Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:46, реферат
Определение и содержание недобросовестной конкуренции, правовые источники регулирования конкурентных отношений как средства пресечения недобросовестной конкуренции, роль государства и ФАС в обеспечении правовых гарантий конкуренции
Порядок использования фирменных наименований и иных средств индивидуализации юридических лиц определяется главой 76 части IV Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правовые основы регулирования конкурентных отношений определяются федеральным антимонопольным законодательством.
Принятый 26 июля 2006 года Федеральный закон «О защите конкуренции» объединил в себе два ранее действовавших закона - Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и, таким образом, устанавливает единые нормы по защите конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг.
Статья 1 названного Федерального закона определяет предмет и цели данного законодательного акта. Предметом являются организационные и правовые основы защиты конкуренции, одним из составляющих которых является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Статья 4 Федерального закона «О защите конкуренции» раскрывает понятие недобросовестной конкуренции:
Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Закон определяет, что включает в себя недобросовестная конкуренция.
Федеральный закон «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ст. 3).
Положения данного Федерального закона применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими или иностранными лицами либо организациями, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются следующие условия:
1)
соглашения достигнуты в
2) соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в Российской Федерации.
Помимо Федерального закона «О защите конкуренции» к источникам антимонопольного законодательства относятся:
- Конституция РФ, в соответствии с которой гарантируется единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8), не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию, недобросовестную конкуренцию (ст. 34);
- Гражданский кодекс РФ, согласно которому не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10);
- Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающий ответственность за нарушения антимонопольного законодательства;
- Уголовный кодекс РФ (ст. 178 «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции);
- Указы Президента РФ;
- Постановления и распоряжения Правительства РФ;
-
Нормативные правовые акты, принимаемые
Федеральной антимонопольной службой
в рамках ее компетенции.
3. Роль государства и ФАС в обеспечении правовых гарантий конкуренции
Государство проявляет постоянную заботу об укреплении правовых гарантий свободной конкуренции. Главным методом служит контроль, проводимый им в этой сфере общественных отношений. Государственный контроль за реализацией правовых гарантий конкуренции, прежде всего тех, что закреплены в антимонопольном законодательстве, составляет одно из обязательных условий формирования и развития социально ориентированной рыночной экономики, свободы конкуренции на товарных рынках.
Государственный контроль призван охватить весь массив нормативно-правовой основы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Главное в антимонопольном контроле — не допустить, предупредить, а если сделать это своевременно не удалось, то решительно пресечь обман потребителей, любые другие формы недобросовестной конкуренции и разного рода проявления монополистической деятельности — антиконкурентные соглашения, согласованные действия и т. п., повлекшие или могущие повлечь ущемление интересов хозяйствующих субъектов и граждан, а значит, и интересов общества и государства. Конечный результат государственного контроля выражается в восстановлении нарушенных прав и законных интересов участников рыночных отношений, возмещении причиненных им убытков, привлечении к юридической ответственности виновных.
Государственный контроль за осуществлением антимонопольного законодательства — общая задача всех, в пределах предоставленных им полномочий, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Надзор за его соблюдением, исполнением и применением от имени Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Федеральным антимонопольным органом производится непосредственная реализация государственной политики по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках. Руководство деятельностью ФАС осуществляет Правительство РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", ФАС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
ФАС России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также указанным Положением.
ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно статье 22 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:
1)
обеспечивает государственный
2)
выявляет нарушения
3)
предупреждает
4)
осуществляет государственный
Основные полномочия ФАС России определены статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции». В соответствии с указанной статьей ФАС России:
1)
возбуждает и рассматривает
2)
выдает в случаях, указанных
в Федеральном законе, хозяйствующим
субъектам обязательные для
а) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
б)
о прекращении злоупотребления
хозяйствующим субъектом
в) о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;
г) о прекращении недобросовестной конкуренции;
д) о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;
е) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
ж) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
з) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;
и)
о заключении договоров, об изменении
условий договоров или о
к) о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
л) об изменении или ограничении использования фирменного наименования в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией;
м) о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания;
н) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям или информации, о предоставлении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке прав на объекты охраны промышленной собственности, о передаче прав на имущество или о запрете передачи прав на имущество, о предварительном информировании антимонопольного органа о намерении совершить предусмотренные предписанием действия;
3)
выдает федеральным органам