Материально-техническая база предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Успешное развитие экономики предприятия, как и любой другой составной части экономики страны, находится в прямой связи с созданием и укреплением материально-технической базы.
Создать материально-техническую базу предприятия – значит, прежде всего, оснастить её отрасли необходимыми мощностями и основными фондами, осуществить для этого программу капитальных вложений и строительных работ.
Несмотря на трудности перехода к рыночной экономике, торговым предприятиям уделяют пристальное внимание вопросам создания и укрепления материально-технической базы торговли, заготовок, производства и других отраслей деятельности потребительской кооперации.
Актуальность темы исследования заключается в том, что на современном этапе экономики, управление материальными ресурсами предприятия играет большую роль в управлении предприятием в целом.
Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов предприятия, то есть тех средств производства, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительские свойства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
1.Материально – техническая база предприятия.
1.1.Понятие материальных ресурсов и показатели их использования.
1.2. Анализ ценности сырья и материалов.
1.3. Определение оптимального количества заказов.
1.4. Выбор предприятий – поставщиков сырья и материалов.
1. 5. Хранение сырья и материалов, подготовка их к движению.
1.6. Экономическое использование ресурсов.
2. Материально – технические показатели торгового предприятия «Незабудка».
3 .Заключение.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик ОП.docx

— 51.10 Кб (Скачать)

  Источниками финансирования для открытия данного магазина послужили собственные средства. Наемный персонал: 14 человек. Экономической службы планирования и анализа  в магазине не существует. Вся отчётность для проверяющих органов, в т.ч. налоговой инспекции, ведётся единственным бухгалтером, которому помогает руководитель  магазина. Рост товарооборота за последний 2009 год происходил в основном за счёт расширения ассортимента белья и одежды. По товарам бытовой химии и парфюмерии увеличение оборота не происходило по причине жёсткой конкуренции  и насыщения рынка товарами данной группы.

   Средний стаж работающих на данном предприятии более 3-х лет. Повышение заработной платы производится за счёт увеличения товарооборота и, следовательно, за счёт повышения производительности труда. Новые работники были приняты на работу в связи с открытием отдела детской одежды, находящегося в изолированном помещении с отдельным выходом.

Издержки данного  магазина за месяц включают в себя:

1. Заработную плату рабочим,

2. Налоги,

3. Коммунальные платежи,

4. Транспортные расходы,

5. Аренда земельного участка под магазин.

   Налогообложение предприятия осуществляется посредством уплаты единого налога на вменённый доход, который прямо пропорционален площади торгового зала магазина.

   Службы маркетинга  в торговом центре не существует, но поставщики товаров оказывают некоторые услуги с целью продвижения своих товарных групп.

   Ассортимент товаров подвержен некоторым колебаниям, обусловленным различными потребностями покупателей в разные периоды. В основном это сезонные колебания, например, летом продаётся заметно больше стиральных порошков, туалетной воды и дезодорантов для тела. Зимой больше пользуются спросом средства для ухода за кожей лица и рук, а также духи. В каждой товарной группе есть свои «летние» и «зимние» товары. В течение месяца колебания в продаваемом ассортименте объясняется наличием, либо отсутствием у покупателя необходимого объёма денежных средств.

   Торгвоый центр работает в условиях жёсткой конкуренции. В радиусе 500 м. от магазина «Незабудка» расположены 8 магазинов данного профиля, в том числе 2 супермаркета и 1 минимаркет, работающие в формате самообслуживания. Такое месторасположение заставляет руководство торгового центра работать в постоянном поиске оптимального ассортимента с целью максимального удовлетворения потребностей покупателей.

   Торговый центр «Незабудка» рассчитан на широкий круг потребителей, но в основном это женщины, многие из которых имеют детей. На этом факте и основывается выбор новых направлений в развитии магазина.

   Анализ товарооборота торгового центра «Незабудка» по общему объёму и ритмичности торговой деятельности проведем по месяцам за 2008-2009 г.г.

   Товарооборот торгового центра«Незабудка» за 2008-2009 г.г.

   Таблица №1Месяц Товарооборот, руб. 

