Основные направления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в современных российских условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:41, реферат

Описание работы

Государственная политика по поддержке предпринимательства за несколько лет прошла путь от отдельных предприятий по его инвестиционной поддержке к целостному комплексу мер, направленному на становление и развитие отечественного малого бизнеса. Ее реализация в рамках Федеральной программы государственной поддержки осуществлялась по следующим основным направлениям:

- формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;

- развитие системы государственной финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства;

- информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;

- создание системы социальной защиты и безопасности в малом предпринимательстве.

Содержание

Введение..................……………………………………..……………………..3

Кредитование и налогообложение субъектов малого

Предпринимательства……………………………………………..………….4

Государственное стимулирование малого бизнеса………………………….8

Данные Росстата о малом бизнесе в современных российских условиях…10

Заключение……………………………………………………………………..12

Список литературы…………………………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

основы предпринимательства111.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Факультет         Управления                        _ олол 

Специальность Менеджмент организации 
 
 

РЕФЕРАТ

 
 
по дисциплине Основы предпринимательства
 
 
Тема: Основные направления  государственной поддержки субъектов
  малого предпринимательства  в современных российских условиях
  (тема работы)
 

                                                      

Выполнил  студент №ЧУ3032/08 Соловьева  Екатерина Александровна, 4 курс
  (курс, группа, фамилия,  имя, отчество)
 
 
 

Руководитель  работы __________________________________________

                                  (ученая степень, звание, фамилия  и инициалы)

         

Москва 2012 г.

       Содержание: 

    Введение..................……………………………………..……………………..3 

   Кредитование  и налогообложение субъектов малого

   Предпринимательства……………………………………………..………….4 

    Государственное стимулирование малого бизнеса………………………….8 

    Данные  Росстата о малом бизнесе в современных российских условиях…10 

    Заключение……………………………………………………………………..12 

    Список  литературы…………………………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

     Для начала рассмотрим, какие именно субъекты РФ относятся к субъектам малого предпринимательства:

     Определение понятия «субъект малого предпринимательства» приведено в пункте 1 статьи 3 Закона №88-ФЗ:

     «Под  субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

     - в промышленности - 100 человек;

     - в строительстве - 100 человек;

     - на транспорте - 100 человек;

     - в сельском хозяйстве - 60 человек;

     - в научно-технической сфере - 60 человек;

     - в оптовой торговле - 50 человек;

     - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

     - в остальных отраслях и при  осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

     И также под субъектами малого предпринимательства  понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица, то есть индивидуальные предприниматели».

     Индивидуальные  предприниматели всегда являются субъектами малого предпринимательства. Причем в  физические лицами в гражданском  законодательстве признаются как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства.

     Таким образом, и производственные кооперативы, и акционерные общества, и общества с ограниченной ответственностью и  другие - все коммерческие организации, независимо от их организационно-правовой формы, могут относиться к субъектам малого бизнеса, то есть быть малыми предприятиями.

     Встречаются случаи когда осуществляется несколько  видов деятельности. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов  деятельности (многопрофильные), относятся  к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. 

     Кредитование и налогообложение субъектов

     малого  предпринимательства 

     Государственная политика по поддержке предпринимательства  за несколько лет прошла путь от отдельных предприятий по его инвестиционной поддержке к целостному комплексу мер, направленному на становление и развитие отечественного малого бизнеса. Ее реализация в рамках Федеральной программы государственной поддержки осуществлялась по следующим основным направлениям:

     - формирование нормативно-правовой  базы поддержки малого предпринимательства;

     - развитие системы государственной  финансово-кредитной и инвестиционной  поддержки малого предпринимательства;

     - информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;

     - создание системы социальной  защиты и безопасности в малом  предпринимательстве.

     За  прошедшие 10 лет малое предпринимательство  постоянно сталкивается с множеством трудностей, которые заставляют его действовать сообразно складывающейся ситуации и нередко вне правового поля, придумывать хитроумные схемы занижения налогов или вовсе ухода от их уплаты. Участники состоявшегося в марте 2006 года Всероссийского совещания по развитию малого предпринимательства в очередной раз масштабно обозначили проблемы, мешающие полноценному развитию этого сектора экономики. Основные из них - недостаточное финансирование, депрессивное налогообложение, проблемы кредитования и другие.

     Малое предпринимательство решает ряд существенных задач и в первую очередь социальной направленности. За прошедшие годы в плане поддержки этой группы плательщиков, в том числе и финансовой, на законодательном уровне сделаны определенные шаги. Поддержка по рассматриваемому сектору экономики заключается, прежде всего в оказании помощи финансовыми ресурсами и выражается в выделении в федеральном бюджете ежегодно отдельной строкой суммы в размере 0,5% доходной части бюджета и 5% доходов от приватизации. Бюджетными деньгами, выделяемыми под целевые федеральные программы поддержки мелкого бизнеса, распоряжается Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Эти средства попадают предпринимателям через систему региональных фондов под гарантии региональных бюджетов. Основным "наполнителем" регионального фонда должен служить бюджет субъекта Федерации. Это обусловлено в первую очередь тем, что органы власти на местах должны понимать, что бороться с безработицей, давать людям высокооплачиваемую работу, насыщать рынок дешевыми товарами местного производства можно только путем развития малого бизнеса.

