Организация системы внутрифирменного планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 11:52, контрольная работа

Описание работы

Планирование деятельности стало в настоящее время экономической основой свободных рыночных отношений отдельных людей и целых трудовых коллективов, малых и больших предприятий, разных фирм и организаций, всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения фирмами и предприятиями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Организация внутрифирменного планирования………………………………..4

Система внутрифирменного планирования……………………………………16

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Организация внутрифирменного планирования2.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ  ШКОЛА ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

По дисциплине:   Организация предпринимательской деятельности.

     Тема: Организация системы внутрифирменного планирования. 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент 2 курса

группы  99/004

Азизов  Азат

Адипович 
 

Проверил: 

________________ 
 
 
 
 

г. Казань-2011г. 

     Содержание. 

Введение…………………………………………………………………………...3

Организация внутрифирменного планирования………………………………..4

Система внутрифирменного планирования……………………………………16

Заключение……………………………………………………………………….23

Список  литературы………………………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. В мире ограниченных производственных ресурсов рыночное планирование их использования служит основой экономической свободы как производителей товаров и услуг, так и потребителей материальных благ.

     Планирование  деятельности стало в настоящее  время экономической основой  свободных рыночных отношений отдельных людей и целых трудовых коллективов, малых и больших предприятий, разных фирм и организаций, всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения фирмами и предприятиями. При этом производители сами стремятся к наиболее полному удовлетворению своей продукцией и услугами всех существующих потребителей, рыночные запросы которых становятся по существу будущими планами производства на предприятии и фирм.

     В рыночной экономике, ориентирующей  каждого производителя и предпринимателя  на максимальное удовлетворение потребностей в своих товарах и получение наибольшего дохода, новые функции приобретает внутрихозяйственное планирование деятельности на всех предприятиях.

     В ходе планирования экономической деятельности каждого предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, что в свою очередь предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов.

Организация внутрифирменного планирования. 

     В свободной рыночной экономике внутрифирменное планирование становится основой самостоятельной трудовой деятельности многих категорий плановиков-менеджеров. Плановая деятельность персонала предприятий, как и всякая производственная работа, ха-рактеризуется различными показателями социальной и экономиче-ской эффективности. Основными оценочными показа-телями эф-фективности плановой деятельности являются как абсолютные, так и относительные значения затрат и результатов, доходов и расхо-дов, издержек и прибыли и других общеэкономических или корпо-ративных стандартов и нор-мативов. Остановимся более подробно на сущности таких важных планово-экономических показателей, как эффект и эффективность, стоимость и доход-ность, а также на современных методах их научного обоснования и практиче-ского расчета.  
Всякий эффект показывает степень достижения некоторого задан-ного ре-зультата: как выполнена работа по производству товара и ус-луги, удовлетворя-ет ли она потребителя и будет ли продана, по какой цене ее можно продать, ка-кова возможная прибыль? При оценке эффекта сравниваются фактические или ожидаемые показатели с ус-тановленным стандартом, эталоном, заранее приня-той целью и дру-гими экономическими данными. Вполне понятно, что оценить ре-альный эффект в разных сферах трудовой деятельности не всегда воз-можно, например в творческих видах труда. Однако в целом можно сказать, что эффект в общем виде представляет собой разность между результатами и затратами, между ценой товара и его себестоимостью, между плановыми (нормативными) и фактическими значениями по-казателя и т.д.  
 
Эффективность характеризует соотношение полученного эффекта с за-тратами на его осуществление и является своего рода ценой или платой за дос-тижение данного результата. Если же результат, напри-мер заданная цель, во-обще не достигнут, то и эффективность теряет свое положительное экономиче-ское значение. В практике показатель эффективности выражает величину дохо-да (прибыли) на единицу затрат, например, рентабельность изделия, труда и производства и т.д. В процессе внутрифирменного планирования понятия "эффект" и "эффективность" трактуются как широкие общенаучные категории включающие научные, технические, социальные, экономические и другие ре-зультаты.  
 
