти до 12-ти часов вечера на крупнейших западных телеканалах принято показывать кино и передачи на одну конкретную тему, в частности, для того, чтобы ее могло посмотреть как можно большее число зрителей, составляющих интеллектуальную аудиторию. Сетка вещания при этом должна быть долгосрочной. Особенно широко такая практика распространена на BBC. На ВВС, являющимся государственным каналом, отсутствует реклама, а следовательно, не нужен рейтинг. Продюсер или редактор, который работает на этом канале, заведуя определенным слотом, получает лимитированный бюджет на год. Далее он планирует производство, подыскивает себе людей и проекты, в которые затем вкладываются бюджетные деньги. В отличие от Великобритании во Франции и Германии существует несколько каналов, специализирующихся на подобной системе слотов. Но в этих странах другая система подхода к зрителю – там проводятся тематические вечера. Тематический вечер обычно бывает представлен в эфире игровой картиной, документальным фильмом, возможно, научно-популярной программой или какой-либо передачей на ту же тему. К примеру, один европейский канал сейчас приобрел право на показ картины «Александр Солженицин. Жизнь не по лжи» для своего тематического вечера, посвященному Александру Исаевичу.

В России тоже существует канал, специализирующийся конкретно  на показе документального кино, - это  телеканал «Культура». Но, к сожалению, там нет практики такого упорядоченного показа, а система слотов не предусмотрена.

На Западе вся  суть подобных показов заключается  именно в выстраивании такой линейки  планирования, которая позиционируется  именно как долгосрочная. Продюсеры  каналов заявляют: кино, транслируемое  по их каналам, будут смотреть только самые умные и образованные люди. И только умные люди смогут понять эти картины. Но у нас в России подобная линейка пока не структурирована, а также не разработана система интеллектуального воспитания людей, которая будет работать на интеллектуальные фильмы. Таким образом, сегодня документальное кино в России используется только с одной целью: для заполнения сетки вещания. И на это есть свое обоснование.

  • Во первых, человек, который будет смотреть качественное документальное кино, должен быть, естественно, образованным человеком. Но сейчас рекламные компании, которые фактически руководят телевизионными каналами за счет инвестиций в телевидение, требуют такие телевизионные продукты, которые не расширяют кругозора человека, а, наоборот, сужают его до максимальной степени. Потому что те люди, которые смотрят качественные документальные фильмы и размышляют на эту тему, сами в состоянии пойти в магазин и выбрать тот продукт, который им нужен. Рекламным компаниям не выгоден думающий зритель: им нужны люди, которые без рекламы не смогут самостоятельно сделать выбор.
  • Во-вторых, документальное кино выполнило свое предназначение – разрушило предыдущую политическую систему. Теперь же следует ничего разрушать, нужно, наоборот, создавать некую атмосферу стабильности, следовательно, документальное кино не нужно.

В настоящее  время как продюсер, так и режиссер документально кино обязаны учитывать  мнение зрителя, иначе их работа будет  просто не востребована. Но, с другой стороны, нужно делать такой продукт, который мог бы конкурировать  с серостью – обилием некачественного  кинотовара. Если посмотреть на сетку  вещания наших телеканалов, то очень  сложно предположить, что есть возможность  создавать подобный продукт сейчас. Хотя, как показывает практика, эта теория не всегда верна. Сделав несколько подводящих под размышление картин для одного из каналов, продюсеры убедились: эти картины имеют успех и достаточно высокий рейтинг. Значит, интеллектуальный зритель все-таки существует. Его немного до десяти процентов всего населения страны, но он все-таки есть. И такой процент с 10-ти до 12-ти вечера – это очень высокий рейтинг. Потому что в это время телевизионные программы смотрят люди очень занятые. А к примеру, фильм «Георгий Жженов. Русский крест» получил рейтинг в 2 раза больше, чем очередной боевик по параллельному каналу.

Представим, что  в России появилась система подобных слотов. Подсчеты экспертов показывают, что таким образом вполне возможно получать конкретный рейтинг по определенной тематике. Если в течение следующих  недель его закрепить и так  повторять несколько месяцев, тогда  появится постоянный зритель. В России этого можно добиться только на телеканале «Культура».

Приведем пример: в Великобритании в один из канунов  Нового года по телеканалу ВВС с 8-ми до 12-ти часов вечера показывали конкурс  лучших фильмов о природе. После  праздников руководство канала объявило, что в этот день у телекомпании был самый высокий рейтинг. Следовательно, можно сделать вывод: на Западе сумели воспитать интеллектуальную аудиторию.

Помимо всего  прочего, там существует еще один прокатный канал для неигрового кино -  это показ документальных фильмов в кинотеатрах, на большом  экране. В Америке, Франции и Германии этот вид проката развивается  все быстрее. Продюсеры имеют  огромные прибыли с такого показа. На сегодняшний момент многие делают документальные фильмы специально для  кинозалов. Такие продюсеры имеют  полный пакет прав на свой фильм  и получают за его распространение  большие деньги. Например, покупка  прав на одноразовый показ фильма о Солженицине обошлась европейскому каналу в 18 тыс. евро. Кроме этого, если продюсер имеет права на картину, он может продать ее не только одному каналу и не только одной стране. Сегодня успешно практикуется продажа DVD-дисков через официальные web-сайты, и если кто-нибудь хочет посмотреть этот документальный фильм, а в магазине такую продукцию не удается приобрести, то он может заказать его непосредственно у самого режиссера или продюсера данного проекта. Сумма, назначенная за картину, варьируется от 500 до 1000 $. И желающих сейчас очень много. На Западе даже созданы магазины, которые специализируется исключительно на документальном кино. Но даже в таком магазине документальный фильм обойдется не дешевле 200 $, хотя себестоимость фильмов совсем небольшая: матрица DVD-диска стоит сейчас 5 $. 

Состав съемочной группы документального фильма.

Состав съемочной  группы неигрового фильма во многом схож с игровыми картинами. Но все-таки в  документальной картине существует ряд отличий:  съемочная группа документального фильма должна состоять из людей хорошо знакомых между собой, потому что она меньше съемочной  группы игрового фильма и взаимоотношения  между людьми имеют чрезвычайно  важный характер. В состав съемочной  группы документального кино входят: линейный продюсер (в Европе) или  директор картины (в России), администратор  – человек, помогающий организовать съемки, далее режиссер, возможно (но не всегда), ассистент режиссера, оператор, ассистент оператора или осветитель, выполняющий функции ассистента оператора, который помогал бы оператору, брал бы на себя часть работы. Это минимальный состав группы. На следующих этапах производства к созданию картины подключаются: композитор, монтажер и редактор. Но в документальном кино некоторые из перечисленных профессии  имеют ряд особенностей:

Информация о работе Особенности организации и технологии производства документальных кинофильмов