Основыне характеристики предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:50, лекция

Описание работы

Изучаемый курс «Предпринимательство» поможет студентам освоить теоретические знания и практические навыки организации высокоэффективной предпринимательской деятельности.
Цель курса - дать студентам необходимый объем конкретных знаний, навыков и умений в области предпринимательства - важного элемента социально-экономического развития страны.
Задачи курса:
- обозначить важность и необходимость предпринимательства как вида хозяйственной деятельности, насыщающей рынок товарами и услугами;
- подчеркнуть роль человека - предпринимателя в организации и становлении предпринимательской деятельности в отечественной экономике;
- научить студентов основным навыкам предпринимательства, дать знания, позволяющие им легко адаптироваться в предпринимательскую среду.

Работа содержит 1 файл

предпринимательство.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

    Производственные  факторы. Производственная функция. 

    Тема 10. Особенности малого предприятия

    Понятие «малое предприятие», критерии его  определения. Роль малого и среднего предпринимательства в современной экономике. Экономическое и социальное значение малого бизнеса. Преимущества малого бизнеса: дух инициативности и динамизма, независимость действий, быстрая реакция на изменение конъюнктуры, ориентация на местные рынки. Особенности малого бизнеса: инновационная основа, экономическая и социальная ответственность. Персонифицированность управления.

    Государственная поддержка малого предпринимательства, содействие со стороны крупного бизнеса*. Основные положения закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»*. Проблемы малого предпринимательства в современной российской экономике.

    Инновационные инкубаторы и научно-технологические парки. 

    Раздел  III. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Тема 11. Ресурсное обеспечение  предпринимательства

    Ресурсное обеспечение: сущность и содержание. Виды ресурсов. Ограниченность и взаимозаменяемость ресурсов.

    Обеспечение предприятия основными фондами. Формы учета и методы оценки основных фондов на предприятии. Амортизация фондов; Эффективность использования основных фондов*.

    Обеспечение предприятия оборотными средствами. Сущность и классификация оборотных  средств. Кругооборот показателей оборачиваемости оборотных средств. Нормы и нормативы оборотных средств.

    Обеспечение предприятия сырьем и материалами. Сырьевая база и ее составные части. Требования к обеспечению сырьем*.

    Обеспечение предприятия рабочей силой. Рынок  труда и особенности его функционирования в России. Подготовка кадров и повышение квалификации. 

    Тема 12. Издержки производства

    Сущность  издержек производства, их экономическое значение. Альтернативные издержки. Постоянные, переменные и валовые издержки, характер их взаимосвязи.

    Классификация затрат, образующих себестоимость продукции. Технико-экономические факторы снижения себестоимости. 
 
 

    Тема 13. Финансовые ресурсы и финансовый менеджмент

    Финансовый  рынок, его структура и механизм функционирования. Управление финансами  или финансовый менеджмент. Финансовые показатели. Финансовые ресурсы и их источники. Классификация источников финансирования. Структура хозяйственных средств. Текущие и основные активы предприятия. Заемные и собственные источники. Виды банковских кредитов, условия их предоставления. Финансовые посредники. Фондовый рынок. Основные финансовые документы предприятия. Баланс*. Счет прибылей и убытков. Анализ финансовых показателей. 

    Тема 14. Инвестиционная политика

    Инвестиции  и капиталовложения. Цель инвестиций. Проблемы инвестиций в условиях российского  рынка. Базовые принципы инвестирования. Факторы выбора инвестиционной стратегии.

    Инвестиции в реальный капитал. Технико-экономическое обоснование эффективности капиталовложений и внедрения новой техники*. Понятие и показатели экономической эффективности капиталовложений. Инвестиции в ценные бумаги. Портфельный подход к инвестициям. Диверсифицированный портфель. Инвестиционный портфель и риск*. Управление портфелями ценных бумаг.

    Методы  расчета эффективности инвестирования. 

    Тема 15. Предприниматель  и рынок

    Сущность  рынка. Место рынка в системе  товарного производства. Механизм функционирования рынка. Элементы рынка. Виды рынков.

    Спрос, предложение, конъюнктура, цена, конкуренция. Методы ценовой и неценовой конкуренции. Территориальная классификация рынков. Легальный и теневой рынок*.

    Тема 16. Товарная политика предпринимателя

    Понятие о товаре как объекте предпринимательской деятельности. Сущность товарной политики. Рыночные факторы. Индивидуализация товара, его постоянная модификация и модернизация, разработка новых товаров. Классификация товаров. Товары массового и элитарного спроса*.

    Оценка   конкурентоспособности   товара   и   предприятия. Пути и способы обеспечения конкурентоспособности товара. Товарный ассортимент и товарная номенклатура.   Маркировка   товара.   Реклама.   Понятие    «брендинг»*.

    Ценовая политика предприятия. Виды цен. Ценообразование на различных типах рынков. 

    Тема 17. Маркетинг в  бизнесе

    Маркетинг как философия бизнеса. Основные принципы маркетинга. Функции и виды маркетинга. Комплексное исследование рынка. Классификация рынков. Сегментация рынков. Позиционирование товара.

    Маркетинговая служба предприятия. Структура и  функции маркетинговой службы. Изучение спроса и предложения. Формирование рынка сбыта продукции. Схема  маркетинговой деятельности.