Научный эффект связан с открытием новых явлений материального мира или закономерностей его развития, а также с выявлением практических воз-можностей их использования в хозяйственной дея-тельности и установлением оптимальных параметров и показателей. применения результатов научных ис-следований в конкретных сферах человеческой деятельности.  
Технический эффект характеризуется получаемым преимуществом соз-даваемых или улучшаемых технологических систем машин, рабо-чих приборов и других производственных ресурсов по сравнению с наиболее прогрессивны-ми средствами в данной технической области.  
Социальный эффект отражает развитие человеческого фактора, рост ква-лификации и изменение профессионального состава персонала, а также улуч-шение условий труда и повышение его продуктивности.  
Экономический эффект означает сокращение или экономию про-изводственных ресурсов на изготовление продукции, товара или услуги, на-пример материальных или трудовых затрат на единицу полезной мощности или других конечных результатов.  
В рыночных условиях в соответствии с действующими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финан-сирования установ-лены следующие виды экономической эффектив-ности:  
 
- коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финан-совые последствия реализации инновационного бизнес-проекта для его непосредст-венных участников;  
- бюджетная эффективность, отражающая финансовые результаты осу-ществления разработанного проекта для федерального, региональ-ного или ме-стного бюджетов;  
- народнохозяйственная эффективность, содержащая связанные с реали-зацией запланированного проекта экономические затраты и результаты, выхо-дящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие измерение и оценку стоимостных результатов.  
Показатели коммерческой эффективности характеризуют соотно-шение финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходно-сти. Они могут рассматриваться как для всего бизнес-проекта в целом, так и для его отдельных участников с учетом долевого вклада каждого из них в об-щий финансовый результат. Основ-ным показателем коммерческой эффектив-ности служит поток реаль-ных денежных средств. Величина потока денег рас-считывается как разность между их притоком и оттоком по каждому виду инве-стици-онных проектов за период их осуществления по формуле  
 
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние осуще-ствляемого инвестиционного проекта на повышение доходов и сниже-ние рас-ходов соответствующего бюджета как федерального, так и реги-онального или местного уровня управления. Здесь основным показа-телем выступает бюджет-ный эффект. Он определяется как превыше-ние доходов соответствующего бюджета над его расходами за период осуществления данного проекта и рас-считывается по формуле  
 
Показатели народнохозяйственной эффективности определяют ос-новные экономические результаты проекта с учетом интересов госу-дарственных, феде-ральных, отраслевых и других организаций и хо-зяйственных субъектов. При расчете показателей эффективности на уровне народного хозяйства в их состав включаются в стоимостном измерении следующие результаты:  
 
1) конечные экономические результаты, в том числе выручка от реализа-ции всей продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынке, а также доходы от продажи имущества и интеллектуальной собствен-ности;  
2) социальные результаты, рассчитанные исходя из совместного воздей-ствия всех участников проекта на рост человеческого капи-тала;  
3) прямые финансовые результаты, включающие кредиты и займы банков и другие поступления средств;  
4) экологические результаты, воздействующие на улучшение ок-ружающей среды и здоровье работников;  
5) косвенные финансовые результаты, обусловленные влиянием осущест-вления проекта на рост доходов сторонних организаций и физических лиц.  
Социальные, экологические, политические и иные результаты, не под-дающиеся стоимостной оценке, могут рассматриваться как дополнительные факторы народнохозяйственной эффективности и учиты-ваться при выделении финансовых или кредитных средств, а также при государственной поддержке и реализации инвестиционных проектов.  
В состав затрат при определении народнохозяйственной эффек-тивности включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации те-кущие и единовременные расходы без повторного счета одинаковых затрат от-дельных участников в составе результатов других участников совместных ра-бот. Основные средства, временно используемые в ходе выполнения инноваци-онного проекта, учитыва-ются при расчетах эффективности следующими спосо-бами:  
1) остаточная стоимость основных средств включается в едино-временные затраты на момент начала их привлечения в бизнес-про-ект;  
2) единовременные затраты уменьшаются на величину новой (ос-таточной) стоимости этих средств на момент завершения проекта;  
3) арендная плата за время использования привлекаемых основ-ных средств включается в состав текущих затрат.  
При определении бюджетной эффективности на уровне региона или от-расли в состав результатов проекта включаются соответствующие показатели выручки и другие социальные, экологические и финансо-вые данные, рассчи-танные в региональном или отраслевом масшта-бе. В состав затрат входят толь-ко расходы предприятий - участников инвестиционного проекта без повторного счета одинаковых затрат.  
В ходе планирования коммерческой эффективности на уровне пред-приятия, фирмы или другой коммерческой организации в состав ре-зультатов проекта входят показатели, определяющие величину выруч-ки от реализации произведенной продукции, за вычетом израсходо-ванной части на собственные нужды, а также остальные социальные и финансовые показатели деятельности предприятия. В состав затрат включаются единовременные и текущие расходы без повторного сче-та. В частности, не допускается одновременное включение в смету единовременных затрат на создание основных производственных фондов и текущих затрат на их амортизацию. 
При оценке эффективности инновационных проектов возникает необхо-димость соизмерения разновременных стоимостных показате-лей путем приве-дения их к ценностям соответствующего периода. В финансовом планировании для этого используются методы компаундирования или дисконтирования, обеспечивающие сравнение сто-имостных показателей с учетом фактора време-ни.  
Метод дисконтирования означает установление текущей стоимос-ти де-нежных средств, если известна их будущая стоимость. Дискон-тирование капи-тала проводится по формуле  
 
