Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:50, лекция
Изучаемый курс «Предпринимательство» поможет студентам освоить теоретические знания и практические навыки организации высокоэффективной предпринимательской деятельности.
Цель курса - дать студентам необходимый объем конкретных знаний, навыков и умений в области предпринимательства - важного элемента социально-экономического развития страны.
Задачи курса:
- обозначить важность и необходимость предпринимательства как вида хозяйственной деятельности, насыщающей рынок товарами и услугами;
- подчеркнуть роль человека - предпринимателя в организации и становлении предпринимательской деятельности в отечественной экономике;
- научить студентов основным навыкам предпринимательства, дать знания, позволяющие им легко адаптироваться в предпринимательскую среду.
Производственные
факторы. Производственная функция.
Тема 10. Особенности малого предприятия
Понятие «малое предприятие», критерии его определения. Роль малого и среднего предпринимательства в современной экономике. Экономическое и социальное значение малого бизнеса. Преимущества малого бизнеса: дух инициативности и динамизма, независимость действий, быстрая реакция на изменение конъюнктуры, ориентация на местные рынки. Особенности малого бизнеса: инновационная основа, экономическая и социальная ответственность. Персонифицированность управления.
Государственная поддержка малого предпринимательства, содействие со стороны крупного бизнеса*. Основные положения закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»*. Проблемы малого предпринимательства в современной российской экономике.
Инновационные
инкубаторы и научно-технологические
парки.
Раздел III. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 11. Ресурсное обеспечение предпринимательства
Ресурсное обеспечение: сущность и содержание. Виды ресурсов. Ограниченность и взаимозаменяемость ресурсов.
Обеспечение предприятия основными фондами. Формы учета и методы оценки основных фондов на предприятии. Амортизация фондов; Эффективность использования основных фондов*.
Обеспечение предприятия оборотными средствами. Сущность и классификация оборотных средств. Кругооборот показателей оборачиваемости оборотных средств. Нормы и нормативы оборотных средств.
Обеспечение предприятия сырьем и материалами. Сырьевая база и ее составные части. Требования к обеспечению сырьем*.
Обеспечение
предприятия рабочей силой. Рынок
труда и особенности его функционирования
в России. Подготовка кадров и повышение
квалификации.
Тема 12. Издержки производства
Сущность издержек производства, их экономическое значение. Альтернативные издержки. Постоянные, переменные и валовые издержки, характер их взаимосвязи.
Классификация
затрат, образующих себестоимость продукции.
Технико-экономические факторы
Тема 13. Финансовые ресурсы и финансовый менеджмент
Финансовый
рынок, его структура и механизм
функционирования. Управление финансами
или финансовый менеджмент. Финансовые
показатели. Финансовые ресурсы и их источники.
Классификация источников финансирования.
Структура хозяйственных средств. Текущие
и основные активы предприятия. Заемные
и собственные источники. Виды банковских
кредитов, условия их предоставления.
Финансовые посредники. Фондовый рынок.
Основные финансовые документы предприятия.
Баланс*. Счет прибылей и убытков. Анализ
финансовых показателей.
Тема 14. Инвестиционная политика
Инвестиции и капиталовложения. Цель инвестиций. Проблемы инвестиций в условиях российского рынка. Базовые принципы инвестирования. Факторы выбора инвестиционной стратегии.
Инвестиции в реальный капитал. Технико-экономическое обоснование эффективности капиталовложений и внедрения новой техники*. Понятие и показатели экономической эффективности капиталовложений. Инвестиции в ценные бумаги. Портфельный подход к инвестициям. Диверсифицированный портфель. Инвестиционный портфель и риск*. Управление портфелями ценных бумаг.
Методы
расчета эффективности
Тема 15. Предприниматель и рынок
Сущность рынка. Место рынка в системе товарного производства. Механизм функционирования рынка. Элементы рынка. Виды рынков.
Спрос, предложение, конъюнктура, цена, конкуренция. Методы ценовой и неценовой конкуренции. Территориальная классификация рынков. Легальный и теневой рынок*.
Тема 16. Товарная политика предпринимателя
Понятие о товаре как объекте предпринимательской деятельности. Сущность товарной политики. Рыночные факторы. Индивидуализация товара, его постоянная модификация и модернизация, разработка новых товаров. Классификация товаров. Товары массового и элитарного спроса*.
Оценка конкурентоспособности товара и предприятия. Пути и способы обеспечения конкурентоспособности товара. Товарный ассортимент и товарная номенклатура. Маркировка товара. Реклама. Понятие «брендинг»*.
Ценовая
политика предприятия. Виды цен. Ценообразование
на различных типах рынков.
Тема 17. Маркетинг в бизнесе
Маркетинг как философия бизнеса. Основные принципы маркетинга. Функции и виды маркетинга. Комплексное исследование рынка. Классификация рынков. Сегментация рынков. Позиционирование товара.
