Организационно-правовые формы коммерческих предприятий РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

В России большинство предприятий функционируют в условиях жесткого ограничения финансовых средств. В подобных условиях основной задачей, решаемой на государственном уровне, является поиск наиболее эффективного использования имеющихся ограниченных ресурсов, организационно-правовых форм предприятий. Наиболее остро эта проблема встает в период проведения реформ, затрагивающих социальные и экономические аспекты общественного устройства. Преобладающие в настоящее время организационно-правовые формы предприятий оказываются неэффективными по ряду параметров, а предусмотренные законодательством формы коммерческих организаций не могут быть полностью использованы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.02 Кб (Скачать)

     1. Это объединение граждан, которые  организуются для того, чтобы  трудиться;

     2. В основе объединения лежит  членство в кооперативе;

     3. Члены кооператива участвуют  в деятельности кооператива личным  трудом;

     4. Требуется не только личное  трудовое, но и имущественное  участие в деятельности кооператива;

     5. Членство в кооперативе на  основе только паевого взноса  без личного трудового участия  в принципе допускается, но  в определенных размерах - не более  25 процентов от суммы паевых  взносов. Допускается существование  и таких членов кооператива,  которые своим трудом не участвуют  в деятельности кооператива. Но  их должно быть не более  25 процентов;

     6. Членом кооператива, который вносит  только пай, может быть и  юридическое лицо;

     7. Члены производственного кооператива  несут субсидиарную ответственность  (субсидиарная ответственность подразумевает,  что в том случае, если имущества  кооператива недостаточно для  покрытия обязательств, то оставшаяся  часть долга возмещается пайщиками)  по обязательствам этого юридического  лица в размере, установленном  уставом кооператива;

     8. Фирменное наименование этого  юридического лица должно содержать  собственно название этого кооператива  и слова «производственный кооператив»  или «артель» (это синонимы);

     9. В качестве учредительного документа  здесь выступает устав, принятый  на общем собрании членов кооператива;

     10. Число членов кооператива должно  быть не менее 5. Максимальное  число не ограничено;

     11. Имущественную базу деятельности  кооператива образуют паевые  взносы членов кооператива. 

     §2 Унитарные предприятия: понятие, виды, порядок создания и особенности организации финансов 

     Государство в системе рыночных отношений  через государственный сектор реализует  ряд своих важнейших функций, представленных в виде поставки обществу благ, за обеспечение которых последнее  уплачивает государству налоги. К  таким благам можно отнести:

     - чистые общественные блага –  оборона, безопасность, правосудие, регулярные правоприменительные  практики;

     - общественные блага, которые предоставляются  государством наряду с частными  организациями – образование, наука, культура, здравоохранение, пенсионное обеспечение, транспортная инфраструктура, связь, финансово-кредитная деятельность.

     В мировой практике можно выделить несколько причин образования государственных  предприятий:

     - экономические – вызваны необходимостью  вмешательства государства в  хозяйственные процессы. Это касается  в первую очередь таких отраслей, как газовая, нефтяная, угольная  промышленность, сельское хозяйство,  электроэнергетика. Частные предприятия  не всегда охотно идут на  риск, связанный с освоением новых  производств, поэтому такие расходы  зачастую финансирует государство.

     - политические – связаны с развитием  интернационализации и интеграции  производства и капитала. Государственные  предприятия являются участниками  лицензионных и научно-технических  соглашений в международном сотрудничестве, создают зарубежные филиалы и  представительства, участвуют в  капиталах совместных предприятий,  а также являются крупнейшими  производителями отдельных видов  экспортной продукции.

     В соответствии с Федеральным законом  «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ, унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на имущество, закреплённое за ней собственником. В форме унитарных предприятий  могут быть созданы только государственные  и муниципальные предприятия. Имущество  унитарного предприятия принадлежит  на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации  или муниципальному образованию.

     Государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее ГМУП) в ходе коммерческой деятельности владеют и пользуются чужой (государственной, муниципальной) собственностью, которая принадлежит  им на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления, в связи  с чем данные предприятия должны перечислять собственнику имущества  часть прибыли от его использования.

     В РФ создаются и действуют следующие  виды унитарных предприятий:

     - унитарные предприятия, основанные  на праве хозяйственного ведения  – федеральное государственное  предприятие и государственное  предприятие субъекта Российской  Федерации, муниципальное предприятие;

     - унитарные предприятия, основанные  на праве оперативного управления  – федеральное казённое предприятие,  казённое предприятие субъекта  Российской Федерации, муниципальное  казённое предприятие (далее – казённое предприятие).