Дисконтирование капитала представляет собой процесс приведе-ния ве-личины вложения производственных ресурсов в разные годы к сопоставимым по времени их значениям, например, стоимости капи-тала второго или третьего года к стоимости базового года. Приведе-ние к базовому периоду времени раз-личных показателей затрат, ре-зультатов и эффекта удобнее всего осуществлять путем умножения разновременных показателей на коэффициент дисконтирова-ния.  
 
Коэффициент дисконтирования, или дисконтированный множи-тель, по-зволяет определять текущую стоимость, называемую финан-совым эквивален-том, будущей денежной суммы. Иначе говоря, с по-мощью коэффициента дис-контирования будущая стоимость умень-шается на величину дохода, нарастаю-щего за предстоящий срок вне-дрения бизнес - проекта по правилу сложных процентов. Дисконтиро-вание дохода представляет собой приведение его значе-ния к моменту вложения капитала по следующей зависимости:  
 
Дисконтирование дохода применяется при планировании и оцен-ке буду-щих денежных поступлений, выражаемых такими показателя-ми, как прибыль, проценты, дивиденды и другими, с позиций теку-щего момента времени. Чем дальше по времени отдалено внедрение того или иного бизнес - проекта от се-годняшнего дня, тем меньше его стоимость в настоящее время. Объясняется это, во-первых, постоян-ным обесцениванием денег из-за непрерывного роста инфляции в условиях неопределенности рыночных отношений. Поэтому дан-ный процесс следует учитывать при расчете показателей эффективности. В оп-ределенной степени он учитывается в таких новых рыночных показателях, как чистый дисконтированный доход, индекс доходно-сти, внутренняя норма до-ходности, индекс роста цен, уровень ин-фляции и др.  
 
В процессе оценки эффективности инновационных проектов мо-гут быть широко использованы и такие общеизвестные экономичес-кие показатели, как цена продукции, издержки производства, трудоем-кость работы, материалоем-кость изделия, себестоимость, прибыль, рен-табельность, экономия ресурсов, срок окупаемости и др.  
Выбор тех или иных экономических показателей для оценки эф-фективности конкретных бизнес - проектов зависит от действующей стратегии, намеченных целей, ожидаемых результатов и критерия их оптимизации, плани-руемых при соответствующих производственных и рыночных условиях и огра-ничениях.  
Разработка и обоснование наилучшего варианта будущего плана-проекта производственной деятельности предприятия в соответству-ющих рыночных условиях предполагает правильный выбор критерия экономической эффек-тивности и оценку затрат и результатов. В сво-бодных рыночных отношениях предприятий, где действуют законы спроса и предложения, основным критери-ем эффективности эконо-мической деятельности производителей и предприни-мателей выдви-гается максимально возможная прибыль, наибольший совокуп-ный доход. Этот критерий не только отвечает основным требованиям рынка, но и соответствует главной цели каждого предприятия, как известно, состоящей в максимизации прибыли.  
 
