Механизм правового установления критериев определения монопольно высокой цены товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:38, реферат

Описание работы

Предметом исследования настоящей работы является изучение нормативных актов и судебной практики относительно определения понятия «монопольно высокая цена товара».
Цель настоящей работы - обобщение изученного материала по вопросам механизма правового установления критериев определения монопольно высокой цены товара, а также выявление принципиальных недостатков новой редакции статьи 6 «Монопольно высокая цена товара».

Содержание

Введение…………………………………...………………………………………3
Глава 1. Понятие и критерии определения монопольно высокой цены монопольно высокой цены……………………………………………….……...4
Глава 2. Ответственность за установление монопольно высокой цены……..8
Заключение …………………………………………………………………..….11
Список используемой литературы………………………………………..……13

Работа содержит 1 файл

1. монопольно высокая цена.docx

— 34.08 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

 

Институт права и гуманитарного  образования

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Механизм правового  установления критериев определения  монопольно высокой цены товара»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка ДГЮ-501

Зенина Т.С.

Преподаватель:

Мурызева Валентина Олеговна               

 

 

 

 

 

Москва, 2012.

Содержание

Введение…………………………………...………………………………………3

Глава 1. Понятие и критерии определения монопольно высокой цены монопольно высокой цены……………………………………………….……...4

Глава 2. Ответственность за установление монопольно высокой цены……..8

Заключение …………………………………………………………………..….11

Список используемой литературы………………………………………..……13

 

Введение

 

Закон «О защите конкуренции» как в действующей редакции, так  и в прежних редакциях устанавливает  несколько видов правонарушений антимонопольного законодательства хозяйствующим  субъектом, который индивидуально  или в группе с другими субъектами занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке. Одно из таких правонарушений — это  установление монопольно высокой цены товара.

В России 6 января вступил  в силу "третий антимонопольный  пакет", вносящий изменения в федеральный  закон "О защите конкуренции" и  отдельные законодательные акты РФ. Законом уточняются такие понятия, как критерии определения монопольно высокой цены товара.

Как показала практика, нормативное  определение монопольно высокой  цены товара, установленное в статье 6 прежней редакции закона «О защите конкуренции», является неоднозначным, размытым, допускающим взаимоисключающие  толкования. Как следствие, целый  ряд решений ФАС России, основанных на использовании этого определения, были предметом судебных рассмотрений. При этом нередко различные суды давали прямо противоположные трактовки статьи 6.

В новой редакции статьи 6 предпринята попытка устранить  недостатки прежней редакции этой статьи путем введения нового определения  термина «монопольно высокая  цена товара».

Предметом исследования настоящей работы является изучение нормативных актов и судебной практики относительно определения понятия «монопольно высокая цена товара».

Цель настоящей работы - обобщение изученного материала  по вопросам механизма правового  установления критериев определения  монопольно высокой цены товара, а  также выявление принципиальных недостатков новой редакции статьи 6 «Монопольно высокая цена товара».

 

Глава 1. Понятие монопольно высокой цены

 

Согласно пункту 1 статьи 6 закона «О защите конкуренции» под монопольно высокой ценой понимается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения  ранее установленной цены товара, если при этом выполняются  в совокупности следующие условия:

 а) расходы, необходимые  для производства и реализации  товара, остались неизменными или  их изменение не соответствует  изменению цены товара;

 б) состав продавцов  или покупателей товара остался  неизменным либо изменение состава  продавцов или покупателей товара  является незначительным;

 в) условия обращения  товара на товарном рынке, в  том числе обусловленные мерами  государственного регулирования,  включая налогообложение, тарифное  регулирование, остались неизменными  или их изменение несоразмерно  изменению цены товара;

2) путем поддержания  или неснижения ранее установленной  цены товара, если при этом  выполняются в совокупности следующие  условия:

 а) расходы, необходимые  для производства и реализации  товара, существенно снизились;

 б) состав продавцов  или покупателей товара обусловливает  возможность изменения цены товара  в сторону уменьшения;

 в) условия обращения  товара на товарном рынке, в  том числе обусловленные мерами  государственного регулирования,  включая налогообложение, тарифное  регулирование, обеспечивают возможность  изменения цены товара в сторону  уменьшения.

