Основыне характеристики предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:50, лекция

Описание работы

Изучаемый курс «Предпринимательство» поможет студентам освоить теоретические знания и практические навыки организации высокоэффективной предпринимательской деятельности.
Цель курса - дать студентам необходимый объем конкретных знаний, навыков и умений в области предпринимательства - важного элемента социально-экономического развития страны.
Задачи курса:
- обозначить важность и необходимость предпринимательства как вида хозяйственной деятельности, насыщающей рынок товарами и услугами;
- подчеркнуть роль человека - предпринимателя в организации и становлении предпринимательской деятельности в отечественной экономике;
- научить студентов основным навыкам предпринимательства, дать знания, позволяющие им легко адаптироваться в предпринимательскую среду.

Работа содержит 1 файл

предпринимательство.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРОГРАММА   КУРСА 

«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»

по специальности 080507.65 Менеджмент организации 
 
 
 
 
 
 

• Учебная  программа

• Вопросы  для подготовки к зачету 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2007

Григорян  Ю.А. 

Программа курса «Предпринимательство». - М. : МГЭИ, 2007.  
 

Одобрено  кафедрой менеджмента. Протокол заседания кафедры от 19 июня 2007 г. № 4. Для студентов факультета экономики и управления Московского гуманитарно-экономического института, обучающихся по специальности 080507.65 Менеджмент организации. 
 
 
 
 
 
 

№ 1462 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

© Московский гуманитарно-экономический институт, 2007 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    В настоящее время и в России становится более понятным, что двигателем экономического и социального развития в значительной степени служит предпринимательство. Потребности людей сегодня существенным образом удовлетворяются благодаря работе предпринимателей, которые все больше и больше наполняют рынок товарами потребительского назначения.

    Предпринимательство предполагает более высокую эффективность  производства, так как предприниматель  извлекает прибыль, которая является его предпринимательским доходом и идет как на личное потребление, так и на развитие своего дела.

    Предпринимательская деятельность является уделом людей, обладающих и природными данными, и специальными знаниями, полученными в процессе образования. Успешный предприниматель должен профессионально ориентироваться в тонкостях производства, понимать и принимать маркетинг, менеджмент, разбираться в финансовых вопросах, а также уметь принимать решения, зачастую судьбоносные для него и его дела, работать с партнерами, выполнять законы государства, учитывать интересы не только свои, но и общества в целом.

    Изучаемый курс «Предпринимательство» поможет студентам освоить теоретические знания и практические навыки организации высокоэффективной предпринимательской деятельности.

    Цель  курса - дать студентам необходимый  объем конкретных знаний, навыков  и умений в области предпринимательства - важного элемента социально-экономического развития страны.

    Задачи  курса:

    -    обозначить важность и необходимость  предпринимательства как вида хозяйственной деятельности, насыщающей рынок товарами и услугами;

    -    подчеркнуть роль человека - предпринимателя в организации и становлении предпринимательской деятельности в отечественной экономике;

    -    научить студентов основным навыкам  предпринимательства, дать знания, позволяющие им легко адаптироваться в предпринимательскую среду.

    Изучение  курса позволит студентам:

    -    знать методологические основы  предпринимательства;

    -   разбираться в тонкостях организации  своего дела, уметь принимать  управленческие решения;

    -    уметь анализировать ситуацию, проводить  маркетинговые исследования;

    -   быть коммуникабельным, уметь работать с людьми, быть лидером, быть готовым к неудачам -уметь их преодолевать, быть открытым к новациям.

    Форма контроля знаний: промежуточный контроль -тестирование, тренинги; итоговый контроль - зачет.

    По  данной дисциплине дидактические единицы ГОС ВПО (2000 г.) не установлены.  

    ПРОГРАММА КУРСА

    Раздел  I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    Тема 1. Основные черты  предпринимательской  деятельности. Понятие  и сущность

    Предпринимательство и бизнес: различия и общность. Рыночная экономика и предпринимательство. Предпринимательство как особый вид хозяйственной деятельности. Определение понятия «предпринимательство». Предпринимательство как особый творческий тип экономического поведения.

    Основные  черты предпринимательства. Предприниматель как субъект предпринимательской деятельности - главная фигура в условиях рыночных отношений. Целевые мотивы в деятельности предпринимателя. Предпринимательская среда, условия, необходимые для успешного предпринимательства: свобода, независимость и ответственность, ориентация на достижение коммерческого успеха*.

    Некоторые философские основы предпринимательства. Необходимые и возможные свойства предпринимательства: организационно-хозяйственное новаторство и экономическая свобода, а также риск, принятие решений, владение ресурсами, лидерство.

    Исторический  аспект развития отечественного предпринимательства. Особенности российского предпринимательства, социально-экономический климат и другие условия его развития*. 

    Тема 2. Основные функции  предпринимательства

    Функции субъекта предпринимательской деятельности - предпринимателя: организационная, социально-психологическая, ресурсного обеспечения, творческая, социально-политическая. Объединение ресурсов в один производственный процесс, принятие управленческих решений, процесс инновации, взятие рисков на себя.

    Изучение  потребностей людей и путей их удовлетворения. Выявление необходимых ресурсов и рынков. Поиск и выбор современных эффективных технологий.

    Основные  виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, консультационное. Оценка и выбор вида предпринимательства. Сегментация и выбор целевого сегмента рынка. Анализ возможностей предпринимательской деятельности, правовых и экономических препятствий, целей и необходимых ресурсов.