Процессы обоснования критерия экономической эффективности и фор-мулирования стратегических целей развития предприятия или фирмы тесно взаимосвязаны и играют важную роль как во внутри-фирменном планировании, так и в организации производственной и предпринимательской деятельности. Под критерием эффективности в экономической теории принято понимать со-вокупность требова-ний, целей и задач, обеспечивающих получение наивысших конеч-ных результатов. Проведенный обзор принятия инвестиционных ре-шений подтверждает важное значение правильного выбора основных целей компании в процессе внутрифирменного планирования. Разработанные планы с учетом конкретной цели развития предприятия не могут иметь универсального применения. План-проект, обоснованный для одной фирмы с целью максимизации ее прибыли, может оказаться совершенно неприемлемым для другой компании, стремящейся максимизировать рост выручки от продажи своих товаров и услуг.  
 
Поэтому необходимо иметь в каждом случае четкие цели и критерии оценки экономической деятельности пред-приятия на первых этапах разработки внутрихозяйственных планов. В рыночной экономике центральным является теоретическое предположение о том, что все корпорации, предприятия или фирмы стремятся получать максимальную прибыль. Для утверждения о том, что любая цель максимизации доходов является приоритетной, име-ется ряд важных социально-экономических причин. Во-первых, еще классики рыночной экономики утверждали, что при определенных условиях повышение прибыли каждым не-зависимым предпринима-телем ведет к росту всего общественного благосостоя-ния. Во-вторых, владельцы фирм, стремящиеся максимизировать прибыль, хо-тят до-стичь наибольшего превышения поступлений денежных средств над из-держками производства. Процесс непрерывного торга обеспечива-ет предостав-ление факторов производства тем фирмам, которые используют их с наиболь-шей экономической отдачей. В-третьих, механизм максимизации прибыли име-ет встроенную систему планового регулирования, которая управляет рынком и обеспечивает соответствие долгосрочного размещения ресурсов общественным предпочтениям. Величина прибыли, превосходящая значения, планируемые фирмами как нормальные или необходимые, привлекает на рынок новых пред-принимателей, а растущая конкуренция снижает излишнюю прибыль. В-четвертых, максимизация прибыли на каждом предприятии должна рассматри-ваться не столько как средство достижения суммарной экономической эффек-тивности, сколько как основ-ной критерий эффективности работы конкретной фирмы или пред-приятия.  
 
Таким образом, в современной рыночной экономике общепризнан-ным критерием эффективности является максимальная прибыль. На рынке факторов производства прибыльность одних товаров и убы-точность других обусловлена действующими ценами, издержками производства, уровнем спроса, конкурен-тоспособностью и другими факторами. Наибольшие экономические доходы по-лучают те пред-приятия, которые применяют самую совершенную технологию и ор-ганизацию производства своих товаров и услуг. Всякая экономичес-кая эф-фективность создается в сфере производства и проявляется при потреблении продукции на соответствующем рынке. Однако ее уро-вень закладывается в ос-новном на стадии проектирования новых товаров и услуг, в том числе и в про-цессе внутрифирменного плани-рования. Это означает, что критерием опти-мальности внутрифирмен-ного планирования со всех точек зрения - социально-экономичес-кой и математической - может служить максимальная прибыль, наи-больший доход предприятия.  
 
Признавая прибыль основным критерием экономической эффектив-ности, считаем возможным несколько расширить в условиях рыночной экономики состав действующих показателей, пригодных для сравнитель-ной оценки альтернативных решений. В качестве эталона эффективно-сти, на наш взгляд, можно предложить экстремальные значения важ-нейших показателей затрат и результатов экономической деятельности предприятия. В общем виде все основные показатели, рекомендуемые в качестве критерия результативности, должны выражать максимальное приращение капитала или доходов фирмы. Предлагаемые критерии эффективности, характеризуемые показателями затрат, наоборот, долж-ны отражать минимальные значения расхода ресурсов.  
 
