Основные направления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в современных российских условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:41, реферат

Описание работы

Государственная политика по поддержке предпринимательства за несколько лет прошла путь от отдельных предприятий по его инвестиционной поддержке к целостному комплексу мер, направленному на становление и развитие отечественного малого бизнеса. Ее реализация в рамках Федеральной программы государственной поддержки осуществлялась по следующим основным направлениям:

- формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;

- развитие системы государственной финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства;

- информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;

- создание системы социальной защиты и безопасности в малом предпринимательстве.

Содержание

Введение..................……………………………………..……………………..3

Кредитование и налогообложение субъектов малого

Предпринимательства……………………………………………..………….4

Государственное стимулирование малого бизнеса………………………….8

Данные Росстата о малом бизнесе в современных российских условиях…10

Заключение……………………………………………………………………..12

Список литературы…………………………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

основы предпринимательства111.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

     Основы  государственного регулирования предпринимательства  в России закладываются федеральным  законодательством. Однако федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», носит во многом декларативный и рекомендательный характер, а федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» требует от регионов «ответных» нормативных актов, устанавливающих ставки единого налога.

     Наиболее  существенной поддержкой субъектам  малого предпринимательства со стороны  муниципальных органов является разработка эффективного механизма стартового финансирования этих предприятий, а также содействие в аренде помещений на выгодных для предпринимателей условиях. При этом финансовая помощь может служить действенным инструментом развития как в отношении вновь создаваемых, так и уже действующих предприятий.

     Выделяют  основные формы проявления подобной помощи: прямое финансирование в виде кредитов, субсидий, дотаций; предоставление гарантий финансово-кредитным организациям на всю сумму кредита или ее часть; полная или частичная компенсация кредитно-финансовым организациям недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной процентной ставке (на льготных условиях); совместное (паевое) финансирование с финансово-кредитной организацией.

     Кроме этого, развитию малого бизнеса может  способствовать и ослабление налоговой  нагрузки на предпринимательские структуры, хотя данная мера способна принести положительный эффект лишь в том случае, если, кроме местных налогов, предпринимателю будут предоставлены льготы по уплате и некоторых региональных обязательных платежей. Это связано с тем, что основной прессинг на малое предпринимательство сегодня оказывают именно налоги, устанавливаемые субъектами Российской Федерации, особенно налог с продаж, налог на вмененных доход и налог на имущество организаций.

     Следующее направление помощи муниципальных  властей малому предпринимательству  на своей территории связано с лицензированием предпринимательской деятельности, созданием инфраструктуры, специализирующейся на ее поддержке, причем особую значимость приобретает возможность создания на базе муниципалитетов автономных центров развития предпринимательства (так называемых бизнес-инкубаторов) – специализированных учреждений, осуществляющих поддержку вновь создаваемых предприятий и фирм.

     Еще одним из направлений поддержки  органами местного самоуправления малого предпринимательства на своей территории является муниципальный заказ. В данном случае муниципальный заказ выступает как соглашение между органами местного самоуправления и субъектом малого предпринимательства на производство определенных товаров или оказание каких-либо услуг для муниципальных нужд, которые представляют собой потребности муниципальных образований в развитии жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры.

     Проанализированные  выше направления содействия малому предпринимательству со стороны  местных органов власти могли бы быть более эффективными и результативными, если бы не существовал целый ряд преград на пути их реализации.

     Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской  деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.  

     Данные  Росстата о малом бизнесе в современных российских условиях

     Федеральная служба государственной статистики (Росстат) подвела предварительные  итоги сплошного наблюдения за деятельностью  субъектов малого и среднего предпринимательства. Исследование проводилось в 2011 г. по данным 2010 года.

     Как сообщает Росстат, каждый пятый занятый в экономике в 2010 году работал в секторе малого и среднего предпринимательства.  
Большинство малых предприятий – юридических лиц составляют микропредприятия (85,9%), каждое третье замещенное рабочее место и каждый третий рубль выручки от реализации товаров (работ, услуг) приходится именно на данную категорию действующих малых предприятий.  
Индивидуальное предпринимательство также преимущественно представлено микропредприятиями. Они составляют 98,6% общего количества индивидуальных предпринимателей – малых предприятий, на них занято 78,4% работников и их выручка от реализации товаров (работ, услуг) составляет 62%. 
В расчете на 1000 чел. населения в среднем по России по предварительным данным приходится 12 малых и средних предприятий – юридических лиц (включая приостановивших и не начавших деятельность в 2010 году) и 20 индивидуальных предпринимателей.

     Инвестиции  в основной капитал в 2010 году юридическими лицами - малыми и средними предприятиями  составили 830,9 млрд рублей, наличие основных средств по полной учетной стоимости на конец отчетного года - 4235,0 млрд рублей.

     Индивидуальные  предприниматели – субъекты малого и среднего предпринимательства  для осуществления предпринимательской  деятельности использовали основные средства стоимостью на конец 2010 года 1205,3 млрд рублей, их годовые инвестиции в основной капитал составили 165,9 млрд рублей.

     Основное  количество малых и средних предприятий  – юридических лиц осуществляют деятельность в сфере оптовой  и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (38%), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (21%), строительства, а также добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения газа и воды (по 11%).

