Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:50, лекция
Изучаемый курс «Предпринимательство» поможет студентам освоить теоретические знания и практические навыки организации высокоэффективной предпринимательской деятельности.
Цель курса - дать студентам необходимый объем конкретных знаний, навыков и умений в области предпринимательства - важного элемента социально-экономического развития страны.
Задачи курса:
- обозначить важность и необходимость предпринимательства как вида хозяйственной деятельности, насыщающей рынок товарами и услугами;
- подчеркнуть роль человека - предпринимателя в организации и становлении предпринимательской деятельности в отечественной экономике;
- научить студентов основным навыкам предпринимательства, дать знания, позволяющие им легко адаптироваться в предпринимательскую среду.
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
ПРОГРАММА КУРСА
«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»
по специальности
080507.65 Менеджмент организации
• Учебная программа
• Вопросы
для подготовки к зачету
Москва 2007
Григорян
Ю.А.
Программа
курса «Предпринимательство». - М. :
МГЭИ, 2007.
Одобрено
кафедрой менеджмента. Протокол заседания
кафедры от 19 июня 2007 г. № 4. Для студентов
факультета экономики и управления Московского
гуманитарно-экономического института,
обучающихся по специальности 080507.65 Менеджмент
организации.
№ 1462
© Московский
гуманитарно-экономический
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время и в России становится более понятным, что двигателем экономического и социального развития в значительной степени служит предпринимательство. Потребности людей сегодня существенным образом удовлетворяются благодаря работе предпринимателей, которые все больше и больше наполняют рынок товарами потребительского назначения.
Предпринимательство предполагает более высокую эффективность производства, так как предприниматель извлекает прибыль, которая является его предпринимательским доходом и идет как на личное потребление, так и на развитие своего дела.
Предпринимательская деятельность является уделом людей, обладающих и природными данными, и специальными знаниями, полученными в процессе образования. Успешный предприниматель должен профессионально ориентироваться в тонкостях производства, понимать и принимать маркетинг, менеджмент, разбираться в финансовых вопросах, а также уметь принимать решения, зачастую судьбоносные для него и его дела, работать с партнерами, выполнять законы государства, учитывать интересы не только свои, но и общества в целом.
Изучаемый курс «Предпринимательство» поможет студентам освоить теоретические знания и практические навыки организации высокоэффективной предпринимательской деятельности.
Цель курса - дать студентам необходимый объем конкретных знаний, навыков и умений в области предпринимательства - важного элемента социально-экономического развития страны.
Задачи курса:
-
обозначить важность и
- подчеркнуть роль человека - предпринимателя в организации и становлении предпринимательской деятельности в отечественной экономике;
-
научить студентов основным
Изучение курса позволит студентам:
- знать методологические основы предпринимательства;
-
разбираться в тонкостях
- уметь анализировать ситуацию, проводить маркетинговые исследования;
- быть коммуникабельным, уметь работать с людьми, быть лидером, быть готовым к неудачам -уметь их преодолевать, быть открытым к новациям.
Форма контроля знаний: промежуточный контроль -тестирование, тренинги; итоговый контроль - зачет.
По
данной дисциплине дидактические единицы
ГОС ВПО (2000 г.) не установлены.
ПРОГРАММА КУРСА
Раздел I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Тема 1. Основные черты предпринимательской деятельности. Понятие и сущность
Предпринимательство и бизнес: различия и общность. Рыночная экономика и предпринимательство. Предпринимательство как особый вид хозяйственной деятельности. Определение понятия «предпринимательство». Предпринимательство как особый творческий тип экономического поведения.
Основные черты предпринимательства. Предприниматель как субъект предпринимательской деятельности - главная фигура в условиях рыночных отношений. Целевые мотивы в деятельности предпринимателя. Предпринимательская среда, условия, необходимые для успешного предпринимательства: свобода, независимость и ответственность, ориентация на достижение коммерческого успеха*.
Некоторые философские основы предпринимательства. Необходимые и возможные свойства предпринимательства: организационно-хозяйственное новаторство и экономическая свобода, а также риск, принятие решений, владение ресурсами, лидерство.
Исторический
аспект развития отечественного предпринимательства.
Особенности российского предпринимательства,
социально-экономический климат и другие
условия его развития*.
Тема 2. Основные функции предпринимательства
Функции
субъекта предпринимательской
Изучение потребностей людей и путей их удовлетворения. Выявление необходимых ресурсов и рынков. Поиск и выбор современных эффективных технологий.
Основные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, консультационное. Оценка и выбор вида предпринимательства. Сегментация и выбор целевого сегмента рынка. Анализ возможностей предпринимательской деятельности, правовых и экономических препятствий, целей и необходимых ресурсов.
Основные
характеристики предпринимательской
деятельности. Понятия «предприниматель»,
«партнер», «контрагент», «наемный работник»,
«потребитель». Мелкое, среднее и крупное
предпринимательство*.