Приведем перечень основных экономических показателей, кото-рые могут применяться в качестве оценочных критериев эффектив-ности как плановой, так и всей производственно-хозяйственной де-ятельности.  
 
1. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) представляет собой об-щую сумму эффекта за весь планируемый или расчетный срок действия проекта производства товаров и услуг, приведенную к начальному пе-риоду времени. ЧДД можно также выразить как превышение интег-ральных результатов над ин-тегральными затратами за соответствующий период. Величина ЧДД за расчет-ный период при постоянной норме дисконта и стабильных рыночных ценах оп-ределяется по формуле  
 
Критерием экономической эффективности планируемых проектов высту-пает при прочих равных условиях максимальная величина чис-того дисконтиро-ванного дохода или интегрального эффекта. Из не-скольких альтернативных ва-риантов бизнес - проектов, разработанных для одинаковых условий их приме-нения, оптимальным признается тот, который приносит наибольший суммар-ный доход или иной ко-нечный результат. Если значение ЧДД инвестиционного безальтерна-тивного проекта получается положительным, то данное предложение признается эффективным при остальных неизменных условиях. Чем выше величина ЧДД, тем эффективнее в этом случае планируемый бизнес-проект. Если инвестиционный проект будет осуществляться при отрицательном значении ЧДД, то в нормальных рыночных усло-виях он не может принести дохода своим разработчикам. При выборе альтернативного варианта проекта с одинаковым значением ЧДД предпочтение должно отдаваться лучшему варианту, устанавливаемо-му по другим критериям, например по величине затрат, сроку окупа-емости и иным экономическим признакам.  
 
2. Индекс доходности (ИД) характеризует отношение суммы приве-денных эффектов к общей величине капитальных вложений. Его зна-чение можно рассчитать по формуле  
 
Индекс доходности, определяющий соотношение результатов и за-трат, тесно связан с чистым дисконтированным доходом. Если значе-ние ЧДД являет-ся положительным, то индекс доходности будет боль-ше единицы, что служит важным признаком эффективности предлага-емого проекта. При всех значениях индекса доходности, меньших еди-ницы, инвестиционные проекты будут неэффективными.  
 
3. Внутренняя норма доходности (ВНД) определяет такую норму дискон-та, при которой величина приведенных эффектов равна вели-чине приведенных капиталовложений. Существующая зависимость между этими экономическими показателями может быть выражена следующим уравнением  
 
Рассчитанная величина внутренней нормы доходности проекта сравнива-ется с требуемой инвестором процентной ставкой рефинансирования. Инвести-ции могут быть оправданы только в том случае, если ВНД будет равна или превышать установленную банком учетную ставку за кредит. В остальных слу-чаях, когда ВНД оказывается меньше требуемой инвестором нормы дохода на вкладываемый капитал, все предлагаемые проекты можно считать неэффектив-ными. При сравнении планируемых инновационных проектов по критериям ЧДД и ВНД предпочтение следует отдавать чистому дисконтированному до-ходу, как более точному и приоритетному показателю экономической эффек-тивности.  
 
4. Срок окупаемости проекта устанавливает минимальный временной ин-тервал со дня осуществления проекта, за пределами которого интегральный эффект имеет положительное значение. Этот период, измеряемый в днях, месяцах и годах, определяет такой срок, начиная с которого общие первоначальные затраты на осуществление инвес-тиционного проекта покрываются совокупными результатами. Срок окупаемости в общем виде может быть рассчитан по соотношению капитальных вложений и полученного суммарного эффекта за соответствующий период:  
 