    Основные  характеристики предпринимательской  деятельности. Понятия «предприниматель», «партнер», «контрагент», «наемный работник», «потребитель». Мелкое, среднее и крупное предпринимательство*. 

    Тема 3. Социально-психологические  аспекты предпринимательства

    Предприимчивость  как ведущий признак экономического поведения предпринимателя. Предприимчивость и деловитость. Предпринимательская интуиция. Риск как фактор, сопряженный с принятием предпринимательских решений.

    Личность  предпринимателя. Основные черты предпринимателя. Инициативность, упорство и настойчивость, готовность рисковать, ориентация на эффективность и качество, коммуникабельность, целеустремленность, способность убеждать и устанавливать связи, изобретательность, прагматизм, динамизм, ориентированность на действия.

    Этика бизнеса. Система нравственных отношений  в обществе. Система нравственного  регулирования*. Традиции российского предпринимательства. Этическое измерение экономической жизни. Рыночные отношения и мораль.

    Экономика и нравственность. Этика бизнеса и система ценностей. Культура личности предпринимателя*. 

    Тема 4. Предпринимательская  идея

    Сущность  предпринимательской идеи. Предприниматель как генератор экономических идей. Источники формирования новых предпринимательских идей: рынки, научно-технический прогресс, неудовлетворенные потребительские запросы, разрывы в системе общественного производства и обращения.

    Содержание  и технология работы по накоплению и анализу предпринимательских  идей*. Основные экономические и технико-экономические признаки, влияющие на отбор предпринимательских идей. Предпринимательский тип мышления и. поведения. Поиск рыночной ниши. 
 
 
 

    Тема 5. Инновационное  предпринимательство  и предпринимательский  риск

    Инновации как форма бизнеса. Инновационные стратегии. Мотивы нововведений. Риски, связанные с инновациями. Инновационная структура и инновационная устойчивость.

    Источники инновационных идей. Принципы нововведений. Целенаправленность нововведений. Моделирование инноваций. Технологическая рента.

    Стратегия инновационного развития. Научно-производственный и жизненный цикл товара. Перманентность инноваций*.

    Инновации и риск. Причины предпринимательского риска. Факторы риска. Основные виды риска. Методы измерения риска. Кривая риска. Потери, связанные с рисками. Способы уменьшения риска. Страхование рисков. 

    Тема 6. Собственность  как экономическая  основа предпринимательства

    Собственник как важный элемент в экономике  с рыночными отношениями. Собственник и предпринимательство. Предпринимательство как инструмент использования собственности с целью ее приращения. Виды собственности. Объекты собственности. Источники формирования предпринимательской собственности*. Проблемы формирования первоначального капитала и пути ее разрешения. Приватизация как форма формирования собственности. Индивидуальное и коллективное предпринимательство*. 

    Раздел  II. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРЕДПРИЯТИЯ

    Тема 7. Организационно-правовые формы предприятий  в предпринимательстве

    Предприятие как форма предпринимательской  деятельности. Коммерческая организация, сущность и содержание. Предприятие как имущественный комплекс, используемый для предпринимательства. Основные признаки предприятия: организационное единство, обособленность имущества, самостоятельность, имущественная ответственность, участие в гражданском обороте от собственного имени.

    Классификация предприятий по форме собственности, сфере деятельности, организационно-правовой форме, размеру, специализации и другим признакам.

    Юридические основы предпринимательства. Юридическое лицо как субъект предпринимательской деятельности. Понятие и признаки юридического лица*.

    Организационно-правовой  механизм  создания  предприятия. Разработка учредительных документов. Уставной капитал, его формирование и назначение. Порядок регистрации предприятия. Факторы, определяющие вы бор организационно-правовой формы предприятия.

    Унитарные предприятия и их виды: государственные, муниципальные, казенные*.

    Хозяйственные товарищества и общества. Полные и  коммандитные товарищества.

    Акционерные общества, их виды, порядок создания и особенности регистрации. Органы управления акционерными обществами. Ценные бумаги акционерных обществ. Прибыль и дивиденды в акционерных обществах.

    Производственные  кооперативы (артели). Предпринимательская деятельность без образования юридического лица.

    Права, обязанности и ответственность  предпринимателя. Гарантии предпринимательской деятельности*. 

    Тема 8. Стратегия развития предприятия

    Предпринимательство: стратегия и тактика развития. Ресурсы и возможности предприятия. Особенностии характер стратегических решений. Предпринимательская стратегия как постановка целей и выработка политики по их достижению. Виды деловых стратегий в предпринимательстве. Базовая стратегия роста предприятия. Стратегия диверсификации и специализации.

    Иды ресурсов: материальные, людские, технологические, организационные, информационные, финансовые*. Характеристика внешней среды и методы ее оценки. Основные составляющие внешней среды. Установление сильных и слабых сторон предприятия. Понятие продуктовой стратегии*, 

    Тема 9. Технологическое  развитие предприятия

    Понятие технологии, технологического оборудования, видов производственной технологии. Классификация применяемых технологий. Высокие технологии. Научно-технический прогресс и его роль в развитии предпринимательства*. Технология и качество продукции. Технологическое развитие и автоматизация - основа гибкости в реализации новых идей. Технологические лицензии. Франчайзинг*.

Информация о работе Основыне характеристики предпринимательства