Тема 3. Социально-психологические аспекты предпринимательства
Предприимчивость
как ведущий признак
Личность предпринимателя. Основные черты предпринимателя. Инициативность, упорство и настойчивость, готовность рисковать, ориентация на эффективность и качество, коммуникабельность, целеустремленность, способность убеждать и устанавливать связи, изобретательность, прагматизм, динамизм, ориентированность на действия.
Этика бизнеса. Система нравственных отношений в обществе. Система нравственного регулирования*. Традиции российского предпринимательства. Этическое измерение экономической жизни. Рыночные отношения и мораль.
Экономика
и нравственность. Этика бизнеса и система
ценностей. Культура личности предпринимателя*.
Тема 4. Предпринимательская идея
Сущность предпринимательской идеи. Предприниматель как генератор экономических идей. Источники формирования новых предпринимательских идей: рынки, научно-технический прогресс, неудовлетворенные потребительские запросы, разрывы в системе общественного производства и обращения.
Содержание
и технология работы по накоплению
и анализу предпринимательских
идей*. Основные экономические и технико-экономические
признаки, влияющие на отбор предпринимательских
идей. Предпринимательский тип мышления
и. поведения. Поиск рыночной ниши.
Тема 5. Инновационное предпринимательство и предпринимательский риск
Инновации как форма бизнеса. Инновационные стратегии. Мотивы нововведений. Риски, связанные с инновациями. Инновационная структура и инновационная устойчивость.
Источники инновационных идей. Принципы нововведений. Целенаправленность нововведений. Моделирование инноваций. Технологическая рента.
Стратегия инновационного развития. Научно-производственный и жизненный цикл товара. Перманентность инноваций*.
Инновации
и риск. Причины предпринимательского
риска. Факторы риска. Основные виды
риска. Методы измерения риска. Кривая
риска. Потери, связанные с рисками. Способы
уменьшения риска. Страхование рисков.
Тема 6. Собственность как экономическая основа предпринимательства
Собственник
как важный элемент в экономике
с рыночными отношениями. Собственник
и предпринимательство. Предпринимательство
как инструмент использования собственности
с целью ее приращения. Виды собственности.
Объекты собственности. Источники формирования
предпринимательской собственности*.
Проблемы формирования первоначального
капитала и пути ее разрешения. Приватизация
как форма формирования собственности.
Индивидуальное и коллективное предпринимательство*.
Раздел II. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРЕДПРИЯТИЯ
Тема 7. Организационно-правовые формы предприятий в предпринимательстве
Предприятие как форма предпринимательской деятельности. Коммерческая организация, сущность и содержание. Предприятие как имущественный комплекс, используемый для предпринимательства. Основные признаки предприятия: организационное единство, обособленность имущества, самостоятельность, имущественная ответственность, участие в гражданском обороте от собственного имени.
Классификация предприятий по форме собственности, сфере деятельности, организационно-правовой форме, размеру, специализации и другим признакам.
Юридические основы предпринимательства. Юридическое лицо как субъект предпринимательской деятельности. Понятие и признаки юридического лица*.
Организационно-правовой механизм создания предприятия. Разработка учредительных документов. Уставной капитал, его формирование и назначение. Порядок регистрации предприятия. Факторы, определяющие вы бор организационно-правовой формы предприятия.
Унитарные предприятия и их виды: государственные, муниципальные, казенные*.
Хозяйственные товарищества и общества. Полные и коммандитные товарищества.
Акционерные общества, их виды, порядок создания и особенности регистрации. Органы управления акционерными обществами. Ценные бумаги акционерных обществ. Прибыль и дивиденды в акционерных обществах.
Производственные кооперативы (артели). Предпринимательская деятельность без образования юридического лица.
Права,
обязанности и ответственность
предпринимателя. Гарантии предпринимательской
деятельности*.
Тема 8. Стратегия развития предприятия
Предпринимательство: стратегия и тактика развития. Ресурсы и возможности предприятия. Особенностии характер стратегических решений. Предпринимательская стратегия как постановка целей и выработка политики по их достижению. Виды деловых стратегий в предпринимательстве. Базовая стратегия роста предприятия. Стратегия диверсификации и специализации.
Иды
ресурсов: материальные, людские, технологические,
организационные, информационные, финансовые*.
Характеристика внешней среды и методы
ее оценки. Основные составляющие внешней
среды. Установление сильных и слабых
сторон предприятия. Понятие продуктовой
стратегии*,
Тема 9. Технологическое развитие предприятия
Понятие технологии, технологического оборудования, видов производственной технологии. Классификация применяемых технологий. Высокие технологии. Научно-технический прогресс и его роль в развитии предпринимательства*. Технология и качество продукции. Технологическое развитие и автоматизация - основа гибкости в реализации новых идей. Технологические лицензии. Франчайзинг*.
Информация о работе Основыне характеристики предпринимательства