Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:41, реферат
Государственная политика по поддержке предпринимательства за несколько лет прошла путь от отдельных предприятий по его инвестиционной поддержке к целостному комплексу мер, направленному на становление и развитие отечественного малого бизнеса. Ее реализация в рамках Федеральной программы государственной поддержки осуществлялась по следующим основным направлениям:
- формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;
- развитие системы государственной финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства;
- информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;
- создание системы социальной защиты и безопасности в малом предпринимательстве.
Введение..................……………………………………..……………………..3
Кредитование и налогообложение субъектов малого
Предпринимательства……………………………………………..………….4
Государственное стимулирование малого бизнеса………………………….8
Данные Росстата о малом бизнесе в современных российских условиях…10
Заключение……………………………………………………………………..12
Список литературы…………………………………………………………….15
Основы
государственного регулирования
Наиболее существенной поддержкой субъектам малого предпринимательства со стороны муниципальных органов является разработка эффективного механизма стартового финансирования этих предприятий, а также содействие в аренде помещений на выгодных для предпринимателей условиях. При этом финансовая помощь может служить действенным инструментом развития как в отношении вновь создаваемых, так и уже действующих предприятий.
Выделяют основные формы проявления подобной помощи: прямое финансирование в виде кредитов, субсидий, дотаций; предоставление гарантий финансово-кредитным организациям на всю сумму кредита или ее часть; полная или частичная компенсация кредитно-финансовым организациям недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной процентной ставке (на льготных условиях); совместное (паевое) финансирование с финансово-кредитной организацией.
Кроме этого, развитию малого бизнеса может способствовать и ослабление налоговой нагрузки на предпринимательские структуры, хотя данная мера способна принести положительный эффект лишь в том случае, если, кроме местных налогов, предпринимателю будут предоставлены льготы по уплате и некоторых региональных обязательных платежей. Это связано с тем, что основной прессинг на малое предпринимательство сегодня оказывают именно налоги, устанавливаемые субъектами Российской Федерации, особенно налог с продаж, налог на вмененных доход и налог на имущество организаций.
Следующее направление помощи муниципальных властей малому предпринимательству на своей территории связано с лицензированием предпринимательской деятельности, созданием инфраструктуры, специализирующейся на ее поддержке, причем особую значимость приобретает возможность создания на базе муниципалитетов автономных центров развития предпринимательства (так называемых бизнес-инкубаторов) – специализированных учреждений, осуществляющих поддержку вновь создаваемых предприятий и фирм.
Еще одним из направлений поддержки органами местного самоуправления малого предпринимательства на своей территории является муниципальный заказ. В данном случае муниципальный заказ выступает как соглашение между органами местного самоуправления и субъектом малого предпринимательства на производство определенных товаров или оказание каких-либо услуг для муниципальных нужд, которые представляют собой потребности муниципальных образований в развитии жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Проанализированные выше направления содействия малому предпринимательству со стороны местных органов власти могли бы быть более эффективными и результативными, если бы не существовал целый ряд преград на пути их реализации.
Это,
прежде всего, – проблемы широкого
«теневого» сектора предпринимательской
деятельности, сложность и запутанность
регионального законодательства, высокие
административные барьеры, препятствующие
возникновению новых фирм, недостаточность
налоговых поступлений от малых предприятий
в региональный и местный бюджеты.
Данные Росстата о малом бизнесе в современных российских условиях
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) подвела предварительные итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Исследование проводилось в 2011 г. по данным 2010 года.
Как
сообщает Росстат, каждый пятый занятый
в экономике в 2010 году работал в секторе
малого и среднего предпринимательства.
Большинство малых предприятий – юридических
лиц составляют микропредприятия (85,9%),
каждое третье замещенное рабочее место
и каждый третий рубль выручки от реализации
товаров (работ, услуг) приходится именно
на данную категорию действующих малых
предприятий.
Индивидуальное предпринимательство
также преимущественно представлено микропредприятиями.
Они составляют 98,6% общего количества
индивидуальных предпринимателей – малых
предприятий, на них занято 78,4% работников
и их выручка от реализации товаров (работ,
услуг) составляет 62%.
В расчете на 1000 чел. населения в среднем
по России по предварительным данным приходится
12 малых и средних предприятий – юридических
лиц (включая приостановивших и не начавших
деятельность в 2010 году) и 20 индивидуальных
предпринимателей.
Инвестиции в основной капитал в 2010 году юридическими лицами - малыми и средними предприятиями составили 830,9 млрд рублей, наличие основных средств по полной учетной стоимости на конец отчетного года - 4235,0 млрд рублей.
Индивидуальные
предприниматели – субъекты малого
и среднего предпринимательства
для осуществления
Основное количество малых и средних предприятий – юридических лиц осуществляют деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (38%), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (21%), строительства, а также добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения газа и воды (по 11%).