    Глобальные  и локальные маркетинговые стратегии*. 

    Раздел  IV. УПРАВЛЕНИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Тема 18. Управление предприятием

    Сущность  управления и его функции. Задачи управления. Управление как процесс планирования, организации, координирования, мотивации и контроля. Управление как серия непрерывных взаимосвязанных действий. Исходные функции управления по А. Файолю.

    Управленческие  решения. Основные виды управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Информационные, организационные, оперативные решения*. Алгоритмические и эвристические решения. Решения в условиях неопределенности. Модель принятия управленческого решения. 

    Тема 19. Планирование в  предпринимательской  деятельности

    Сущность  и элементы внутрифирменного планирования. Принципы планирования: полнота, детализация, точность, непрерывность, эластичность, экономичность. Функции планирования. Этапы планирования. Прогнозирование, анализ проблем, поиск альтернатив, определение целей, постановка задач, установка плановых заданий, контроль и корректкфовка. Структура плана предприятия,

    Виды  планирования: долгосрочное, среднесрочное  и краткосрочное. Порядок формирования производственной программы*.

    Бюджетное планирование*.

    Бизнес-план: назначение, цели, структура и этапы  разработки. Содержание основных разделов. 

    Тема 20. Организационные структуры предприятия

    Факторы, влияющие на выбор организационной  структуры. Принципы создания эффективной  организационной структуры. Типовые структуры управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная. Преимущества и недостатки типовых структур.

    Программно-целевые  структуры: проектного управления, внедрения нововведений, матричная. Организационные структуры предприятий с маркетинговой ориентацией*.

    Иерархическая цепочка управления. Руководители высшего, среднего и низшего звена. Функции лиц, управляющих предприятием. Организация и распределение полномочий.

    Раздел  V. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ПРЕДПРИЯТИЙ

    Тема 21. Предпринимательский (хозяйственный) договор

    Общее понятие о предпринимательском  договоре. Взаимные права, обязанности  и ответственность сторон. Классификация договоров.

    Формы хозяйственных договоров: купли-продажи, перевозки грузов, оказания услуг, подряда, аренды (лизинга), на проведение НИОКР*.

    Структура договора. Преамбула договора и его  состав. Существенные условия договора. Порядок и формы

    расчетов  по договорам. Расчетные документы. Проблемы гарантирования платежей. Понятие  и виды залога как способа обеспечения  обязательств. Предметы залога и их классификация*. 

    Тема 22. Предпринимательство: возможные формы  партнерских отношений

    Основные  направления сотрудничества и партнерства  предпринимателей. Формы партнерств в сфере производства. Совместные предприятия. Производственные кооперативы. Лизинг. Франчайзинг. Концессии.

    Формы сотрудничества в сфере товарообмена. Бартер. Встречные поставки. Коммерческая триангуляция*.

    Формы сотрудничества в финансовой сфере. Факторинг. Коммерческий трансферт.

    Понятие аренды как формы предпринимательской  деятельности. Виды и формы аренды. Правовые формы арендных отношений*. 
 
 
 

    Тема 23. Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности

    Функции государства в регулировании  предпринимательства. Государство и рыночная экономика. Методы государственного регулирования экономики. Административные и экономические методы.

    Гарантии, ограничения и защита предпринимательской деятельности государством. Законодательное регламентирование предпринимательства.

    Экономические функции правительства*. Регулирование рынка, обеспечение правовой основы предпринимательства, защита конкуренции, восполнение недостатков рыночной системы, перераспределение доходов. Общественные блага и услуги*. 

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    Основная:

    Гражданский кодекс Российской Федерации.

    Горфинкель  В.Я., Поляк Г.Б. и др. Предпринимательство : учебник. - М., 2006.

    Бусыгин А.В. Предпринимательство : учебник. - М., 2000.

    Дополнительная:

    Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное : учебное пособие. - М., 2004.

    Виленский А.В. Малый бизнес: трудности роста. -М., 2005.

    Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство. - М., 2003.

    Предпринимательство : учебник / под ред. М.Г. Лапусты. - М., 2002.

    Баранников  М.М. Предпринимательство : учебник. -М., 1999.

    Веснин  В Р. Менеджмент : учебник. - М., 2007.

    Медынский В.Г. Инновационное предпринимательство. - М., 2000. 
 

ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1.   Основные черты предпринимательства,  сущность и содержание.

2.   Принципы предпринимательства.

3.   Философия предпринимательства.

4.   Особенности российского предпринимательства.

5.   Психологический портрет российского  предпринимателя.

6.   Формы и виды предпринимательской  деятельности.

7.   Права,  обязанности и ответственность  предпринимателя.

8.   Этика и этикет предпринимателя.

9.   Выбор   и   обоснование   предпринимательской   деятельности.

10.   Стратегия и тактика предпринимательства.

11.   Предпринимательская идея.

12.   Предпринимательский риск.

13.   Стратегия инновационного развития.

14.   Предприятия и предпринимательство.

15.   Правовые основы бизнеса.

16.   Физическое   и   юридическое   лицо   как   субъекты предпринимательства.

Информация о работе Основыне характеристики предпринимательства