                      2008 2009

Январь 343461,50 4883824,70

Февраль 548819,60 5407422,20

Март             822152,00 5976592,60

Апрель 1214163,91 6547718,70

Май             1544614,00 7023724,10

Июнь             1922924,20 7563436,40

Июль             2293356,70 8107473,50

Август 2651416,00 8616671,40

Сентябрь 3051780,70 9127846,50

Октябрь 3372252,00 9638291,30

Ноябрь 3802292,70 10187636,70

Декабрь 4197712,30 10704879,50 

   Исходя из данных в таблице, можно рассчитать валовой оборот за месяц. Для этого из суммы последующего месяца вычитаем сумму предыдущего месяца каждого года.

                         2008 г.

Январь: 548819,60 – 343461,50 = 205358,10

Февраль: 822152 – 548819 = 273332,40

Март: 1214163,91 – 822152 = 392011,91

Апрель: 1544614 – 1214163,91 = 330450,09

Май: 1922924,20 – 1544614 = 378310,10

Июнь: 2293356,70 – 1922924,20 = 370432,50

Июль: 2651416 – 2293356,70 = 358059,30

Август: 3051780,70 – 2651416 = 400364,70

Сентябрь: 3372252 – 3051780,70 = 320471,30

Октябрь: 3802292,70 – 3372252 = 430040,70

Ноябрь: 4197712,30 – 3802292,70 = 395419,60

Декабрь: 4883824,70 – 4197712,30 = 686112,40

                               2009 г.

Январь: 5407422,20 – 4883824,70 = 523597,50

Февраль: 5976592,60 – 5407422,20 = 569170,40

Март: 6547718,70 – 5976592,60 = 571126,10

Апрель: 7023724,10 – 6247718,70 = 476005,40

Май: 7563436,40 – 7023724,10 = 539712,10

Июнь: 8107473,50 – 7563436,40 = 544037,10

Июль: 8616671,40 – 8107473,50 = 509197,90

Август: 9127896,50 – 8616671,40 = 511225,10

Сентябрь: 9638291,30 – 9127896,50 = 510394,80

Октябрь: 10187636,70 – 9638291,30 = 549345,40

Ноябрь: 10704879,50 – 10187636,70 = 517242,80

Декабрь: 11398129,30 – 10704879,50 = 693249,80

   По показателям валового оборота за месяц можно вычислить среднегодовой месячный оборот (Ксг.об.) за каждый год. Для этого необходимо сложить показатели валового оборота за каждый месяц анализируемого года и разделить сумму на число месяцев в этом году.

                                                           2008г.

205358,10 + 273332,40 + 392011,91 + 330450,09 + 378310,10 + 370432,10 + 358059,30 +

Ксг. об. = 12+ 400364,70 + 320471,30 + 430040,70 + 395419,60 + 686112,40

12 = 378363,6

                                                            2009г.

523597,50 + 569170,40 + 571126,10 + 476005,40 + 539712,30 + 544037,10 + 509197,90 +

Ксг. об. = 12+ 511225,10 + 510394,80 + 549345,40 + 517242,80 + 693249,80

12 = 542858,72

   Исходя из полученных данных, можно  вычислить среднемесячный рост товарооборота (Кр.об.) Для этого используем формулу среднегодовой месячный оборот за 2006 г.

Кр. об = среднегодовой  месячный оборот за 2005 г. • 1,15

Получим: 542858,72

Кр. об = 378363,6 • 1,15 = 1,25

   По полученным результатам видно, что по сравнению с 2005 г. в 2006 г. произошёл значительный прирост товарооборота (25%). Это было достигнуто благодаря расширению ассортимента товара.

   При анализе товарных запасов по данным за месяц фактические товарные запасы в днях на конец месяца определяют по отношению к товарообороту истекшего месяца. Основными задачами подобного анализа являются:

- изучение степени  обеспеченности товарными запасами  товарооборота и регулярности  снабжения населения;

- выявление причин  отклонений фактических запасов  товаров от установленных нормативов. Для проведения анализа товарных  запасов предприятия «Незабудка»   нужно рассчитать средние размеры  товарных запасов в 2008-2009 г.г.

   Товарные запасы торгового центра «Незабудка» за 2008-2009 г.г.

Таблица №2

Месяц Товарный запас, руб. Товарный запас, руб.