Значения результатов и затрат, необходимые для определения сро-ка окупаемости, рекомендуется вычислять с дисконтированием, что служит основой получения более точных расчетов. Вместе с тем до-пускаются расчеты и без дисконтирования, скажем, если срок окупа-емости получается в пределах одного года. Расчетный срок окупаемо-сти может служить в общем случае критерием эффективности срав-ниваемых проектов. При прочих равных условиях при-знаком лучше-го варианта является минимальный срок окупаемости проекта. Одна-ко на практике обычно принято сопоставлять расчетный срок окупа-емости с нормативным показателем, значение которого тесно связа-но с нормой прибыли на капитал или с полученной экономической эффективностью. Нормативный срок окупаемости определяет норму доходности или прибыльности проекта:  
 
В условиях рыночных отношений теоретическая норма эффективности находится, как правило, в диапазоне между среднегодовым уровнем инфляции (нижний предел) и среднегодовой учетной ставкой за кредит (верхний предел).  
 
В процессе внутрифирменного планирования, помимо рассмотренных критериев эффективности, могут быть использованы для установления и выбо-ра оптимальных значений планируемых показателей частные критерии: себе-стоимость, материалоемкость, трудоемкость, рентабельность, безубыточность, объем продаж, доход акционеров, рыночная цена и др. Выбор тех или иных по-казателей в качестве оценочных критериев эффективности зависит от конкрет-ных производственных условий. Однако во всех случаях экономисты - менед-жеры должны уметь добиваться при существующих ограничениях своей цели: получать максимальные результаты или иметь минимальные затраты.
 

Система внутрифирменного планирования. 

Широкое распространение получила точка  зрения, что в условиях политической и экономической нестабильности, а также высоких темпов инфляции планирование не имеет смысла. Однако чем выше уровень неопределенности, порождаемой нестабильностью, тем значительнее роль планирования, в ходе которого должны быть обоснованы различные варианты хозяйствования, адекватные соответствующим прогнозным сценариям развития. При этом сама система планирования должна быть перестроена.

На уровне субъекта хозяйствования необходимость  этого обусловлена прежде всего  переходом к принципиально иному критерию (целевой функции) деятельности фирмы. Им должен стать максимум прибыли на единицу затрат (инвестиций) в долгосрочной перспективе. Оценку результатов деятельности фирмы, выбор вариантов развития, систему стимулирования работающих, экономическую политику следует строить только исходя из этого критерия. Его важным достоинством являются удобство расчета, сводимость затрат и результатов. Так, величина прибыли зависит от размера занимаемой фирмой рыночной ниши, конкурентоспособности, уровня издержек и т.д.

Рассмотрим  основные блоки системы планирования фирмы, отражающие все важнейшие  направления деятельности. 

Разработка  производственной программы.

Производственная  программа базируется на информации о потребностях в продукции фирмы, платежеспособном спросе юридических и физических лиц. В настоящее время уровень удовлетворения потребностей общества и населения по многим товарам и услугам весьма низок. Однако платежеспособный спрос существенно отстает даже от возможного для данного этапа развития объема их производства. Такое положение обусловлено нерациональной структурой общественного воспроизводства, несбалансированностью экономики.

Руководство фирмы должно стремиться получить исчерпывающую  информацию об объемах продаж, обеспеченных платежеспособным спросом потребителей ее товаров и услуг. Для производства следует отбирать продукцию, которая отвечает требованиям полной самоокупаемости и самофинансирования, т.е. позволяет осуществлять расширенное воспроизводство за счет выручки от продаж. Нужно рассчитать минимально необходимый уровень рентабельности производства, предполагающий такую величину прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, которая была бы достаточной.

Изучение  рынка должно завершиться выбором  потребителей, которым предполагается реализовать продукцию. Желательно, чтобы договоренности с потребителями были документально оформлены – подписаны договоры или, по крайней мере, протоколы намерений, в которых были бы определены сроки и условия поставок, порядок учета индексации цен и расчетов.

На этом этапе планирования следует учитывать  степень риска, целесообразность диверсификации производства и резервирования части  мощностей для возможности маневра  в случае изменения конъюнктуры  рынка. 

Расчет  потребности в  ресурсах, требующихся  для выполнения производственной программы.

