Автор: e*********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 17:11, курсовая работа
Современное предприятие является сверхсложной системой, которой приходится управлять в нестабильных условиях перехода к рынку. Сверхсложная природа предприятия требует предварительного анализа как его самого, так и внешней среды и выработки детальной последовательности действий по постановке целей и их реализации, т.е. сверхсложная природа предприятия, побуждает формировать план. Одновременно динамичная и нестабильная внешняя среда делает неработающими жесткие и детерминированные планы.
Другие различия:
Оперативное минирование означает практически
то же самое, что и тактическое планирование.
Термин «оперативное» более ярко,
чем термин
«тактическое», подчеркивает, что
это планирование отдельных операций
в общем хозяйственном потоке в коротком
и среднем периодах, например планирование
производства, планирование маркетинга
и т.п. Под оперативным планированием понимают
также составление бюджета организации.
Таким образом, разобравшись в
том, что такое стратегическое
и оперативное (тактическое)
Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов:
Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы.
Процесс планирования — это не простая последовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Процесс требует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты процесса не соответствуют поставленным организацией целям, они могут быть обойдены, что невозможно в процедуре. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.
Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.
Первый этап. Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.
Второй этап. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.
Третий этап. Стратегический анализ.
Фирма сравнивает цели (желаемые показатели)
и результаты исследований факторов внешней
и внутренней среды
(ограничивающих достижение желаемых
показателей), определяет разрыв между
ними. При помощи методов стратегического
анализа формируются различные варианты
стратегии.
Четвертый этап. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.
Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.
Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.
Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, тем не менее определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать:
В целом процесс планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью.
Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути план — это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы.
Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы.
Кроме указанных видов плановых документов организация должна составить вспомогательные планы, которые нужны для лучшей организации планирования на предприятиях: план организации планирования, планы действий при непредвиденных обстоятельствах, программы обратной связи, программы оценки планов.
Внутрифирменное планирование приносит хорошие плоды, если процесс планирования с самого начала правильно организован.
Прежде чем приступить к непосредственному планированию, ответственные за планирование на предприятии должны принять содержание и последовательность процесса планирования.
Крупное предприятие, как правило, осуществляет процесс планирования целиком, без существенных изъятий. Сложно организованная фирма нуждается как в стратегическом плане, так и в среднесрочных планах и программах, а также во всех разновидностях оперативного планирования. Большая фирма должна заботиться о подготовке и реализации проектов развития новых товаров, новых подразделений.
Фирмы более скромных размеров часто упрощают процесс планирования, сводя его к составлению 5-летнего стратегического плана и годичных оперативных планов.
При этом, если небольшая организация ориентирована на создание наступательных планов, она также подготавливает проект развития своего производства (дела).
Определив составные элементы процесса планирования, ответственные за эту деятельность должны установить последовательность действий по планированию.
Логически, как это вытекает из схемы процесса
планирования, составление тактических
планов следует за стратегическим планированием.
Однако многие менеджеры и плановики,
являясь крепкими практиками и имея обширный
опыт оперативного планирования, при первых
шагах в стратегическом планировании
опасаются начинать плановую деятельность
с определения стратегии. Формулирование
самых общих направлений деятельности
организации представляется им занятием
слишком абстрактным, не совсем полезным
и даже опасным с точки зрения потери времени
и внимания к-неотложным-задачам.
Такие менеджеры занимаются разработкой
оперативных планов как основным видом
плановой деятельности, а стратегическое
планирование рассматривают как пробное,
побочное занятие. В таких случаях последовательность
планирования оказывается противоположной:
сначала составление оперативных планов,
а затем разработка стратегии. Но, как
показывает опыт, постепенно, через 2-3
годичных цикла, менеджеры осознают важность
стратегического планирования, приобретают
необходимые навыки и обнаруживают, что
им удобнее следовать от стратегии к тактике.
Встречаются ситуации, когда стратегические и оперативные планы выполняются одновременно. Главный недостаток такой практики — это возникновение препятствия к эффективному планированию: неотложность оперативных решений начинает доминировать над стратегическими проблемами, и фирма теряет основные ориентиры своей деятельности.
Если содержание и последовательность процесса определены, полезным для организации является составление схем воспроизводящих процесс планирования в календарной последовательности. Эти схемы могут иметь различный вид: диаграммы, таблицы, графические цепочки, графики-пирамиды и т.д. В любом случае такие схемы помогают организации:
Конечно, последовательные схемы не могут стать всеобъемлющим документом планирования, потому что:
Большая часть информации по планированию передается в устной форме, в виде специальных сообщений, на совещаниях и т.д.
Тем не менее, составление схем очень полезно для участников планирования, так как это дисциплинирует плановую деятельность.
Процесс планирования
в организации продолжается непрерывно
в течение года. Две основные части планирования
выполняются в разные периоды года: составление
стратегического плана обычно происходит
в I и II четвертях
(кварталах) финансового года, оставшееся
время занимает оперативное планирование.
Оперативные планы конкретизируют содержание
5-летних планов для первого года действий.
Для того, чтобы процесс планирования был непрерывным и не возникало разрыва между двумя 5-летними планами, многие организации составляют так называемые скользящие (переходные) планы. В скользящем плане вместо истекшего года каждый раз прибавляется новый год (так в плане на 1996—2000 гг. по истечении 1994 г. добавляется 1999 г., определяя новый пятилетний горизонт — с 1997 г. по 2001 г.). При этом учитываются изменения, произошедшие в состоянии рынка, технологии, политики, внутренних факторов организации в предыдущем (1996) году, и во вновь составленные планы вносятся необходимые изменения.
В соответствии со схемами последовательного
планирования определенные операции по
планированию (например, составление бюджета)
осуществляются регулярно, ежегодно, приблизительно
в один и тот же период года. Но если в выполнении
планов есть серьезные отклонения, то
нет другого выхода, как пересмотреть
план в тот момент, когда эти отклонения
обнаружились
(например, произвести пересмотр бюджета
не в январе, а в мае).
Информация о работе Оперативное управление основным производством