                       2008 2009

Январь 510375 841706

Февраль 531120 976256

Март             489070 1076407

Апрель 541688 980373

Май             573767 1115770

Июнь             576825 1252600

Июль             650155 1340022

Август 597590 1271898

Сентябрь 619903 1351078

Октябрь 603564 1500688

Ноябрь 825655 1650298

Декабрь 841706 1799127

   Используя  эти данные  можно рассчитать средний размер товарных запасов (Кср. т.з). Для этого необходимо сложить данные отдельно за каждый год и разделить на количество месяцев в этом году.

2008 г.

К ср т.з = 510375 + 531120 + 489070 + 541688 + 573767 + 576825 + 650155 + 597590 + 619903 + 603564 + 825655 + 841706 = 613451,5

2009 г.

К ср т.з = 841706 + 976256 + 1076407 + 980373 + 1115770 + 1252600 + 1340022+ 1271898 + 1351078 + 1500688 + 1650298 + 1799127 = 1263001,92

Основные фонды  торгового центра в нашем случае включают в себя:

- здание магазина  «Незабудка»

- транспортное  средство (ВАЗ 21111 2000 г. в.).

   Основываясь на данных публикаций в прессе о продаже подобных объектов недвижимости и транспортных средств, мы приходим к выводу, что рыночная стоимость основных фондов  торгового центра составила:

2008 г.

- здание магазина  – 2 млн. рублей;

- автомобиль  – 120 тыс. рублей.

2009 г.

- здание магазина  – 2,4 млн. рублей;

- автомобиль  – 100 тыс. рублей.

   Стоимость основных фондов (здание + транспортное средство) равна в 2008 году – 2,120 млн. рублей, а в 2009 году – 2,5 млн. рублей.

   Эффективность использования основных фондов торговли характеризуется следующими показателями:

- фондоотдача;

- фондорентабельность;

- фондоёмкость.

   Рассчитаем фондоотдачу (ФО) за 2008-2009 г.г. Для этого сначала рассчитаем розничный товарооборот, опираясь на данные таблицы 2.1.

2008 г.

Розничный ТО = 4883824,7 – 343461,5 = 4540363,2

2009 г.

Розничный ТО = 11398129,3 – 4883824,7 = 6514304,6

   Фондоотдача за 2008-2010 г.г. Она представляет собой соотношение розничного товарооборота за определённый период к среднегодовой стоимости основных фондов за этот же период. Формула имеет следующий вид:

Розничный ТО

ФО = Стоимость  основных фондов

Используя эту  формулу, получим:

2008г.

4540363,2

ФО = 2120000 = 2,14

2009 г.

6514304,6

ФО = 2500000 = 2,61

   Фондоёмкость является обратным показателем фондоотдачи и отражает сумму основных фондов, приходящуюся на 1 рубль товарооборота. Рассчитаем фондоёмкость (ФЕ) за 2005-2006 г.г.

   Среднегодовая стоимость основных фондов

ФЕ = Розничный  ТО

Используя формулу, получим:

2008 г.

2120000

ФЕ = 4540363,2 = 0,47

2009 г.

2500000

ФЕ = 6514304,6 = 0,38

   Теперь можно  рассчитать фондорентабельность (ФР) за 2008-2009 г.г. Фондорентабельность представляет собой соотношение прибыли за отчётный период к стоимости основных фондов. Формула расчёта фондорентабельности имеет вид:

Прибыль за отчётный период.

ФР = Стоимость  основных фондов

Используя эту  формулу, получим:

2008г.

221626,1

ФР = 2120000 = 0,10

2009 г.

569893,5

ФР = 2500000 = 0,23

   Из расчётов видно, что использование основных фондов характеризует ситуацию положительно. Так, фондоотдача характеризует прирост выручки на 1 рубль среднегодовой стоимости основных фондов.

   Фондоёмкость же, наоборот, уменьшилась (0,47 до 0,38), и также оценивается положительно. Фондорентабельность также увеличилась (с 0,10 до 0,23). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Заключение

   Поставленная цель была достигнута путем комплексного анализа существующих методов управления материальными ресурсами предприятия, анализа периодического материала, статей и аналитического материала на данную тему. Мною была проанализирована структура современных методов управления материальными ресурсами предприятия, система и движение сырья и материалов от момента определения необходимости обеспечения производственного процесса материальными ресурсами до выхода конечного продукта.

Информация о работе Материально-техническая база предприятия