     Принципиальным  отличием унитарных предприятий  от акционерных обществ является отсутствие в ряду внешних источников финансирования выпуска акций, поскольку  сама организационно-правовая форма  унитарного предприятия не допускает  возможности распределения имущества  по вкладам (долям, паям), а следовательно, выпуска долевых ценных бумаг. В  то же время более разнообразны возможности  получения дополнительных средств  из централизованных источников –  бюджета и целевых внебюджетных фондов. Ресурсы, используемые в деятельности предприятия на бессрочной и бесплатной основе в виде уставного фонда, амортизации  или прибыли, не являются в юридическом  смысле собственными ресурсами. Однако характер их формирования и использования  позволяет классифицировать их, как  собственные средства.

     Метод распределения и использования  чистого дохода определяется действующей  системой хозяйствования. В России централизация чистого дохода унитарных  предприятий производится двумя  методами: налогообложением прибыли и установлением обязательных ежегодных отчислений от прибыли.

     Важным  источником финансирования расходов ГМУП выступают финансовые резервы, создаваемые  в соответствии с действующим  законодательством. В настоящее  время коммерческие организации  могут формировать три группы резервов:

     - резервы, создаваемые за счёт  включения в себестоимость продукции;

     - резервы, создаваемые за счёт  балансовой прибыли (включаются  во внереализационные расходы);

     - резервы, создаваемые за счёт  чистой прибыли.

     На  финансовом рынке ГМУП может привлекать заёмные средства следующими способами:

     - кредитов по договорам с кредитными  организациями;

     - размещения облигаций или выдачи  векселей.

     ГМУП  могут пользоваться государственной  поддержкой в виде государственной  помощи: бюджетных средств (субсидии, субвенции) и бюджетных кредитов.

     Уставом ГМУП определяются основные источники  формирования имущества, к которым  относятся:

     - имущество, переданное по решению  собственника имущества: государственным  и муниципальным предприятиям  как взнос в уставный фонд  или в хозяйственное ведение;  казённым предприятиям в оперативное  управление;

     - имущество, приобретенное предприятием  за счёт прибыли, полученной  в результате хозяйственной деятельности  остающейся в распоряжении предприятия;

     - имущество, приобретенное предприятием  за счёт заемных средств, в  том числе кредитов банков  и других кредитных организаций;

     - имущество, приобретенное или  созданное за счёт средств,  получаемых предприятием из бюджета  на безвозвратной основе на  капитальные вложения предприятия;

     - имущество, приобретенное или  созданное за счёт целевого  бюджетного финансирования в  виде трансфертов, средств, получаемых  предприятием в виде бюджетных  кредитов;

     - имущество, приобретаемое за счёт  прочих поступлений (арендная  плата, амортизационные отчисления, добровольные взносы). 

 

      Глава 3. Основные направления совершенствования основных организационно-правовых форм предприятий 

     Проведенный сравнительный анализ коммерческих и некоммерческий предприятий показывает, что для решения социальных задач  преимущественными являются организационно-правовые формы некоммерческих организаций  как обладающие наиболее подходящими  характеристиками для удовлетворения социальных потребностей общества, по сравнению с коммерческими организациями.

     Целью деятельности коммерческой организации  является получение прибыли. Полученной прибылью коммерческая организация  может распоряжаться по своему усмотрению.

     Цель  деятельности некоммерческой организации  определяется учредителем. Некоммерческая организация тоже может получать прибыль, однако расходовать полученные средства может только в соответствии с целью деятельности, определенной учредителем.

     Из  существующих организационно-правовых форм некоммерческих организаций наиболее подходящей с точки зрения организационно-правовых аспектов деятельности формой представляется автономная некоммерческая организация. Некоторой проблемой по реализации этого варианта реорганизации является то, что Закон «О некоммерческих организациях» прямо не указывает  на возможность учреждения автономных некоммерческих организаций государством и муниципальными образованиями. Но главным препятствием является возможность  передачи в частную собственность  государственного или муниципального имущества и таким образом  утрата для государства и муниципального образования этого имущества.

     Проведенный в рамках исследования анализ показал, что в настоящее время ни одна организационно-правовая форма, предусмотренная  действующим законодательством РФ, не может полностью заменить бюджетное учреждение.

     Наиболее  вероятным на настоящий момент вариантом  изменения организационно-правового  статуса предприятия является изменение  его типа с бюджетного на автономное .

     Схематично  типы учреждений и законодательные  акты их регламентирующие можно изобразить следующим образом (Рисунок 3.1): 

     

     

       

     

     

       

     Рисунок 3.1 – Типы организационно-правовой формы предприятий 

     На  настоящий момент реформа организационно-правовой формы учреждений не затрагивает  бюджетные учреждения, но цель создания автономного учреждения – оказание услуг, выполнение работ в целях  осуществления предусмотренных  законодательством Российской Федерации  полномочий органов государственной  власти и органов местного самоуправления.

     Хозяйственная самостоятельность автономных учреждений требует обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости для своевременного удовлетворения требований кредиторов при недостаточности финансирования из государственных источников.

Информация о работе Организационно-правовые формы коммерческих предприятий РФ