     Важное  место должно быть отведено совершенствованию  нормативной базы планирования. Анализ показывает, что на многих предприятиях последняя не претерпела существенных изменений. Между тем “старые” нормативы  разрабатывались в принципиально иной ситуации. Основными ее особенностями являлись нерыночные критерии функционирования и развития; устойчивые величины оборотных средств, которыми предприятия наделялись за счет государства; не сопоставимые с нынешними темпы инфляции. Предприятия были заинтересованы в излишних трудовых и материальных ресурсах, перед ними ставилась задача максимальной (не оптимальной) загрузки мощностей.

Изменение ситуации предопределило корректировку  нормативной базы. Так, нормативы  использования рабочей силы должны быть ориентированы на избавление от резервов, связанных с направлением персонала для выполнения несвойственных функций (шефская помощь селу, общественные работы по требованиям местных властей и др.). 

Планирование  доходов и расходов.

     Одна  из важнейших функций управления фирмой – организация движения денежных и материальных потоков. Руководитель должен стремиться обеспечить, с одной стороны, максимум поступлений средств в единицу времени; с другой – наиболее эффективное задействование имеющихся средств. Между их поступлением и расходованием нужно поддерживать устойчивый динамичный баланс. Эта проблема приобретает особую актуальность в условиях высоких темпов инфляции, при которых задержки в поступлении средств ведут к их быстрому обесцениванию, а необоснованное использование – к падению доходности бизнеса.

Итак, управление движением средств должно базироваться на плановом балансе доходов и  расходов фирмы, системе мер, направленных на его выполнение. Баланс следует  разрабатывать на год, квартал, месяц, а в условиях высоких темпов инфляции – на декаду или неделю, с тем чтобы повысить обоснованность оперативного воздействия на эти процессы.

Необходимо, чтобы контроль за разработкой и  реализацией плана осуществлял  первый руководитель фирмы. Это связано с приоритетом проблемы управления денежными потоками и с противоречиями интересов руководителей более низкого ранга.

В плане  следует указывать вид поступающих  средств (деньги, валюта, бартер, взаимозачет  и т.д.). Ниже представлена форма плана.

Доходы. Основными источниками доходов фирмы являются поступления:

от реализации продукции и авансов на их производство;

от дебиторов;

от реализации запасов товарно-материальных ценностей;

кредитных средств;

прочие (доходы от ценных бумаг, возврат ранее  предоставленных другим фирмам кредитов и подотчетных сумм, доходы от социальной сферы, сдачи в аренду помещений, оборудования и т.д.).

Так, для  того чтобы запланировать поступления от реализации продукции, нужно из производственной программы определить сроки изготовления продукции и рассчитать, сколько времени понадобится для ее реализации (до поступления денег на расчетный счет фирмы). При этом используются договоры на поставку продукции, график поставок для изделий, выпускаемых по государственному заказу, а также другая документация, подтверждающая взаимные обязательства сторон по производству и реализации товаров и услуг.

Поступления авансов на производство продукции планируются исходя из обязательств потребителей как по суммам, так и по срокам их перечисления. Этот источник финансирования приобрел особую актуальность в условиях острого недостатка у производителя оборотных средств и массовых неплатежей. Поэтому в договорах на поставку обязательно нужно предусматривать авансовые платежи, размеры которых зависят от длительности производственного цикла. Многие товаропроизводители, продукция которых пользуется устойчивым повышенным спросом, практикуют ее полную предоплату.

Те потребители, которые не рассчитались в установленные  сроки, переходят в разряд дебиторов. С ними должна постоянно вестись работа: требуется непрерывный учет дебиторской задолженности, регулярно напоминать им о долге, предупреждать о включении механизма штрафных санкций, обращаться в арбитраж и контролировать выполнение его решений.

Рыночная  конъюнктура диктует необходимость частого обновления продукции, расширения ее номенклатуры. Данный процесс сопровождается появлением новых основных фондов (оборудования, площадей и т.д.) и отказом от использования части старых. Кроме того, в фирме практически всегда имеются излишние запасы сырья, материалов, реже комплектующих изделий. Поэтому должны быть налажены учет запасов любых товарно-материальных ценностей и система реализации их излишков.

Информация о работе Организация системы внутрифирменного планирования