Для признания цены товара, установленной занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, монопольно высокой достаточно подтвердить ее несоответствие хотя бы одному из перечисленных выше критериев.1

Также в законе «О защите конкуренции» установлены  следующие исключения при признании  цены товара монопольно высокой:2

    • не признается монопольно высокой цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности, то есть деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества.
    • цена товара не признается монопольно высокой, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    • цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.
    • цена товара не признается монопольно высокой в случае, если она установлена на бирже при одновременном соблюдении следующих условий:

1) объем продаваемого  на бирже товара, производимого  и (или) реализуемого хозяйствующим  субъектом, занимающим доминирующее  положение на соответствующем  товарном рынке, составляет не  менее величины, установленной федеральным  антимонопольным органом и федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое  регулирование сферы деятельности, к которой относится производство  соответствующего товара;

2) сделки заключаются  хозяйствующим субъектом, занимающим  доминирующее положение на соответствующем  товарном рынке, в ходе биржевых  торгов, которые соответствуют требованиям,  определенным федеральным антимонопольным  органом и федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим  нормативно-правовое регулирование  сферы деятельности, к которой  относится производство соответствующего  товара, в том числе требованиям к минимальному количеству участников биржевых торгов в течение торговой сессии; 

 

3) хозяйствующий субъект,  занимающий доминирующее положение  на соответствующем товарном  рынке, аккредитованный и (или)  участвующий в торгах (в том  числе путем подачи заявок  на участие в торгах брокеру,  брокерам), предоставляет бирже список  аффилированных лиц в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом;

4) действия хозяйствующего  субъекта, занимающего доминирующее  положение на соответствующем  товарном рынке, и (или) его  аффилированных лиц не относятся  к манипулированию рынком;

5) реализация на бирже  товара хозяйствующим субъектом,  занимающим доминирующее положение  на соответствующем товарном  рынке, осуществляется регулярно  с равномерным распределением  объема товара по торговым  сессиям в течение календарного  месяца. Правительство Российской  Федерации вправе определятькритерии регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков;

6) хозяйствующий субъект,  занимающий доминирующее положение  на соответствующем товарном  рынке, осуществляет регистрацию  внебиржевых сделок на поставки  товаров, обращающихся на таком  товарном рынке, в случаях и  в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;

7) минимальный размер  биржевого лота не препятствует  доступу на соответствующий товарный  рынок;

8) реализация товара хозяйствующим  субъектом, занимающим доминирующее  положение на соответствующем  товарном рынке, осуществляется  на бирже, соответствующей требованиям  законодательства Российской Федерации  об организованных торгах, включая  требования к соблюдению конфиденциальности  информации о лицах, подавших  соответствующие заявки на участие  в торгах, в том числе путем  подачи таких заявок брокеру,  брокерам.

 

    • не признается монопольно высокой цена товара, установленная с учетом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на бирже, согласованных с антимонопольным органом.
    • не признается монопольно высокой цена товара в случае, если она не превышает цену, установленную на бирже с соблюдением предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи 6 Закона «О защите конкуренции», и при этом экономические (коммерческие) условия сделки сопоставимы по количеству и (или) объему поставляемых товаров, срокам исполнения обязательств, условиям платежей, обычно применяемых в сделках данного вида, а также по иным разумным условиям, которые могут оказывать влияние на цену.

 

Пунктом 8 ст. 6 Закона «О защите конкуренции» при определении монопольно высокой цены товара в соответствии с частью 1 настоящей статьи учитываются  биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.

 

Глава 2. Ответственность за установление монопольно высокой цены

Помимо административной ответственности за установление монопольно высокой цены на товары действующим законодательством установлена также и уголовная ответственность.

Так, недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере, наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.3

Те же деяния:

 а) совершенные лицом  с использованием своего служебного  положения;

 б) сопряженные с  уничтожением или повреждением  чужого имущества либо с угрозой  его уничтожения или повреждения,  при отсутствии признаков вымогательства;

 в) причинившие особо  крупный ущерб либо повлекшие  извлечение дохода в особо  крупном размере, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

Деяния, предусмотренные  частями первой или второй данной статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Усиление ответственности  привело к резкому росту числа  жалоб в антимонопольный орган  о высоких ценах на те или иные товары с просьбой принять меры. Только за последние два года количество обращений  в ФАС по этой теме выросло почти в 2 раза. Можно прогнозировать, что введение уголовной ответственности добавит желающих использовать норму о монопольной цене как в своих корыстных целях (способ устранить конкурента), так и в «общественных интересах», чтобы «приструнить распоясавшихся монополистов». 4

Информация о работе Механизм правового установления критериев определения монопольно высокой цены товара