Маркетинговая служба предприятия. Структура и функции маркетинговой службы. Изучение спроса и предложения. Формирование рынка сбыта продукции. Схема маркетинговой деятельности.
Глобальные
и локальные маркетинговые
Раздел IV. УПРАВЛЕНИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 18. Управление предприятием
Сущность управления и его функции. Задачи управления. Управление как процесс планирования, организации, координирования, мотивации и контроля. Управление как серия непрерывных взаимосвязанных действий. Исходные функции управления по А. Файолю.
Управленческие
решения. Основные виды управленческих
решений. Требования, предъявляемые к
управленческим решениям. Информационные,
организационные, оперативные решения*.
Алгоритмические и эвристические решения.
Решения в условиях неопределенности.
Модель принятия управленческого решения.
Тема 19. Планирование в предпринимательской деятельности
Сущность и элементы внутрифирменного планирования. Принципы планирования: полнота, детализация, точность, непрерывность, эластичность, экономичность. Функции планирования. Этапы планирования. Прогнозирование, анализ проблем, поиск альтернатив, определение целей, постановка задач, установка плановых заданий, контроль и корректкфовка. Структура плана предприятия,
Виды планирования: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное. Порядок формирования производственной программы*.
Бюджетное планирование*.
Бизнес-план:
назначение, цели, структура и этапы
разработки. Содержание основных разделов.
Тема 20. Организационные структуры предприятия
Факторы, влияющие на выбор организационной структуры. Принципы создания эффективной организационной структуры. Типовые структуры управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная. Преимущества и недостатки типовых структур.
Программно-целевые структуры: проектного управления, внедрения нововведений, матричная. Организационные структуры предприятий с маркетинговой ориентацией*.
Иерархическая цепочка управления. Руководители высшего, среднего и низшего звена. Функции лиц, управляющих предприятием. Организация и распределение полномочий.
Раздел V. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Тема 21. Предпринимательский (хозяйственный) договор
Общее понятие о предпринимательском договоре. Взаимные права, обязанности и ответственность сторон. Классификация договоров.
Формы хозяйственных договоров: купли-продажи, перевозки грузов, оказания услуг, подряда, аренды (лизинга), на проведение НИОКР*.
Структура договора. Преамбула договора и его состав. Существенные условия договора. Порядок и формы
расчетов
по договорам. Расчетные документы.
Проблемы гарантирования платежей. Понятие
и виды залога как способа обеспечения
обязательств. Предметы залога и их
классификация*.
Тема 22. Предпринимательство: возможные формы партнерских отношений
Основные направления сотрудничества и партнерства предпринимателей. Формы партнерств в сфере производства. Совместные предприятия. Производственные кооперативы. Лизинг. Франчайзинг. Концессии.
Формы сотрудничества в сфере товарообмена. Бартер. Встречные поставки. Коммерческая триангуляция*.
Формы сотрудничества в финансовой сфере. Факторинг. Коммерческий трансферт.
Понятие
аренды как формы предпринимательской
деятельности. Виды и формы аренды.
Правовые формы арендных отношений*.
Тема 23. Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности
Функции государства в регулировании предпринимательства. Государство и рыночная экономика. Методы государственного регулирования экономики. Административные и экономические методы.
Гарантии, ограничения и защита предпринимательской деятельности государством. Законодательное регламентирование предпринимательства.
Экономические
функции правительства*. Регулирование
рынка, обеспечение правовой основы предпринимательства,
защита конкуренции, восполнение недостатков
рыночной системы, перераспределение
доходов. Общественные блага и услуги*.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б. и др. Предпринимательство : учебник. - М., 2006.
Бусыгин А.В. Предпринимательство : учебник. - М., 2000.
Дополнительная:
Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное : учебное пособие. - М., 2004.
Виленский А.В. Малый бизнес: трудности роста. -М., 2005.
Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство. - М., 2003.
Предпринимательство : учебник / под ред. М.Г. Лапусты. - М., 2002.
Баранников М.М. Предпринимательство : учебник. -М., 1999.
Веснин В Р. Менеджмент : учебник. - М., 2007.
Медынский
В.Г. Инновационное предпринимательство.
- М., 2000.
ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1.
Основные черты
2. Принципы предпринимательства.
3. Философия предпринимательства.
4.
Особенности российского
5.
Психологический портрет
6.
Формы и виды
7. Права, обязанности и ответственность предпринимателя.
8.
Этика и этикет
9. Выбор и обоснование предпринимательской деятельности.
10.
Стратегия и тактика
11. Предпринимательская идея.
12. Предпринимательский риск.
13.
Стратегия инновационного
14.
Предприятия и
15. Правовые основы бизнеса.
16. Физическое и юридическое лицо как субъекты предпринимательства.
Информация о работе Основыне характеристики предпринимательства