Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:50, доклад
Мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию. Motive – побуждение.
Мотивация персонала — один из способов повышения производительности труда. Мотивация труда персонала является ключевым направлением кадровой политики любого предприятия. Наиболее эффективной системой мотивации сотрудников, является «мотивация на результат».
Рис. 1. Схема протекания мотивационного процесса
Теория Портера-Лоулера
Теория Лаймана Портера и Эдварда Лоулера включает элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели фигурируют пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно модели Портера-Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения.
Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутренние вознаграждения, такие, как чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения, такие, как похвала руководителя, премия, продвижение по службе.
В
соответствии с теорией справедливости,
люди имеют собственную оценку степени
справедливости вознаграждения, выдаваемого
за те или иные результаты. Удовлетворение
- это результат внешних и внутренних вознаграждений
с учетом их справедливости. Удовлетворение
является мерилом того, насколько ценно
вознаграждение на самом деле. Эта оценка
будет влиять на восприятие человеком
будущих ситуаций.
Применение теории Портера-Лоулера
Один
из наиболее важных выводов Портера
и Лоулера состоит в том, что
результативный труд ведет к удовлетворению.
Это прямо противоположно тому, что
думает на сей счет большинство менеджеров.
Они находятся под влиянием ранних теорий
человеческих отношений, полагавших, что
удовлетворение ведет к достижению высоких
результатов в труде или, говоря другими
словами, более довольные рабочие трудятся
лучше. Портер и Лоулер, напротив, полагают,
что чувство выполненной работы ведет
к удовлетворению и, по-видимому, способствует
повышению результативности.
Исследования, как представляется, подтверждают точку зрения Портера и Лоулера о том, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его.
Модель
Портера - Лоулера внесла основной вклад
в понимание мотивации. Она показала,
что мотивация не является простым
элементом в цепи причинно-следственных
связей. Эта модель показывает также, насколько
важно объединить такие понятия как усилия,
способности, результаты, вознаграждения,
удовлетворение и восприятие в рамках
единой взаимоувязанной системы.
Направления развития мотивации:
Цель доплаты – закрепление на предприятии постоянных работников, чей профессиональный и квалификационный уровень соответствует требованиям предприятия.
Как
уже отмечалось, способы экономического
стимулирования должны зависеть не только
от специфики фирмы в целом, но
и варьироваться в зависимости
от специализации работников. В таблице
1 показаны возможные способы
Способы экономического стимулирования
Персонал | Вознаграждения |
Торговая группа |
|
Производственные рабочие |
|
Секретарь |
|
Управляющий производст-вом |
|
Эволюция
взглядов на мотивацию
Современная психология выделяет два
вида мотивации: внутреннюю и внешнюю.
Внутреннюю мотивацию связывают с интересом
к профессиональной деятельности, значимостью
выполняемой работы, свободой действий,
возможностью реализовать себя, развить
свои способности, умения и навыки. Внешняя
мотивация обусловлена воздействием внешних
факторов, связанных с условиями оплаты
труда, социальными гарантиями занятости,
возможностями служебного продвижения
и т.п. Внешние факторы оказывают сильное
воздействие, но не всегда длительное.
Среди современных способов мотивации
можно выделить:
- нормативную мотивацию - побуждение человека
к определенным действиям или поведению
посредством воспитательного воздействия:
убеждения, внушения, информирования и
т.п.;
- принудительную мотивацию - использование
властных полномочий с угрозой снижения
уровня удовлетворения потребностей работника
при невыполнении им соответствующих
требований ("кнут");
- стимулирование - воздействие не на личность
непосредственно, а на внешние обстоятельства
с помощью ожиданий благ, побуждающих
работника к определенному поведению
("пряник").
Первые два способа являются прямыми воздействиями
на личность, третий - косвенным, поскольку
в его основе лежит воздействие внешних
факторов-стимулов. Отмеченные способы
нашли отражение в современных теориях
мотивации, которые по классификации X.
Шольца можно выделить 3 группы:
1. Теории, в основе которых лежит специфическое
представление об объекте мотивирования
- человеке;
2. Внутриличностные (содержательные) теории;
3. Процессуальные теории.
Теории первого блока анализируют определенный
образ работника, его потребности и мотивы;
второго - исходят из анализа структуры
потребностей и мотивов личности и их
проявления; третьего - изучают влияние
на мотивацию внешних факторов среды.