     Одной из проблем, тормозящей развитие малого бизнеса, руководители многих предприятий  и индивидуальные предприниматели  называют недостаток кредитно - финансовых ресурсов. Банковский сектор сегодня больше интересуют крупные проекты с быстрой окупаемостью, и ставка рефинансирования несмотря на то, что в 2006 г. снизилась, для малого бизнеса остается малопривлекательной. Многие банки переполнены деньгами, декларируют возможность кредитования малого бизнеса, но практически этого не происходит. Заставить свободные финансовые средства работать для становления малого бизнеса крайне сложно по следующим причинам:

     - отсутствие у малых предприятий  достойного обеспечения кредита.  Известно, что малый бизнес создавался в результате частной инициативы граждан;

     - дороговизна кредитных ресурсов. В условиях, когда реальный уровень  инфляция измеряется двухзначной  цифрой, производство не может  выдержать 25 - 30% годовых по кредитным  ресурсам. Такая процентная ставка  даже для окрепших предприятий высока;

     - залоговое обеспечение кредита,  который вернуть в настоящее  время согласно действующей законодательной  базе и условиям прохождения  дел в арбитражных судах достаточно  сложно.

     Однако, несмотря на риски, малые предприятия должны со временем стать и уже становятся желанными клиентами для банков.

     Индивидуальные  предприниматели, которые периодически берут кредиты, также жалуются на трудности. Их доводы просты: бизнесмен  в России может заработать в среднем  от 5 до 15% годовых в валюте, а процентные ставки по кредитам в валюте не ниже 14 - 15% плюс налоги, аренда. К тому же кредиты в российских банках выдают на короткий срок, за который сложно успеть что-либо сделать, приходится перекредитовываться. Большинство предпринимателей нередко обходится своими средствами. Кроме того, банки дают деньги предприятиям, которые имеют постоянный стабильный оборот, и его нужно продемонстрировать. Банку нужны хорошие показатели, а малые предприятия, нередко вынуждены скрывать доходы, и по этой причине банк не торопится с предоставлением кредита.

     К кредитованию малого бизнеса проявляют  определенный интерес западные кредиторы. Так, фонд поддержки малого бизнеса  в России Европейского банка развития и реконструкции (ЕБРР) и Фонд "США - Россия" видят в секторе малого бизнеса свою целевую группу. Конечно, ставка 17 - 19% в валюте, под которую дает кредиты Фонд "США - Россия", достаточно высока, но малые предприятия и предприниматели обращаются за кредитами. По программе Фонда "США - Россия" кредиты выдаются на два года. Видимо, именно это заставляет российских заемщиков мириться с высокой ставкой. Оценить риски при кредитовании малого предприятия гораздо легче, чем при выдаче средств крупной компании, так как легче понять структуру бизнеса, не требуется долгого времени для его оценки.

     Функции федеральных органов власти при  проведении политики, направленной на поддержку малого предпринимательства, заключаются также в разработке предложений по совершенствованию  законодательства РФ, касающихся данного  направления работ, в том числе налогового законодательства, установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению.

     При введении в действие 2-й части  Налогового кодекса для малого предпринимательства  предусмотрены следующие льготы:

     - освобождение от ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль;

     - освобождение от ежемесячных  авансовых платежей налога на  добавленную стоимость;

     - освобождение от налога на  прибыль малых предприятий, производящих  и перерабатывающих определенную  продукцию;

     - ускоренная амортизация основных  средств;

     - представление отчетов о налогах  один раз в квартал;

     - снижение количества статистических  отчетов, представляемых малыми  предприятиями.

     По  сути, в качестве льгот можно также  рассматривать законодательные  решения ряда субъектов Федерации о резервировании для малых предприятий не менее 20% заказов на региональном уровне, другие акты.

     В последнее время экономика показывает определенные положительные тенденции: темпы инфляции существенно снижены, снижается учетная ставка ЦБ РФ, федеральный бюджет сведен с профицитом, валютные запасы никогда ранее не достигали накопленного сегодня уровня и др.

     Малое предпринимательство выступает  как динамичная форма хозяйствования, для которой характерны гибкость и способность чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируются прежде всего на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса.

 

       Государственное стимулирование малого бизнеса

     Все виды государственного влияния на хозяйственную  деятельность выражаются в издании  правовых документов, актов, то есть облеченных в установленную форму действий органа государственной власти или  органа местного самоуправления, либо соответствующего должностного лица, с которым закон связывает определенные правовые последствия. Вне правовой формы государственное воздействие не может осуществляться.

Информация о работе Основные направления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в современных российских условиях