Наибольшее
распространение индивидуальное предпринимательство
получило в сфере услуг и сельском
хозяйстве. Более половины индивидуальных
предпринимателей занимаются оптовой
и розничной торговлей, ремонтом
автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного пользования,
по 11% - транспортной деятельностью и операциями
с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением
услуг. Почти 7% индивидуальных предпринимателей
работают в сельском хозяйстве.
Как выяснил Росстат, малый и средний бизнес
в Российской Федерации осуществляет
деятельность преимущественно в форме
обществ с ограниченной ответственностью
(92,7% предприятий имеют данную организационно
– правовую форму), 4,6% предприятий являются
акционерными обществами, в т.ч. 3,8% - закрытыми
акционерными обществами.
Объектами сплошного федерального статистического наблюдения, проведенного Росстатом, стали хозяйствующие субъекты, отвечающие требованиям 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: коммерческие организации и потребительские кооперативы, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей и внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
При
этом, отмечают в статистическом ведомстве,
обследование малого и среднего бизнеса
в России оказалось крайне сложным делом
– пришлось прибегать даже к штрафам и
иным административными наказаниям.
Так, острой проблемой для статистиков
стало наличие организаций, полностью
прекративших свою деятельность без проведения
официальной процедуры ликвидации, а также
отсутствие точных адресов фактической
деятельности предприятий. Так, не найдены
по зарегистрированным адресам 842 тыс.
юридических лиц и 652 тыс. индивидуальных
предпринимателей – предполагаемых субъектов
МСП.
По
закону хозяйствующие субъекты обязаны
безвозмездно предоставлять органам статистики
свои данные. К респондентам, отказавшимся
от представления отчетности, применялись
меры воздействия, предусмотренные КоАП
РФ. Территориальными органами Росстата
предпринимателям было направлено более
120 тыс. извещений о вызове в органы государственной
статистики, после чего каждый второй
респондент представил отчет.
Заключение
Малое
предпринимательство в
Малое предпринимательство обладает огромным потенциалом, позволяющим ему сделать рывок вперед в интересах углубления реформ и подъема российской экономики путем резкого увеличения числа малых предприятий. Однако существует целый ряд негативных факторов, сдерживающих процесс развития малого предпринимательства в России. Это налоговый прессинг, усложненность системы налогообложения, трудности сбыта продукции отечественных товаропроизводителей по сравнению с импортом в силу целого ряда причин, недостаточность стартового капитала, трудности с материально-техническим оснащением малых предприятий, высокая арендная плата за производственные помещения и офисы, практическая невозможность получения кредитных ресурсов, недостаточность инвестиционного (особенно венчурного) процесса в экономике, недостаток объективной информации о динамике и конъюнктуре рынка, на котором малому предприятию приходится функционировать, разрыв хозяйственных связей между регионами страны, административные преграды, в частности, разрешительный, а не регистрационный порядок оформления нового малого предприятия, часто встречающийся негативизм некоторых слоев населения, давление со стороны криминальных структур и другие факторы.
Таким образом, крайне необходимы меры, направленные на стимулирование развития малого предпринимательства и его поддержку.
Исключительно
важной задачей в связи с этим
является создание системы государственной
поддержки малого предпринимательства
и благоприятных условий для
привлечения иностранных
Кроме федеральной поддержки центра требуется активизация процесса формирования инфраструктуры малого предпринимательства на местах, на региональном уровне, в частности, организация и содействие развитию бизнес-инкубаторов, технопарков, бизнес-центров. Здесь чрезвычайно важно создание благоприятных условий для развития малого бизнеса в приоритетных для региона отраслях, содействие в приобретении оборудования, помощь с помещениями, финансовая поддержка, предоставление гарантий по кредитам коммерческих банков для малых предприятий, введение налоговых льгот для малого предпринимательства, формирование позитивного образа предпринимателя и многое другое. Опыт показывает, что весьма эффективным может оказаться сотрудничество региональных и местных органов законодательной и исполнительной власти с общественными объединениями предпринимателей.
Составной частью политики протекционизма является налоговая система. Налоги отражают суть отношения государства и предпринимателя.
Несовершенство налоговой системы становится все более очевидным. Она должна быть подчинена развитию производства. Необходимо дифференцированное налогообложение предпринимательства в зависимости от регионов.
Как
отрицательный фактор в развитии
предпринимательства следует
Список
литературы
Материалы
с сайта: www.wikipedia.org - Википедия (свободная
энциклопедия)
Материалы
с сайта: www.allmedia.ru – Альянсмедиа (российский
деловой портал информационной поддержки
предпринимательства)
Материалы с сайта: www.konspekts.ru – Конспект экономиста