     Наибольшее  распространение индивидуальное предпринимательство  получило в сфере услуг и сельском хозяйстве. Более половины индивидуальных предпринимателей занимаются оптовой  и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, по 11% - транспортной деятельностью и операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг. Почти 7% индивидуальных предпринимателей работают в сельском хозяйстве.  
Как выяснил Росстат, малый и средний бизнес в Российской Федерации осуществляет деятельность преимущественно в форме обществ с ограниченной ответственностью (92,7% предприятий имеют данную организационно – правовую форму), 4,6% предприятий являются акционерными обществами, в т.ч. 3,8% - закрытыми акционерными обществами.

     Объектами сплошного федерального статистического  наблюдения, проведенного Росстатом, стали  хозяйствующие субъекты, отвечающие требованиям 209-ФЗ «О развитии малого и  среднего предпринимательства в Российской Федерации»: коммерческие организации и потребительские кооперативы, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей и внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

     При этом, отмечают в статистическом ведомстве, обследование малого и среднего бизнеса в России оказалось крайне сложным делом – пришлось прибегать даже к штрафам и иным административными наказаниям.  
Так, острой проблемой для статистиков стало наличие организаций, полностью прекративших свою деятельность без проведения официальной процедуры ликвидации, а также отсутствие точных адресов фактической деятельности предприятий. Так, не найдены по зарегистрированным адресам 842 тыс. юридических лиц и 652 тыс. индивидуальных предпринимателей – предполагаемых субъектов МСП.

       По  закону хозяйствующие субъекты обязаны безвозмездно предоставлять органам статистики свои данные. К респондентам, отказавшимся от представления отчетности, применялись меры воздействия, предусмотренные КоАП РФ. Территориальными органами Росстата предпринимателям было направлено более 120 тыс. извещений о вызове в органы государственной статистики, после чего каждый второй респондент представил отчет. 

       Заключение

     Малое предпринимательство в настоящее  время, выполняет две основные функции: во-первых, оно является главной  движущей силой местной экономики, гарантом удовлетворения спроса потребителей; во-вторых, добиваясь коммерческих успехов, увеличивает налоговый потенциал для повышения материального уровня жизни местного населения и благосостояния общества в целом.

     Малое предпринимательство обладает огромным потенциалом, позволяющим ему сделать рывок вперед в интересах углубления реформ и подъема российской экономики путем резкого увеличения числа малых предприятий. Однако существует целый ряд негативных факторов, сдерживающих процесс развития малого предпринимательства в России. Это налоговый прессинг, усложненность системы налогообложения, трудности сбыта продукции отечественных товаропроизводителей по сравнению с импортом в силу целого ряда причин, недостаточность стартового капитала, трудности с материально-техническим оснащением малых предприятий, высокая арендная плата за производственные помещения и офисы, практическая невозможность получения кредитных ресурсов, недостаточность инвестиционного (особенно венчурного) процесса в экономике, недостаток объективной информации о динамике и конъюнктуре рынка, на котором малому предприятию приходится функционировать, разрыв хозяйственных связей между регионами страны, административные преграды, в частности, разрешительный, а не регистрационный порядок оформления нового малого предприятия, часто встречающийся негативизм некоторых слоев населения, давление со стороны криминальных структур и другие факторы.

     Таким образом, крайне необходимы меры, направленные на стимулирование развития малого предпринимательства и его поддержку.

     Исключительно важной задачей в связи с этим является создание системы государственной  поддержки малого предпринимательства  и благоприятных условий для  привлечения иностранных инвестиций. Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства, а также контроль за использованием средств на развитие этого сектора экономики.

     Кроме федеральной поддержки центра требуется  активизация процесса формирования инфраструктуры малого предпринимательства на местах, на региональном уровне, в частности, организация и содействие развитию бизнес-инкубаторов, технопарков, бизнес-центров. Здесь чрезвычайно важно создание благоприятных условий для развития малого бизнеса в приоритетных для региона отраслях, содействие в приобретении оборудования, помощь с помещениями, финансовая поддержка, предоставление гарантий по кредитам коммерческих банков для малых предприятий, введение налоговых льгот для малого предпринимательства, формирование позитивного образа предпринимателя и многое другое. Опыт показывает, что весьма эффективным может оказаться сотрудничество региональных и местных органов законодательной и исполнительной власти с общественными объединениями предпринимателей.

     Составной частью политики протекционизма является налоговая система. Налоги отражают суть отношения государства и предпринимателя.

     Несовершенство  налоговой системы становится все  более очевидным. Она должна быть подчинена развитию производства. Необходимо дифференцированное налогообложение  предпринимательства в зависимости от регионов.

     Как отрицательный фактор в развитии предпринимательства следует признать нестабильность принятия законов и  подзаконных актов по налогообложению. Их частая смена вызывает у предпринимателей неуверенность, лишает возможности вести дело с перспективой, нарушает планы. Поэтому следовало бы установить, что существующий на период регистрации предприятия порядок налогообложения не может быть изменен в течение ряда лет, если вновь вводимый порядок ухудшает прежние условия производственной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы 

       Материалы с сайта: www.wikipedia.org - Википедия (свободная энциклопедия) 

     Материалы с сайта: www.allmedia.ru – Альянсмедиа (российский деловой портал информационной поддержки предпринимательства) 
 

       Материалы с сайта: www.konspekts.ru – Конспект экономиста

Информация о работе Основные направления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в современных российских условиях